joy_winners_03.jpg

Так повелось, что финалисты и победители премии JOY объявляются только на самой премии. Этого мало, решили мы! Мы хотим, чтобы профессиональное сообщество знало своих героев. И не просто знало об их существовании, но и понимало, что это за люди. Поэтому мы представляем вашему вниманию серию интервью с финалистами и победителями премии JOY 2016. 

Илья Китов, победитель JOY 2016, номинация «Аналитический материал», работа «Великое переселение госкомпаний» 

Почему вы говорили, что если уйдете из изданий, где пишете сейчас, лучше пойдете работать продавцом, чем опять в журналистику?

Ну продавцом вряд ли, это я все-таки погорячился. А вот куда-нибудь подальше от СМИ — точно. Тут много причин, на самом деле. Назову основные. Во-первых, я хочу зарабатывать много и стабильно, постареть богачом в конце концов — журналистика однозначно не даст мне этого. Во-вторых, мне в принципе наскучила эта профессия. Полгода, год, два, три, один месяц — не знаю, сколько еще буду работать, но точно собираюсь уходить. Я не борец за какие-то идеалы, не стремлюсь менять мир, «переворачивать игру», добиваться правды или еще чего-то, поэтому не вижу смысла долго засиживаться здесь. Есть люди, которых можно смело назвать журналистами с большой буквы Ж, прямо как в хороших фильмах, вроде «В зоне особого внимания» или «Зодиак» — вот это все для них. У меня другие интересы.

Расскажите о различиях столичной журналистики и региональной?

Скажу так. С одной стороны, как говорила моя бывшая коллега, в регионах как раз самая движуха: тут тебе и расследования, и независимость (насколько это вообще возможно), и опасности — все в лучших традициях. С другой же, журналистика в регионах — это сточная канава, куда стекается вся грязь: мокруха, бытовуха, слухи, интриги, скандалы, грязное белье. Более того, все это еще и крайне низкого качества. Да, не открою Америку, сказав, что СМИ в регионах обслуживают интересы своих владельцев и «мочат» конкурентов на заказ. Я не против этого, да и есть ли смысл? Плохо, что даже заказуху многие СМИ не могут (или не пытаются вовсе) «отработать» нормально, придав статьям хотя бы видимость работы ума ее автора. По недвижимости то же самое: многие хорошие девелоперские проекты в регионах СМИ поливают грязью еще на стадии проектирования, зачастую даже не пытаясь элементарно погуглить информацию о проекте. При этом СМИ культивируют отношение, что застройщик всем должен: построить сад, дорогу, дать квартиры бесплатно, денег кому-то («Он миллионами ворочает, жалко, что ли»). Я не люблю региональных журналистов. Не то чтобы я считал себя лучше — мол, я-то на московский проект работаю, не как вы. Нет, просто уровень текстов, подачи материала, да элементарно даже сбора фактуры в регионах очень низкий. А ведь судят о журналистах именно по таким «работникам», к сожалению.

Как считаете, как к вам относятся саратовские коллеги?

Одни считают высокомерным дурачком, другие ненавидят, даже угрожают временами, чем немало веселят. Не надо только думать, что я какой-то бесстрашный, хвастаюсь и так далее. Суть не в этом. Ну если я сказал, что твой текст мусор, зачем мне хамить или запугивать? Сядь, подумай, что не так, может, я прав. Прежде всего я говорю с позиции обычного читателя, а не журналиста. Можно ведь и мои тексты покритиковать, если по делу. Мне тоже часто говорят, что мои статьи не очень или там есть что исправить — но я говорю спасибо за критику и пытаюсь сделать их лучше, даже если меня критикуют те же саратовские коллеги. Вот так можно вырасти как профессионал. А огрызаться на критику ума много не надо.

Вы считаете в конкурсе главное победа или участие?

Ну хотя бы в финал-то выйти надо. Мне кажется, девиз «Главное не победа, а участие» придумали поигравшие для оправдания. Это спорт, ты либо первый, либо один из сотни неизвестных участников, о которых даже никто не знает.

Если бы вы были членом жюри, отдали бы вы победу в данной номинации себе или предпочли другого кандидата? Почему?

Не знаю, смотря какого качества статьи. Если бы моя была объективно лучше, то себе. Если были бы материалы круче, профессиональнее, то победа за ними. Я за честность. Давайте начистоту — качество текстов в нашем сегменте стало гораздо хуже. Я выиграл две всероссийские премии с 2016 года, при живых Бушухине, Воскресенском, Филатове и других «монстрах» — это ли не показатель, насколько все плохо? Не помню ни одной статьи в этом году, после прочтения которой я бы сказал: «Ого, нифига себе, как классно. Кто автор?» Для сравнения, в прошлом году наткнулся минимум на три таких. Надеюсь, в 2018 году ситуация изменится. Пусть я вообще ни одной премии больше не выиграю, но при этом материалы станут на голову сильнее — проиграть сильным не стыдно, но и от победы над слабыми тоже радости никакой.

Вы согласны с тем, что вы являетесь представителем вымирающего жанра? Почему?

Мне кажется, почти все крутые журналисты уже давно вымерли, остались единицы. Просто многие вымирают еще и потому, что не адаптируются к переменам. Журналистика все меньше нужна людям, поэтому нужно идти в соцсети, мессенджеры, искать подходы к рекламодателям, становится полезнее для читателя и прочее и прочее. Умирать за правду или пытаться открыть людям глаза на что-то уже не нужно, никто не оценит.

Считаете ли вы, что то, что вы делаете, реально необходимо рынку?

Около пяти лет пишу о недвижимости и до сих пор не нашел ответа на этот вопрос. Скорее нет, чем да. Но это не точно.

Вы считаете, что журналистика — это профессия на всю жизнь?

Надеюсь, нет. Есть дела поважнее, поприбыльнее, поинтереснее. Но то, что даже уйдя из профессии, ты будешь не таким как все — это факт. Другой склад ума, другой подход к работе с информацией, людьми, иной взгляд на жизнь — все не так, у обычных людей. Проработав в СМИ хотя бы пять лет, ты уже не станешь прежним.

Юлия Рышкина, финалист JOY 2016, номинация «Аналитический материал», работа «Стало ли жилье доступнее? Считаем реальные доходы, ипотечные ставки и цены на квартиры»

Почему все эти годы вы остаётесь верны теме «недвижимость»?

Недвижимость интересна тем, что это, с одной стороны, тема о большом бизнесе, но главное, что жилье – базовая потребность человека, крыша над головой нужна каждому. Иногда мои друзья просят у меня совета, а я им в ответ скидываю какую-то из своих статей. Значит, я пишу то, что в определенный момент жизни может быть важно и нужно многим.

Помните, во сколько написали свою первую статью?

Я не журналист по образованию, а политолог. Поэтому, в отличие от многих коллег, первая статья была не детстве, а уже лет в двадцать. Тогда я работала почти по специальности, на информационном портале организации, занимающейся политическими исследованиями.

Что вы считаете основными вехами в своей карьере?

Когда я поступала на политологию, я, как бы пафосно это ни звучало, мечтала изменить мир. Тем не менее, уже на втором курсе я осознала, что политология – не про глобальные перемены, а про работу внутри системы, в которой я не хотела находиться. Но мне нравилось писать и работать с информацией. После вуза я устроилась обозревателем на экономическом портале, писала про потребительский рынок и немного про социальные аспекты: образование, трудовые отношения. Попала туда практически одновременно с мировым кризисом, в сентябре 2008 года, а через два с небольшим года он затронул и нас, большую часть редакции сократили. Мне предложили работу на IRN.RU, и я решила, а почему бы и нет? И вот уже почти семь лет я здесь и как-то сроднилась с темой недвижимости.

Вы считаете в конкурсе главное победа или участие?

Опыт победы в Joy у меня был, так что есть, с чем сравнивать. Конечно, стать лучшей в номинации – очень приятно. Но и попадание в число финалистов означает определенное признание. Очень рада, что в этой номинации от IRN.RU в прошлом году в финал попали сразу два автора: значит, мы все делаем правильно.

Если бы вы были членом жюри, отдали бы вы победу в данной номинации себе или предпочли другого кандидата? Почему?

Это странный вопрос – затем и существует жюри, чтобы судить объективно. Но могу сказать, что у Ильи была очень сильная и интересная работа, безусловно, достойная победы.

Вы согласны с тем, что вы являетесь представителем вымирающего жанра? Почему?

Возможно, когда-нибудь нас всех заменят роботы. Но все же журналистов – явно не в самом начале J

Считаете ли вы, что то, что вы делаете, реально необходимо рынку?

Хочется верить, что это, в первую очередь, необходимо нашим читателям – людям, которые принимают одно из важнейших решений в своей жизни. А рынок недвижимости должен существовать для них, так что мы здесь на одном поле.

Вы считаете, что журналистика — это профессия на всю жизнь?

«На всю жизнь» звучит, как приговор, а я не люблю приговоры. Но это интересная и важная профессия, и мне нравится, что я к ней причастна. 

Михаил Хорьков, финалист JOY 2016, номинация «Аналитический материал», работа «Как демографическая ситуация изменит рынок недвижимости России»

О чем вам нравится писать больше всего, а какие темы стараетесь избегать?

Как аналитик я вынужден писать на разные темы. Но в большинстве своем это не журналистские тексты, а исследования по рынку жилья и коммерческой недвижимости. Авторские колонки пишу по темам, которые считаю важными для рынка и которые могут помочь задуматься или заставят сомневаться. Для меня важно, чтобы публикация вызывала обсуждение и способствовала дискуссии. На нашем рынке много штампов и устоявшихся версий, которые тиражируются без обсуждения. Стараюсь писать только в том случае, если мне удается дать рынку альтернативную версию или какую-то новую информацию. Так было со статьей «Как демографическая ситуация изменит рынок недвижимости России». Тема демографических изменений достаточно хорошо обсуждается в среде специалистов. Но долгое время она не выносилась в публичную плоскость рынка недвижимости. А это очень важный аспект рынка. Базовый фактор, на который нанизываются все прочие изменения.

Для меня важно и то, что когда оформляешь свою точку зрения в рамках какого-то текста, то и сам для себя делаешь определенные выводы, структурируешь имеющиеся знания. Это помогает и в основной профессии.

Что вы считаете основными вехами в своей карьере?

Писать начал только когда начал работать аналитиком. Это был 1999 год, я был студентом 4 курса университета. Тогда это были небольшие обзоры по рынку для специализированных изданий. Позже — материалы для местной деловой прессы. Потом появились публикации в федеральных изданиях по недвижимости, в начале 2000-х начал писать для журнала Эксперт. Но быстро это направление деятельности пришлось свернуть из-за того, что все время уходило на работу аналитиком. Сейчас это эпизодические авторские колонки.

Как вы относитесь к журналистским Премиям, в частности — к JOY?

К любым премиям, конкурсам и многим рейтингам отношусь как к шоу. Шоу — важная составляющая любой сферы деятельности. Это позволяет привлечь внимание широкой аудитории и порадоваться за друзей и коллег.

Если бы вы были членом жюри, какого журналиста вы бы наградили призом собственных симпатий? Почему?

У меня много друзей, знакомых журналистов в сфере недвижимости, к которым я отношусь с большим уважением. А награду в этом году я бы отдал Алексею Щукину, простопотому что он первый о ком я подумал при этом вопросе.

Вы согласны с тем, что вы являетесь представителем вымирающего жанра? Почему?

Хоть я и не журналист, но, говорят, что аналитики тоже скоро вымрут, их убьют роботы бигдатой и искусственным интеллектом. Но нас спасет то, что рынок недвижимости очень инертная отрасль и мы трансформируемся.

Считаете ли вы, что то, что вы делаете, реально необходимо рынку?

Конечно! На днях, в результате исследования, убедил девелопера отказаться от старого проекта. Избавил его от иллюзий высокого спроса на спорный проект и сохранил ему деньги. Соответственно, у властей не будет проблем с замороженной стройкой, не будет обманутых дольщиков. Архитекторы получат работу — будут переделывать старый проект. Подрядчики в итоге получат деньги за работу, вместо бартерных квартир. И в результате город станет чуть лучше.

Вы считаете, что журналистика — это профессия на всю жизнь?

Журналистика — это часть нашей жизни. Это инфраструктурная профессия, без которой сложно представить современный мир.

Все о JOY 2017 на официальном сайте

Узнать о финалистах и победителях JOY 2016, номинация «Репортаж» 

Узнать о финалистах и победителях JOY 2016, номинация «Интервью года»