226_voskresenskiy_1_3.jpg

Поговорим про пресс-туры. Понятное дело, я буду говорить со своей точки зрения, а ведь есть еще и другие точки — пиарщика, организатора, девелопера или риелтера — в общем, того, кто платит. И эти точки зрения интересно было бы выслушать.

Я вот сейчас задам определенную тональность, а дальше каждый сможет в ее рамках сыграть свою мелодию. Так вот. Я считаю, что любой пресс-тур — это совместная работа приглашающей стороны и журналиста. И от того, как каждый из них поработал, зависит результат…

Да, я и сам чувствую, что получается бла-бла-бла. Скучно, неинтересно. Что ж интересного в совместной работе? Рутина какая-то.

Намного интереснее такая постановка вопроса: пресс-тур — это подкуп журналиста для получения требуемого текста, или, что не сильно отличается, — товарно-денежно-информационная сделка с заранее обговоренными условиями.

Именно так считают некоторые организаторы пресс-туров. Самый, конечно, яркий пример — это когда одна нежно любимая мной контора (организатор супер-пупер премии в области недвижимости) предложила поездку в Сочи на один (!) день с условием обязательной публикации положительного (sic!) материала на двух полосах с предварительным утверждением макета. В Сочи! С предварительным утверждением! Это мне напомнило известный анекдот про цыганку и гинеколога.

Именно так считают и некоторые редакции. По крайней мере, одна известная и уважаемая газета принципиально выступает против участия ее сотрудников в любых пресс-турах, то есть априори соглашается с тем, что это является подкупом журналиста.

В общем-то, позиция понятна, и я даже согласился бы с ней, но при одном условии. Если редакция запрещает журналистам поездки в пресс-туры, то пусть она за свой счет посылает их в командировки. Все-таки писать о зарубежной недвижимости по картинкам в интернете и комментариям спикеров — это как пить чай с сахаром вприглядку. Да и нашу отечественную недвижимость лучше оценивать с учетом зарубежного опыта.

Лично у меня позиция очень простая. Соглашаясь на поездку, я заранее говорю, что не гарантирую и не обещаю публикацию. Если организатора это не устраивает — ради бога,  не еду. Но умный организатор поездки понимает: для журналиста всегда интереснее написать, чем не написать. Ну, просто профессия к этому обязывает. И если он (организатор) покажет что-то интересное, то публикация гарантирована, без всяких там предварительных договоров, обязательств и утверждения макетов. А если не покажет ничего интересного — это его прокол.

Но позвольте, возразят мне, мы ведь в любом случае тратим деньги на вашу поездку!

Хорошо, давайте поговорим о деньгах.

Я опросил своих друзей-пиарщиков по поводу стоимости поездок. Естественно, на условиях конфиденциальности, каковую и буду соблюдать.

Итак.

Пресс-тур на неплохой европейский курорт, 4 дня. ?1600 на человека, если считать по максимуму. Включая дорогу, проживание, обеды-ужины.

Еще Европа, страна одна из самых дорогих, отель вообще самый дорогой в городе. 3 дня. ?2500 на человека, включая развлекательную программу.

Еще одна цифра. Островной курорт, 7дней, ?10 тыс. на человека. Эта цифра у меня вызывает сомнение, потому что за вычетом перелета получается больше ?1000 в день. Теоретически возможно, а практически — учитывая, что проживание было на объекте, построенном самим девелором (приглашающей стороной) и ему же принадлежащем, больше похоже на списание средств.

В общем, давайте согласимся с тем, что средняя стоимость пресс-тура — 2-3 тысячи евро. Ну, в Сочи, понятное дело, дороже, но это ж Сочи, это ж третья столица. А Лондон или Лазурка, на правах периферии, — примерно в этих пределах.

А теперь давайте сравним со стоимостью рекламной площади. Половина полосы в Ъ-Доме — примерно 9 тысяч евро (включая НДС). Это открытая информация, любой может получить прайс-лист по запросу. То есть — в три-четыре раза дороже обычного пресс-тура, и примерно как самая дорогая ( формально) поездка на самый дорогой курорт. А еще давайте учтем, что эффект журналистской публикации несравнимо выше прямой рекламы, при том, что одноразовую рекламу никто не дает, то есть рекламный контракт еще в три-четыре раза дороже.

В общем, ребята, если вы рассматриваете пресс-тур как подкуп или покупку журналиста — придется еще доплатить. Это шутка — уточняю просто на тот случай, если за нами подглядывают.

Но продолжим о деньгах. 2-3 тысячи евро — это ведь тоже деньги. Никто же не будет их просто так выбрасывать на ветер?

Объясняю свою позицию. Расходы, которые несет организатор, — это необходимая плата за возможность для журналиста написать текст. То есть: нет поездки — нет текста. Есть поездка — текст может быть. Если есть о чем писать.

Как-то я поехал в пресс-тур в приятную страну с очень приятной мне компанией (риелтерской компанией, я имею в виду, хотя и журналистская была замечательная). Там имела место отличная познавательно-культурная программа, придуманная логистика, вообще все хорошо. И при этом — ни одного интересного объекта недвижимости. Два абзаца в обзорном тексте — вот все, что заслуживало публикации по итогам этой поездки. Се ля ви, ребята, сами виноваты. Если нечего показывать — подумайте, стоит ли тратиться на пресс-тур. Правда, тогда организаторы были вполне довольны: прокатились, пообщались, отдохнули…

А вот обратный вариант. Лондон, два дня. Крупная международная компания организует тур по элитке… Впрочем, у нас ведь только две крупные международные компании, которые практикуют пресс-туры по европейским столицам, так что лучше назову во избежание разночтений: IntermarkSavills. Так вот, за два дня — полтора десятка объектов. Новостройки, террасные дома на вторичке, особняки, апартаменты. В общем, суровые трудовые будни. И в конце — полуторачасовая автобусная экскурсия по городу. Лично мне все понравилось, я и так знаю Лондон лучше, чем Питер, хотя и похуже, чем Москву, на экскурсию я не поехал, а пошел покупать штаны в Marks&Spencer, и еще осталось время попить пива в моем любимом пабе. Но двое моих коллег были впервые в Лондоне, и я представляю, как это обидно: увидеть три десятка элитных лондонских квартир во всех подробностях, и весь остальной город — из окна автобуса мельком. Это ни разу не претензия, но, видите ли, есть такой момент: чтобы написать о недвижимости Лондона (как и любого другого города), надо не только увидеть эту недвижимость, но и почувствовать вкус места, особенность места, гений места. И я бы на месте организаторов тура сократил вдвое количество объектов, а один из двух дней отдал бы полноценной экскурсии по городу. Не потому что так хочется журналистам, а потому, что так лучше для дела.

Вернусь к тому, с чего начал. Пресс-тур — это действительно работа, совместная работа организаторов и журналистов. И успех его зависит не от суммы, потраченной в расчете на нос, а от качества этой работы.

Так вот, если у меня возникнет выбор между качественно организованным пресс-туром в Урюпинск и дурацкой халявой в Италию — я выберу Урюпинск. Кстати, ни разу не был в Урюпинске, и считаю это большим упущением.

И еще раз хочу повторить. Я высказался односторонне, с позиции журналиста. Не менее интересна другая точка зрения — о том, как пиарщики оценивают журналистов в пресс-турах. Так что давайте, высказывайтесь.