DS_REPA.png

7 ноября 2018 в Москве состоялась Девелоперская среда, посвященная «зеленому» строительству. Специалисты отрасли выяснили, кому это нужно, чем грозит международная сертификация, и готовы ли покупатели доплачивать за «зеленые» квартиры и апартаменты.

Любовь Цветкова, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы, выступила модератором первой сессии и задала тон дискуссии.

Алексей Поляков, соучредитель и член Правления Совета по экологическому строительству в России предложил участникам Девелоперской среды целый квест. Что плохого думают про «зеленое» строительство? А что хорошего? Вроде уже 10 лет, как в России официально существует строительство со статусом «зеленое», но понимания этого термина нет.

В основном, такой статус ассоциируется с объектами так называемого «гринвошинга»*, который как бы эко- био- и все остальное, но на самом деле не имеет ничего (или почти ничего) общего с «зелеными» технологиями.

Обычно к минусам применения «зеленого» строительства относят повышение себестоимости строительства и необходимость использования зарубежных технологий. В реальности же не увеличивать себестоимость при наличии технологий и специалистов вполне реально. А такие технологии и специалисты в России уже есть, хоть их пока и недостаточно, — сказал эксперт.

За рубежом для объектов экологического строительства применяются особые тарифы, государственные льготы и дотации, в России же все еще ориентируются больше на спекулятивный подход к строительству. Но если рассматривать строительство не только в цепочке «построил-продал», а смотреть на весь жизненный цикл объекта от планирования до утилизации, станет очевидным преимущество использования «зеленых» технологий. В том числе экономическое, ведь 80% жизненного цикла объекта — это стадия эксплуатации.

Принцип 4 «Э»:

· энергоэффективность,

· экологичность,

· эстетичность,

· экономичность.

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», председатель экспертного совета по инновациям в недвижимости РГУД, рассказала, что на российском рынке есть осознанные девелоперы, которые стремятся строить по «зеленым» стандартам. Порядка 10-15% подают заявки на сертифицирование и есть несколько успешных кейсов. Но многие сталкиваются с изменениями концепции во время строительства и до финальной сертификации так и не доходят.

По данным БЕСТ-Новострой, приоритеты покупателей обычно строятся таким образом: цена, локация, качество проекта, а затем уже материалы, планировки и благоустройство. Это, несомненно, влияет на концепцию объекта. Клиент готов выбрать «зеленый» дом только при прочих равных, а вот разница в цене квадратного метра скорее склонит его на сторону более дешевого, а не более «зеленого» объекта. Смотреть презентацию

Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту «Сити-XXI век», на примере двух строящихся объектов компании утверждает, что на сегодняшний день вполне реально практически не увеличивать себестоимость строительства при использовании «зеленых» технологий. В первую очередь, этому способствует BIM-проектирование объектов, когда каждое технологическое решение можно взвесить, проверить и оптимизировать еще до стадии строительства — и выбрать оптимальный набор «зеленых» параметров. 

Платить просто за сертификат клиенты не готовы, подтвердила эксперт. Но ведь «зеленое строительство» — это не сертификат, а вполне конкретные параметры объекта, которые нужно до клиента доносить. Если девелопер показывает все выгоды «зеленого» подхода для конечного потребителя — будь то энергоэффективность, снижение затрат на коммунальные платежи, визуальный и акустический комфорт в здании, и пр. — покупатели готовы «голосовать рублем» за такие объекты. Для объектов «Сити-XXI век», премия за «зеленость» составляет от 3% до 7% в цене продажи, а срок окупаемости от 4 до 7 лет, соответственно. Смотреть презентацию.

Более подробными цифрами по эффективности применения экостандартов в строительстве поделилась Вера Бурцева — руководитель рабочей группы по разработке российской профессиональной системы повышения энергоэффективности и экологичности объектов недвижимости GREEN ZOOM.

Специалист рассказала, что по объектам Сити-XXI век энергетическая эффективность составит 31,07%, экономическая — 24,6% (что эквивалентно 8,4 млн. руб. в год), а снижение выбросов CO2 27,19% для миниполиса Серебрица, и 31,33%, 28,36% (9,6 млн. руб. в год) и 30% для их нового объекта в Опалихе, соответственно, т.е. эксплуатация этих объектов обойдется клиентам на 24,6% относительно конкурентного окружения. Смотреть презентацию.

Международная сертификация зачастую кажется обывателям «надежнее». Но при выборе сертификата перед застройщиком встают несколько вопросов. Зачастую более дорогая сама по себе и подразумевающая использование зарубежных технологий и материалов, международная сертификация изменит все же себестоимость строительства, а, следовательно, и цену для покупателя. Да и сама процедура не из легких. Как пояснил Алексей Поляков, в России нет собственного авторизованного представительства, например, BREEAM, которое могло бы проводить сертификацию на месте и на русском языке. Смотреть презентацию.

Главным вопросом второй сессии Девелоперской среды стал: «Готовы ли вы купить „зеленый“ объект?» Такой формат дискуссии задал ее модератор, генеральный директор EST Group, Евгений Тесля. Ответ на этот вопрос давали не только спикеры, но и все участники мероприятия. Смотреть презентацию.

Компания EST Group занимается оптимизацией строительных проектов, повышением энергоэффективности зданий, а также международной сертификацией «зеленых» объектов по стандартам LEED. 

Сам по себе сертификат на сегодняшнем рынке не ценность для клиента. Он лишь подтверждение намерений девелопера создать определенную среду для жизни. Скорее маркетинговый ход. Там не менее, строительство «по-зеленому» служит не только для привлечения клиентов, но и реально экономически выгодно застройщикам уже на этапе строительства, — сказал эксперт.

Михаил Гущин, директор департамента маркетинга ГК «ИНТЕКО» считает, что для клиента в первую очередь важна та среда, в которой будет жить он и его семья. Поэтому компания уделяет большое внимание созданию в своих проектах комфортной и качественной окружающей среды. Так, например, в проекте «Садовые Кварталы» применяются самые современные материалы и технологии: класс энергоэффективности кварталов, формирующих комплекс — от В до А++, детально продумана логистика трафика внутри комплекса, применяется масштабное ландшафтное озеленение, а центром комплекса выступает собственный искусственный пруд. Ведь «визуальная экология» — важная составляющая комфорта жителей.

Подводя итог выступлению, Михаил отметил, уже сейчас покупатели квартир, особенно в высокобюджетном сегменте, при выборе проекта все больше обращают внимание и на материалы, и на технологии строительства, и на системы инженерии.

«Зеленое строительство, качество среды будет трендом на ближайшие 5-10 лет, я в этом совершенно уверен. И, возможно, как раз в этот срок для наших клиентов наличие экологического сертификата станет определяющим фактором при выборе квартиры», — завершил свое выступление Михаил Гущин.

Андрей Зенин, начальник управления проектных технологий ГК «Инград» рассказал, что к идее «зеленых» стандартов компания пришла через BIM-проектирование.

«В связи с переходом на BIM-проектирование у нас появилось больше возможностей для проведения анализа наших проектов с точки зрения применения энергоэффективных решений, поэтому зелёная сертификация стала логичным следствием. Для нас это в первую очередь подтверждение того, что мы двигаемся в правильном направлении: в сторону устойчивого развития, обеспечивая энерго- и водоэффективность, экологичность и комфорт наших жилых кварталов,» — сказал Андрей.

Илья Жуков, руководитель отдела BIM GR Project Group рассказал, как именно BIM-технологии поддерживают «зеленое» строительство. Такого рода строительство подразумевает бережное отношение ко всем видам ресурсов. BIM-проектирование, во-первых, экономит большое количество времени за счет быстрого доступа к информации на всех этапах проектирования. Во-вторых, любые изменения в проект можно внести в кратчайшие сроки, а также протестировать любые изменения на модели, что значительно снижает расходы на изменения в процессе строительства. Смортеть презентацию.

По словам Гасана Архулаева, генерального директора GR Project Group, в 100% случаев правки в рабочую документацию вносятся. Изменить все документы разрозненных служб и ведомств оперативно — задача не для классического проектирования. Зачастую выявление и исправление ошибок на этапе строительства увеличивает смету в десятки раз. На современном рынке подобное грозит девелоперу серьезными потерями, а в отдельных случаях банкротством. По этим причинам Гасан сравнивает переход к BIM-проектированию со сменой автомобиля с представителя позднего советского автопрома на хороший современный автомобиль.

Сергей Ренжин, генеральный директор 500LUX, добавил к уже звучавшим необходимым для «зеленого» объекта условиям комфортную освещенность. Такие стандарты для международной сертификации тоже есть. Кроме проектирования схем освещения в BIM, компания проводит натурные испытания каждого объекта на ранних этапах строительства. Это позволяет скорректировать освещение с учетом сторон света, естественной инсоляции и других факторов.

«Девелопер сейчас обречен выбирать лучшее — от системы проектирования, до систем вентиляции и структуры освещения — иначе он будет неконкурентоспособен,» — сказал Сергей.

Кирилл Писцов, исполнительный директор Lecca, несколько сбавил пыл выступающих, сообщив, что ни один покупатель не интересуется сертификатами BREEAM и подобными, а также не спрашивает про «зеленое» строительство. Эти темы интересны исключительно специалистам. Говоря с покупателями, девелопер должен показывать плюсы объекта в простых и доступных клиентам выгодах: качественных материалах, экономии на коммунальных платежах, снижении загрязнения окружающей среды, комфортной среде, температуре, свете, чистом воздухе и т.д. Смотреть презентацию.

По итогам сессии весь зал проголосовал за или против покупки жилья в «зеленом» объекте. Вот, что из этого получилось:

Посмотреть фотоотчет

*Гринвошинг — экологичное позиционирование компании или товара/услуги без достаточных для этого оснований. Термин «гринвошинг» возник из комбинации английских слов green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации), т.е. буквально — «зеленое отмывание». (прим. редакции)