873213b39ed4e94394c58be62c5ae387_user_pic-1

Американский космический корабль приземляется в лесах России. Радиостанция сломана, связи нет. Астронавты долго бродят по тайге, пока не натыкаются на одинокого небритого мужичка, в телогрейке, шапке-ушанке, который курит самокрутку из опавших листьев возле маленького костра. Американцы спрашивают его: «Do you speak english?(Вы говорите по-английски?)» Мужик задумчиво отвечает: «Yes of course but what’s the use?(Да, конечно, но что толку?)».

Тема моего сегодняшнего поста — это привлекательность (в том числе инвестиционная) московской недвижимости для иностранных покупателей, а также способность локального рынка удовлетворять спрос со стороны иностранцев, прежде всего частных лиц. Периодически мне встречаются коллеги, которые рассказывают, что недавно показывали те или иные объекты первичного рынка, здания или инвестиционные проекты неким иностранным инвесторам (китайцам, японцам, швейцарцам, американцам и т.д.). При этом я не слышу, чтобы о реальных сделках с иностранцами было много разговоров, значит показами всё и заканчивается. Но всей картины я не знаю и знать не могу, поэтому провёл очень небольшой и очень неофициальный опрос друзей и знакомых на эту тему, получив весьма неоднородные результаты.

Для начала немного цифр о месте Москвы на карте мировых инвестиций?. У меня есть данные только по коммерческой недвижимости. Наиболее востребованными у инвесторов этого рынка городами по данным JLL в 2018 году стали Лондон ($36,4 млрд), Нью-Йорк ($31,4 млрд) и Париж ($27,2 млрд). Дальше по инвестиционной привлекательности идут Сеул, Гонконг, Токио, Шанхай, Вашингтон, Сидней, Сингапур, Торонто и Мюнхен. Москва в 2018 году занимала почетное 78-е место с $1,6 млрд. инвестиций. Для понимания масштаба цифр: Savills оценивает совокупный объем сделок московского элитного рынка новостроек в первой половине 2019 года в $570 млн.

При всём этом в не таком уж далеком прошлом интерес иностранных инвесторов и конечных пользователей был достаточно активным, на нашем рынке работали (делали сделки) зарубежные инвестиционные компании и фонды, такие как AIG/Lincoln и Morgan Stanley. Всё изменилось после 2008-го года, и еще более радикально после 2014 года. Пока похоже, что постепенное сползание Москвы в рейтинге, к сожалению, продолжится.

Вернёмся же к моему опросу. Кстати, я ещё раз благодарю всех, кто ответил мне на мои вопросы! Коллеги поведали мне, что количество иностранцев среди реальных покупателей жилья и коммерческой недвижимости сейчас невелико и находится в пределах статистической погрешности (2-3%), а если вычесть из этого числа иностранцев, осчастливленных наличием русских жён, то картина получится ещё более печальной.

Но это только на первый взгляд. Я также сделал экспресс-исследование сайтов девелоперских и риэлторских компаний всех сегментов рынка, порталов по жилой и коммерческой недвижимости. Удивительно, но из множества элитных консультантов единственной компанией с полным и актуальным англоязычным каталогом жилых проектов на сайте оказалась компания Savills. Ни один известный девелопер премиального и элитного жилья (Vesper Moscow, Донстрой, Insigmaне переводит продуктовые сайты на английский). Традиционно сектор коммерческой недвижимости более ориентирован на иностранцев и иностранных корпоративных клиентов: разделы сайтов CW, Colliers, CBRE, JLL, KF, посвященные аренде и продаже офисов были двуязычными. Однако сайты девелоперских проектов STONE Белорусская и DM Towers, на которых экспонируются офисные помещения на продажу, не имеют английской версии. Про более массовые продукты в секторе жилья и говорить не стоит, зачастую имея английские названия проектов(Headliner, Lucky, Westgarden и прочий Fresh) англоязычных версий сайтов они не имеют. Это же касается брокеров, продающих жильё бизнес- и комфорт-класса(Metrium, БЕСТ-Новострой).

Небольшая потеря, думаете Вы, ведь ради 1-2% рынка и заморачиваться не стоит! А вот и нет. По результатам того же опроса около 10% (десяти процентов) покупателей проекта NevaTowers — иностранцы. При этом сайт проекта имеет не только английскую версию, но и китайскую. И как вишенка на торте: там есть ссылка на аккаунт в WeChat (это китайский WhatsApp). Десять процентов покупателей!

Я не утверждаю, что позиция Москвы на 78 месте по инвестиционной привлекательности коммерческой недвижимости (и неизвестно на каком по жилой) это только результат отсутствия английского перевода большинства местных сайтов. Нет, конечно же, причины очевидно не только в этом. Но и отрицать того, что российские девелоперы и риэлторы к работе с иностранными покупателями не готовы тоже нельзя. Ведь перевести сайт на английский это только первая ступень, потом нужно перевести скрипты и привлечь к продажам свободноговорящего на английском (на китайском?) менеджера, а это уже практически недоступная роскошь для большинства агентств и небольших (или неамбициозных) девелоперов. Вот и получается, что потенциально интерес у иностранцев к московской недвижимости возможно и есть, но информация в понятном для них виде почти совсем отсутствует, рекламу на них никто не таргетирует.

Что Вы думаете по поводу написанного? Я совсем заблуждаюсь в своих выводах? Есть ли смысл ориентировать свой бизнес в сфере недвижимости на европейцев, американцев и китайцев? Или нашему рынку вполне достаточно наших же соотечественников?