b60559e18a32c83200c11ed6f239b9a8_user_pic-1

Пандемийные годы стали «взрывными» для рынка курортной недвижимости: люди, лишенные возможности выезжать заграницу, обратили внимание на родные берега. Это, в свою очередь, повлияло на небывалый рост цен на недвижимость в южных городах. Чего ждать от 2022 года и как действовать девелоперам, которые уже вышли на этот рынок?

Цены: взрывной рост после коррекции

2022 год должен был стать временем корректировок цен на рынке курортной недвижимости. И если в начале года в ряде проектов комфорт-класса и эконом-сегмента, переоцененных на первоначальном этапе, стоимость скорректировалась, то в связи с нестабильностью на рынке в феврале-начале марта произошел взрывной рост.

Цены и дальше будут расти. При условии стабилизации внешнеэкономической ситуации рост этот будет плавным, резкие скачки возможны как отражение общего дисбаланса экономики.  Увеличению стоимости способствует и дефицит качественного предложения: земельный ресурс в таких привлекательных локациях как, например, Центральном Сочи, исчерпан. При этом уровень инфраструктуры и сервиса главного российского курорта сегодня сравним с местами отдыха мирового уровня, поэтому качественный продукт, конечно же, продолжит расти в цене. Динамику будут задавать спрос, время экспозиции и стадия реализации.

Наибольшее повышение цен ожидается, традиционно, в сезон, когда потенциальные покупатели смогут приехать и оценить строящиеся проекты своими глазами. Как показали новогодние каникулы, из 10 «теплых клиентов» при посещении офиса продаж не менее 50% идут на сделку.

Спрос только на качественный продукт

Если ажиотаж последних двух лет позволял реализовывать практически все подряд, то 2022 год докажет, что будущее рынка курортной недвижимости только за качественными проектами с развитой инфраструктурой и сервисом высокого уровня.

Происходит перераспределение целевого покупателя. Особенно ярко это видно в премиальной линейке. Свыше 70% покупателей данного сегмента раньше никогда не рассматривали покупку курортной недвижимости в России, предпочитая заграничные варианты в том же Майами или Дубае. В нынешних условиях качество продукта, который реализуется в лучших традициях зарубежных проектов класса де-люкс, меняет представление о рынке недвижимости в Сочи. Но, что важно, только в премиальном сегменте. В остальных классах для подобных изменений необходимо решить много вопросов, из-за которых рынок Сочи имеет не самую привлекательную репутацию.

Внимание к высокому качеству продукта связано с тем, что клиенты рассматривают курортную недвижимость не только для отдыха, но и как место для постоянного проживания. Или, например, для такого формата, когда глава семьи ведет бизнес в другом городе, а семья проживает в Сочи. Глава семейства должен быть уверен в том, что его близкие будут получать все необходимое на должном уровне.

Отсюда следует повышенное внимание этой аудитории к вопросам сервиса, наличию инфраструктурных объектов, в том числе, хорошим школам, причем не только общеобразовательным, но и дополнительного образования. У города большой потенциал в этом направлении, и данный фактор учитывается при принятии решения о покупке недвижимости.

Покупатели, которые не могут на текущий момент позволить себе приобрести качественную недвижимость в Сочи, рассматривают другие города, расположенные на побережье, например, Анапу, Геленджик. Это приводит к тому, что спрос перераспределяется по региону.

Предложить покупателю все и даже больше

Хочется надеяться, что развитие рынка курортной недвижимости в текущем году станет более цивилизованным. Все больше федеральных игроков обращают внимание на регион, но, по нашему мнению, они должны, во-первых, учитывать специфику края, во-вторых, внимательно изучить опыт своих предшественников.

Это касается и проектной, разрешительной документации, и самого продукта. Местный рынок перенасыщен лотами площадью 18-20 квадратных метров, которые преподносятся покупателям как апартаменты для семейного проживания, причём нередко даже премиального класса. И в этом проблема – некорректное позиционирование объекта, вводящее в заблуждение. Подобные варианты хороши для инвестиций, но они не подходят для большой семьи, хотя именно такой покупательский запрос сейчас в тренде, и в лучшем случае могут быть отнесены к бизнес-классу. Подобное предложение разочаровало немало покупателей. То, что люди готовы покупать, в большинстве сегментов рынка практически не создается, то есть мы видим дефицит качественного предложения, поэтому в выигрыше окажутся те девелоперы, которые выведут на рынок проекты, отвечающие всем требованиям целевой аудитории. 

При этом покупателям дорогостоящей недвижимости нужно предложить «все и немного больше»: не только ими ожидаемое, но и дать то, от чего они придут в восторг. Как показывает практика, в элитных и премиальных сегментах хорошо работают программы лояльности, покупатели ценят качественный сервис и положительные эмоции.

Важно уделять внимание клиентам не только до, но и после заключения договора. Это не должны быть лишь информационные рассылки о ходе реализации проекта, нужно выстроить систему коммуникации, сформировать у покупателей уникальный клиентский опыт. Это могут быть и эксклюзивные подарки к праздникам или дню рождения, и вебинары для будущих жителей комплекса о новинках дизайна или модных трендах в отделке, и преференции на приобретение мебели и аксессуаров для дома у компаний-партнеров. Нужно дать клиентам ощущение, что они приобрели не просто апартаменты, а стали членами клуба для избранных.

Для такой аудитории крайне важна инфраструктура, поэтому для девелопера, работающего в высокобюджетных сегментах, вопрос чести обустроить ее по высшему разряду. Не стоит жадничать, полностью застраивая земельный участок, ведь многих привлекает именно возможность отдыха на закрытой от посторонних территории комплекса. Например, 8 из 10 гектаров мы выделили на зеленые зоны, сады и бассейны с морской водой.

Именно сочетание качества строительства, инфраструктуры и достойного сервиса позволят поддерживать высокие темпы продаж. Надеемся, что наш опыт будет полезен коллегам, потому что если при текущем уровне цен в Сочи они этого не учтут, то проекты будут обречены на провал.