primeti_301.jpg

Эксперты в области архитектуры, реноваций и городских изменений из российских регионов приняли участие в Региональном дне проекта «Приметы городов» в рамках «АРХ-МОСКВЫ-2017».

В рамках Международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва-2017» прошла серия дискуссий, посвященных новым девелоперским проектам и инициативам в городах России, которые меняют городской ландшафт и социо-культурные модели поведения горожан. Отметив содержательность дискуссионной программы и выставки проекта «Приметы городов», жюри «АРХ-Москвы» признало его "лучшим просветительским проектом".

Организатор проекта — коммуникационное агентство «Правила общения». Автор и куратор – Юлия Зинкевич. Генеральные партнеры проекта: компания «САРОС», Британская Высшая школа дизайна, курс художников-иллюстраторов Виктора Меламеда, архитектурное бюро "ПланАр".

Ключевые вопросы Регионального дня проекта «Приметы городов» были связаны с поисками городской идентичности. Зачем нужны городские бренды? Как образ города может повлиять на его экономику и культуру? Как с помощью цвета можно изменить жизнь территории? Как и кто управляет городскими переменами? Ответы на эти вопросы искали ведущие специалисты по архитектуре, урбанистике, дизайну, брендингу городов, городским изменениям.

Первый блок дискуссий был посвящен обсуждению практик работы с брендами городов.

Предваряя начало разговора, Юлия Зинкевич, автор и куратор проекта "Приметы городов", руководитель коммуникационного агентства "Правила общения» — организатора проекта, отметила, что «основная идея проекта – популяризация и продвижение современных качественных примеров нового строительства, ревитализация и реставрации зданий и общественных пространств, которые появляются за пределами Москвы. В России множество городов, где за последние несколько лет произошли существенные изменения — иногда заметные в масштабе города, иногда — точечные. Мы хотим их собрать на своей площадке и дать им возможность быть увиденными и услышанными».

Соня Эльтерман, главный редактор Strelka Magazine выступила с докладом на тему: «Как историческому российскому городу Гороховцу удалось попасть в предварительный список ЮНЕСКО?». "Есть основные критерии, по которым город может оказаться в этом списке, и Гороховец соответствует двум. Первый – это сохранение исторического ландшафта. Если посмотреть на то, как сегодня устроен Гороховец, то его основные доминанты остались такими же, как были при Петре Первом, то есть 400 лет назад. Вторая причина, по которой город попал в список ЮНЕСКО, это его гармоничное сочетание с окружающей средой. Город Гороховец уникальным образом обошло массовое новое строительство. Поэтому сегодня, если забраться на Лысую гору, можно сфотографировать практически подлинную панораму 17-го века».

Разговор о городской идентичности продолжила Наталья Рыбальченко – эксперт по брендингу городов:«Буквально на днях мы защитили перед жителями и предпринимательским сообществом Суздаля концепцию построения бренда города. В основе концепции – масштабное исследование. Основной инсайт, который мы получили, поговорив с предпринимателями Суздаля, это – город, который "открывает тебя". Когда ты приезжаешь в Суздаль, с тобою происходит какая-то внутренняя трансформация. А потом мы замерили отзывы туристов, которые описали город с совершенно с другой позиции. Выяснилось, что они, напротив, не воспринимают Суздаль, как что-то живое, скорее как декорацию. Стало очевидно, что нужно искать некую объединяющую идею города. И вот, что мы в итоге предложили: Суздаль – это вовсе не самый туристический и гостеприимный город России. Это — город, который хранит в себе множество тайн и секретов, к которым нужно подобрать ключ, как к каждому человеку. Сейчас мы продолжаем развивать ее».

Фото г. Гороховца здесь

Во втором блоке дискуссий эксперты делились секретами успеха городских проектов

Что делает города не похожими друг на друга? Что нужно для развития территорий? Как внедряются перемены? «Приметы городов» пригласили экспертов с опытом работы с городскими изменениями.

Алексей Суглоб, генеральный директор световой компании "САРОС": «Мы рады тому, что проект "Приметы городов" взял на себя труд рассказать о том, как живет сейчас Россия, чем гордится и к чему стремится. Приведу всего один пример из нашей практики: есть в Западной Сибири город Белоярский, окружение которого составляют лесотундра и болота. Здесь живут люди, которые честно и много работают. И есть администрация, руководитель которой сказал: "Мы не можем изменить природу вокруг, но можем сделать так, чтобы в нашем городе люди забывали о том, что снаружи". И наша компания несколько лет в тесном контакте с администрацией и Архитектурным бюро «СитиАрх» трудились над решением этой задачи. И у нас получилось. Один ККЦ "Камертон" чего стоит — настоящая культурная и архитектурная жемчужина, которой многие по-доброму завидуют».

Илья Мукосей, партнер в PlanAR Studio: «Развитие городов зависит от многих факторов, но одним из самых главных является частная, личная, корпоративная и прочая негосударственная инициатива. И стоящие за этой инициативой конкретные люди. Инициатива "снизу" является самой лучшей базовой основой для развития, на которую потом может оказаться "надета" любая поддержка, в том числе и государственная».

Артем Филатов, организатор фестиваля уличного искусства "Новый город: Древний" в Нижнем Новгороде:«Не секрет, что в Нижнем Новгороде много деревянных домов, попадающих с точки зрения чиновников под категорию «ветхое жилье". Между тем, за каждым таким домом стоит целая жизнь. В рамках Фестиваля мы решили «вернуть» жизнь этим домам. Художники расписали дома такими элементами, как, например, кружевные салфетки, которые можно встретить у бабушек и дедушек в интерьере. Другая сильная арт-история: нанесенные на стены цитаты из автобиографии Августина Блаженного, где он рассуждает о том, как устроена человеческая память, о том, как мы забываем, запоминаем какие-то вещи. Эти приемы в корне изменили судьбу домов. Конечно, кружева не остановят разрушения, но они буквально приковали внимание к этим домам, как к арт-объектам».

Многие из объектов фестиваля «Новый город: Древний» в Нижнем Новгороде в каком-то смысле вернулись обратно на карту города, стали заметными и в итоге обретают статус городских достопримечательностей. Вместе с этим в городе поменялось отношение к таким домам, теперь практически не стоит вопрос о том, будто бы все люди хотят уезжать из деревянных домов, а чиновники не могут себе позволить говорить о них, как о гнилушках или собачьих будках".

Осенью 2017 года мы планируем открыть выставку в здании бывшего Музея Нижегородской Интеллигенции, построенного в 1842 году и являющегося Объектом Культурного Наследия. Своей выставкой мы хотим рассказать об истории этого квартала и истории единственном музея интеллигенции в России. Вместе с этим мы хотим показать варианты развития этого исторического пространства, стимулировать будущие проекты современного использования исторического наследия города. Темой выставки станет понятие «дом», которое мы хотим исследовать через призму того, как меняется концепция личного пространство в истории и как оно влияет на человека и его становление с самого детства».

Фото с фестиваля «Новый город: Древний»

Разговор о городских изменениях на примере Нижнего Новгорода продолжила Марина Игнатушко, председатель правления общественной организации "Открытая Стрелка": «Главные истории, которые происходят в нашем городе, связаны со Стрелкой. Так называется уникальное место в самом центре города, где сливаются две мощные реки — Волга и Ока. Хаотичное проектирование Стрелки велось достаточно давно. В начале 90-х появились разнообразные проекты, самым гигантским из которых стал стадион. Образ Стрелки «рассыпался». В последнее время предпринимаются попытки со стороны власти, профессионального сообщества и активных горожан вернуть Стрелке ее индивидуальность. До сих пор этот процесс носил самодеятельный характер в виде разовых акций. К изменению среды это не приводило. Сейчас мы пытаемся действовать системно. В настоящее время при губернаторе области создана экспертная комиссия, которая работает по Стрелке. Совсем скоро — до 15 июня — у нас будет рекомендации по развитию данной территории».

О том, как сегодня развивается Екатеринбург, рассказал Никита Сучков, автор и куратор проекта «Дни конструктивизма на Урале». Проект состоит из выставок, лекций, экскурсионной программы. В зоне внимания — конструктивистские дома, которые проект помогает всем желающим увидеть в новом свете – показать, как работала архитектурная мысль, представить конструктивистские здания неисчерпаемым источником вдохновения для современных градостроителей и урбанистов. В зависимости от проблематики экскурсионные и лекционные пути "Дней конструктивизма" проходят по таким объектам, как, например, Городок чекистов, дома Уралоблсовнархоза на Малышева, Медгородок на Репина, Институт охраны материнства и младенчества — конструктивистский комплекс, который сейчас находится в статусе выявленного объекта культурного наследия. В своем выступлении Никита Сучков высказался за сохранение конструктивистского наследия и включение его в современную городскую повседневность, усиление этого яркого городского бренда.

Фото с фестиваля «Дни конструктивизма»

Последним в этой секции был рассказ Анны Селянинов, куратор проекта "Код города", продюсера фильма "Напротив Левого берега", о Ростове-на-Дону, про который ее команда сняла документальный фильм, собравший множество фестивальных призов.

Анна Селянина: «С одной стороны есть внешний шаблонный набор образов Ростова: казаки, жара, румяные барышни, кабаки, разгульная жизнь. С другой стороны, местные жители живут в совсем другом Ростове. Когда разговариваешь с ними про город, они говорят о совершенно других реалиях и символах. Чаще всего рассказывают о знаменитых мозаиках в ростовских переходах, о Парамоновских складах-купальнях, которые сейчас прикрыли из-за разрушения, и это задевает практически каждого жителя города. А место, правда, уникальное: там вода, бьющая из-под земли, держит температуру в 18 градусов круглый год. Там в 6 утра плавали местные старушки и верили, что их здоровье напрямую связано с тем, что они купаются в этой воде каждый день. Сейчас, по словам Администрации Ростова-на-Дону реконструкция Парамоновских складов не может быть произведена из-за присвоенного им статуса объекта культурного наследия».

Третий блок дискуссий был посвящен теме «Дизайн-код города»

Разговор возглавили эксперты, управляющие той сферой городского пространства, которая предназначена для информирования и навигации в среде: вывески, указатели рекламные конструкции и пр. В настоящее время большинство российских городов, включая Москву, существуют в рамках «визуального шума», когда информационные потоки навигационных инструментов перебивают друг друга, противоречат друг другу и являются явно недостаточным средством пользоваться в городе и делать его привлекательным и уникальным.

Начал дискуссию Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева, который разработал проект "Дизайн-коды Москвы" – для 11 улиц Москвы.

Эркен Кагаров: «Москомархитектура предложила нашей студии разработать правила оформления вывесок и указателей для Москвы. Когда мы начали работать над этим проектом, мы обнаружили, что вывески, информация на фасадах размещается без учета декора зданий, без учета масштаба, без учета архитектурных деталей, иногда полностью их закрывая. Следующая проблема – это избыточное количество вывесок, их хаотичное по отношению друг к другу расположение. Мы разобрались в этом вопросе. Сейчас у города есть документ, в котором изложены основные проблемы и те принципы, которые мы решили использовать для того, чтобы их избежать. Конечно, любой город требует специфического подхода, в Москве есть свой характер улиц, масштаб зданий. Я могу предположить, что в небольшом туристическом городке с узкими средневековыми улочками дизайн-код может не только стимулировать расчистку фасадов, он может создавать очень интересные и даже туристически привлекательные образы».

Фото из презентации Эркена Кагарова

Продолжил разговор о дизайн-коде Асен Чумов, архитектор, КБ «СТРЕЛКА», который вместе с SRTELKA командой Стрелки разрабатывал дизайн-код для Саратова.

Асен Чумов: «Мы делали городские регламенты среды города Саратова. Сам дизайн-код стал одним из инструментов в рамках данной работы. Мы его разделили на две основные группы – постоянный и временный. В постоянные моменты входят, например, информационные конструкции, в переменные (сезонные) – террасы кафе и некоторые городские объекты. Сейчас мы пытаемся найти баланс между арендаторами тех зданий, которые нуждаются в идентификаторах, табличках, указателях и жителями города. На самом деле, дизайн-код влияет на всех, потому что для всех целевых аудиторий очень важно эстетически воспринимать и принимать свой город. Уже после первой "расчистки" открылись красивые фасады исторических особняков на центральном проспекте Кирова и соседних улицах».

Последний блок дискуссий был отдан теме «Цветная эволюция городского пространства»

Один из трендов современной урбанистики – рост влияния цвета как инструмента создания целостностного и индивидуального городского пространства. У цветового проектирования города может быть несколько задач: создание узнаваемого образа территории, гармонизация среды для жизни людей, увеличение туристических потоков и пр.

Участники «цветовой» дискуссии обсудили, как с помощью цвета можно не только разнообразить визуальную городскую среду, но и сделать ее комфортной для проживания и восприятия.

Любопытным кейсом влияния цвета не только на город, но и на карьеру его главы поделилась Анна Нистратова, идеолог стрит-арта: «Приведу в пример столицу Албании, город Тирана, где в конце 90-х годов был избран мэром Эди Рама (в прошлом – художник). Одна из первых его городских реформ состояла в том, что он раскрасил всю Тирану в разные цвета, что привело к значительным изменениям в жизни всего города: включая экономические и культурные страты. В 2004 году мэр Тираны получил звание лучшего мэра мира, а теперь он премьер-министр Албании».

Как же работают с цветом в российских городах, где шесть месяцев в году зима и монохромный пейзаж, и любое цветовое пятно выглядит уже как большой подарок? О том, как в России можно эффективно управлять территориями и пространствами с помощью цвета, рассказали ведущие архитекторы, работающие в данной сфере.

Одними из главных героев дискуссии стали партнеры архитектурного бюро «Ё-ПРОГРАММА»: Владимир Юданов и Сергей Илышев. Их первый и самый масштабный на сегодняшний день проект — работа с цветом в городе Анадырь. В северном промышленном городе, который ассоциируется с холодом и вахтовой работой, появились яркие краски: цветные фасады, картины на северную тематику на торцах зданий: все это превратило моногород в арт-объект.

Команда «Ё-ПРОГРАММА» провела работы по редизайну городской среды Анадыря: реконструировала фасады зданий, разработала концепцию художественного и цветового дизайна для фасадов городских зданий – с использованием узнаваемой северной тематики. В результате цветовой эволюции город преобразился: появились яркие цвета, футуристические указатели, торцы домов украсились портретами, город превратился в единый арт-объект.

Владимир Юданов, «Ё-ПРОГРАММА»: «Каким образом мы приходили к нашим «цветовым» решениям? Все, что касается истории Чукотки, ее искусства, народного творчества, всего того, что легло в основу городского дизайна, мы подчерпнули в местном музее. Другой источник идея и вдохновения – природа Чукотки: лето там безумно красивое, и можно палитру составлять из того, что мы видим, когда находимся в тундре. Кроме того, мы очень были впечатлены в петроглифами, которым 4 тысячи лет, мы их активно использовали в символике территории».

Другие эксперименты «Ё-ПРОГРАММА» связаны с Челябинской областью. Здесь цвет был использован в качестве инструмента перемен крупнейших промышленных территорий, которые по значимости и количеству работающих на них людей сами являются «городом в городе».

Владимир Юданов: «Наше архитектурное бюро реализовало немало амбициозных городских, промышленных проектов, связанных с цветовым инструментарием. В последствие эти проекты становились точками притяжения культурной активности горожан. В частности, в цехе «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода, который сейчас больше похож на торговый центр, чем на место, где создается тяжелая промышленность страны, практически ежедневно проводятся экскурсии для горожан, для школьников, для студентов, для туристов. Из разных стран мира приезжают, в том числе, владельцы и руководители крупных заводов».

В поле обсуждения участников дискуссионного блока «Примет городов» попали и такие проекты «Е-ПРОГРАММЫ», как Первоуральский металлургический колледж — образец того, как дизайн учебного заведения способен поднять престиж профессии металлурга и сделать так, чтобы молодые люди не уезжали из города, а оставались в нем работать.

Сергей Илышев «Ё-ПРОГРАММА»: «Необходимость колледжа возникла потому, что на ЧТПЗ создавались новые цеха, где должны были работать квалифицированные кадры, которых неоткуда было взять и не на что привлечь. После того, как была проведена реконструкцию, по-моему, уже на следующий год в колледже был конкурс – 15 человек на место. То есть молодежь захотела здесь учиться и в последствие работать».

Грамотное использование цвета способно не только менять жизнь города или предприятию, но и «возвращать» ее тем территориям, которые квалифицируются, как депрессивные. Пример такой работы привел Артем Филатов, организатор фестиваля уличного искусства в Нижнем Новгороде, который рассказал о Фестивале уличного искусства «Новый город: Древний» (Нижний Новгород). Фестиваль – яркий пример, как средствами живописи можно изменить отношение к целому классу жилья. Нижегородцы, живущие домах исторической постройки, сами рассказывают организаторам фестиваля историю своих домов, которые потом отображаются в работах российских уличных художников. Живописные картины художников, которые они наносят на фасады деревянных домов, сделали эти ветхие строения настоящими арт-объектами.

Фото архитектурного бюро "Ё-Программа"

В заключении «Цветной дискуссии» слово взял Никита Маликов, архитектор из Твери, который поделился своим опытом создания красивых домов в сегменте эконом-класса, доказав, что простые цветовые решения могут «вытянуть» типовую застройку и сделать ее привлекательной для людей и рынка.

Никита Маликов: «Основная трудность заключалась в том, чтобы убедить заказчика, что можно добавить красок и красоты в проект эконом-класса, не меняя при этом его смету. На само деле, это вполне реалистично. Изначально у меня, как у архитектора, была в работе типовая коробка, Первое, что приходит в данной ситуации на ум — это как можно больше ярких цветов на фасад нанести, и тогда все будут обращать на это внимание. Но в процессе проектирования мы поняли, что цвет – это тонкий инструмент, которым надо пользоваться аккуратно. В итоге было решено, что нужно выбрать в доме части, где будут цветные и серые вставки. Почему был выбран серый цвет? — Потому что себестоимость дома была низкая — 30 тысяч рублей за кв. м. и нужно было придумать, исходя из этой стоимости, какую-то красоту. Нам пришлось играть с оттенками. Было решено, что если все классические строительные материалы перекрасить разные оттенки серого, то дом начинает выглядеть на порядок дороже. В результате получился серый основной остов с ярко-салатовыми вставками на фасаде».

Фото объектов Никиты Маликова

Фото с дискуссий «Приметы городов»

Фото спикеров дискуссий «Приметы городов»

Экспозиция «Приметы городов»

Кроме того, в рамках «АРХ-МОСКВЫ» проект «Приметы городов» продолжил презентацию «портретов» российских городов, составленных из социо-культурных, исторических особенностей и традиций, делающих один город не похожим на другой.

Фото с выставки «Приметы городов»