800х400

Сессия «Курортная недвижимость: обновление и развитие» была посвящена развитию рекреационной недвижимости в России. На ней эксперты рассмотрели интересные кейсы и методы господдержки этой сферы, проанализировали тренды, подвели предварительные итоги развития отрасли в текущем году, а также обсудили ряд дискуссионных моментов. 

Пандемия и западные санкции кардинально изменили рынок туризма. Доступность зарубежных курортов резко снизилась, зато вырос туризм внутри России. 

«Исследования говорят, что 77% россиян хотят путешествовать внутри страны, а не интересует это лишь 3% населения. Причем, география популярных маршрутов постоянно расширяется. Если раньше главными магнитами были Москва, Санкт-Петербург и Сочи, то сейчас мощными центрами притяжения становятся Крым и побережье Каспийского моря, Дальний Восток и, достаточно неожиданно, Русский Север. И государство в последнее время принимает активные действия по стимулированию сферы туризма и гостеприимства», — заметила модератор сессии,  руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса, инфраструктуры и строительства компании ГК «Б1» Ольга Архангельская.

«Тренд на развитие туризма в стране только сформировался. Мы недавно провели анализ, и оказалось, что объем инвестиций в эту сферу в ближайшие годы может превысить 700 млрд рублей. А одна из интересных тенденций — резкое увеличением количества туристических аттракций. В числе новых лидеров — Кавказ и Байкал, — заявила руководитель подразделения «Туризм» банка ДОМ.РФ Анна Маликова.В стране сформирован пул мер господдержки сферы туризма и гостеприимства: от льготных ставок по кредитам малому и среднему бизнесу до грантов на возведение быстровозводимых гостиниц и инфраструктурных облигаций». Совсем недавно банк ДОМ.РФ стал уполномоченным банком по льготному финансированию строительства туристических объектов. Прием заявок заканчивается в ноябре. 

«Во всем мире наиболее развиваемое направление в области туризма — это создание сервисных апартаментов под управлением гостиничных операторов. Комбо-история, когда сердцем курорта является отель, а рядом располагаются сервисные апартаменты, является весьма эффективной,подметила еще один интересный тренд Анна Маликова. — Из России ушли западные гостиничные операторы и это проблема. Отечественные специалисты только обучаются или набирают опыт. Но не менее важная проблема — отсутствие четкого определения, что же такое апартаменты. У нас под ними могут понимать, что угодно — любые квази-квартиры».

«Тема определения статуса апартаментов невероятно остра и отчасти болезненна, — согласилась заместитель генерального директора, коммерческий директор девелоперской компании FIVE Елена Кабешева. Государство на уровне Госдумы давно не может принять решение по этому поводу. При этом ряд застройщиков хочет приравнять построенные апартаменты к квартирам. Но это неправильно. Апартаменты — это просто отдельный формат недвижимости».

В рамках дискуссии по поводу сервисных апартаментов была обсуждена интересная коллизия о конкуренции между гостиницам и апартаментами в случае, если они управляются одним оператором. По логике управляющая компания должна быть заинтересована в приоритетном заселении в гостиничные номера, но тогда страдают владельцы апартаментов. К тому же есть вопрос и внутренней конкуренции между последними: какую из двух схожих жилых ячеек должна сдавать в аренду управляющая компания и кто проиграет при этом выборе. 

«Наш опыт управления гостиницами и апартаментами в Красной Поляне показывает, что конкуренции между форматами нет. Если человек приезжает на несколько дней, то он часто выбирает отель, а если прибывает на более долгий период и с семьей, то оптимальный вариант — апартаменты, — рассказала Елена Кабешева. Конкуренции между апартаментами тоже нет. Управляющая компания делит общий доход от сдачи в аренду между владельцами апартаментов по котловому методу».

Опыт компании FIVE по строительству апартаментов крайне интересен, потому что девелопер сейчас возводит самый дорогой комплекс в России. Текущая цена «метра» в комплексе Mantera Seaview Residences — 3 млн рублей. В листе ожидания есть лоты, цена по которым должна составить 6 млн рублей. 

«Когда мы начинали и на пресейле выставили ценник «один миллион рублей за квадратный метр», нам говорили: «Ну что вы? Это же Сочи, а не Москва». Но мы оказались правы: комплекс востребован по таким ценам», — поделились представители компании FIVE. За год средняя стоимость сервисных апартаментов в Сочи выросла на 56%, а емкость рынка за пару лет — более чем в два раза. Средняя доходность сервисных апартаментов в Сочи сегодня составляет 9-14% годовых.

«Процесс мастер-планирования практически завершен, проект переходит из прединвестиционной стадии и входит в инвестиционную фазу. Было разработано и утверждено восемь мастер-планов территорий. Результаты конкурса проекта «Новая Анапа» будут подведены в ближайшее время. География проектов корпорации очень широка: от Камчатки до Калининграда»,рассказал директор департамента мастер-планирования и развития территорий «Корпорации «Туризм.РФ» Вячеслав Шашкин. 

Сейчас завершается процесс формирования участков, их подготовки для передачи инвесторам. Корпорация была создана правительством как новый инструмент комплексного развития территории. Она реализует инвестиционные проекты в сфере туризма, занимается созданием мастер-планов развития территорий. 

«В настоящий момент мы занимаемся оформлением документации, делаем проекты планировки территорий, работаем над межеванием территорий, — заметил Вячеслав Шашкин. — Уже подключаются инвесторы. Первые объекты должны быть построены в 2026 году».

Начальник отдела маркетингового анализа ФАУ «Единый институт пространственного планирования РФ» Наталья Павлова посвятила свое выступление трендам на рынке туризма. По всему миру растет число туристических поездок, в то же время их длительность сокращается. Переход на удаленный формат работы приводит к слиянию отдыха и труда: ради карьеры люди переезжают в локации, которые ранее считались курортными. Происходит «сращивание» оздоровления и отдыха. Растет запрос на современные цифровые технологии, связанные с бронированием, системами «умный дом». Для России набирают силу тренды, связанные с развитием творческого туризма: искусством, сбором трав, изучением народной медицины. 

«Единый институт пространственного планирования РФ», по словам Натальи Павловой, сейчас трудится над концепцией развития яхтенного туризма в России. Этот документ создаст условия для становления инфраструктуры этой отрасли.

Руководитель отдела продаж ЖК «Босфор» девелоперской компании «ГК ТОЧНО» Паруйр Варданян рассказал о трендах развития рынка жилой недвижимости Черноморского побережья: «Пандемия с переходом на удаленную работу и специальная военная операция с мобилизацией дали мощный импульс для развития курортной недвижимости. Плюс в стране действуют программы ипотеки со льготной ставкой при покупке новостроек,отметил эксперт. — В первой фазу «поднялся» Сочи. В инфраструктуру города правительством были сделаны огромные инвестиции перед Олимпиадой. Плюс он получил большую рекламу в связи с Играми. Затем покупатели стали понимать, что Сочи — это слишком дорого. Спрос стал распространяться по региону: люди начали приобретать жилье в Геленджике и Анапе. На новом этапе спрос достиг Новороссийска».

Новороссийск, по мнению Варданяна, страдает от репутации портового города, но имеет ряд преимуществ перед Сочи и Анапой. Это достаточно крупный объект, живущий своей жизнью круглый год. В отличие от него, жизнь в Анапе и Геленджике замирает после окончания курортного сезона. Плюс в Новороссийске есть университет и развитая медицина. Застройщик ГК «Точно» в своем новороссийском проекте реализовал уже более 1500 квартир, что говорит об изменении потребительских предпочтений покупателей курортной недвижимости. 

О перспективном формате рекреационной недвижимости рассказал основатель и руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев. «Население страны в большинстве своем сконцентрировано в городах-миллионниках, а местами отдыха, как правило, являются удаленные от крупных городов территории – и находятся в горах или на море. Почему бы не приблизить рекреацию к месту жизни? Такой запрос сейчас очень актуален, и наше архитектурное бюро сейчас занимается сразу несколькими проектами, в которых  сочетаются апартаменты с дополнительными рекреационными возможностями. Мы назвали такой формат «курорт в городе»», — объясняет суть новой концепции Тимур Абдуллаев.

Первый комплекс, совмещающий отель, апартаменты и спа-комплекс, возводится сегодня в Екатеринбурге. «Объект расположен в западной части города на берегу Верх-Исетского пруда. Люди тянутся к воде, зона набережной является элементом экологического каркаса города. Именно здесь уместен формат совмещения городской жизни и дополнительной рекреационной составляющей», — говорит Тимур Абдуллаев, — «с точки зрения застройщика такой формат тоже интересен, спрос и цена продаж лотов в таком комплексе иногда превышает стоимость жилья бизнес-класса в центре города».

Тимур Абдуллаев рассказал и о разработке мастер-плана города Сысерть, расположенного в Свердловской области, и о перспективе его развития в контексте рекреационной функции, а также о комплексе апартаментов с аквапарком на горнолыжном курорте Шерегеше: «Здесь несколькими крупными инвесторами разрабатывается общий мастер-план, и на территории создается несколько крупных инвестиционных проектов. В частности, наше бюро разрабатывает один из рекреационных комплексов в Шерегеше со сложными ландшафтами на очень гористой местности, поэтому здесь подразумевается другой характер архитектуры, но тем не менее, есть составляющая, связанная с термами и со спа-зонами».

«Пандемия сильно изменила и рынок недвижимости и сценарии жизни. Граница между работой и отдыхом стала весьма зыбкой. На это изменение реагируют и новые форматы недвижимости, которые перестают быть монофункциональными, а все чаще становятся гибридными. Так что в них можно реализовать сразу несколько сценариев жизни», — отметила Ольга Архангельская. 

В завершении сессии возникла дискуссия о мастер-планировании в России. Вопрос был поставлен достаточно остро: не слишком ли в стране увлеклись разнообразными мастер-планами? И не оторвана ли эта тенденция от реальности? 

«По практике нашей компании, лишь треть инвестиционных проектов в мастер-планах являются гипотетическими. Остальные — это реальные проекты, с участками и инвесторами,ответила Ольга Архангельская.Мастер-план позволяет «упаковать» реально существующие объекты, чтобы комплексно развивать территорию. Он дает возможность сбалансированно развивать общую инфраструктуру курорта в интересах и инвесторов, и будущих гостей курорта».