Цифровой комфорт: что нужно знать девелоперу об умном лифте
Цифровой комфорт довольно быстро становится таким же важным, как и привычные параметры выбора квартиры: цена, количество комнат, планировка. Всё, что делает жизнь человека легче и безопаснее, пользуется спросом. Например, умные квартиры и умный доступ. Поэтому вполне закономерно застройщики интегрируют еще один удобный сервис – умные лифты.
Что может «уметь» умный лифт
Условно функционал умных лифтов можно разделить на три группы.
Первая группа функций – это то, что действительно полезно. Самое базовое – бесконтактная отправка лифта на этаж. Пользователь заходит в лифтовую кабину, его мобильное приложение взаимодействует с установленным внутри считывателем, и умный лифт автоматически отправляется на этаж. Если в лифт зайдут несколько человек, то лифт остановится на всех нужных этажах. В любом случае нажимать кнопки внутри лифтовой кабины не потребуется.
Еще одна полезная функция – это вызов лифта с помощью сценариев для голосовых помощников. То есть, уходя из дома, пользователь говорит команду «Вызови лифт», срабатывает датчик открытия двери, и лифт отправляется на нужный этаж. Третья возможность – вызов лифта на этаж со стороны консьержа. Например, человек несет что-то тяжелое, его руки заняты, поэтому вызвать лифт для него может консьерж.
Есть еще ряд практичных функций, которые связаны с безопасностью и эксплуатационными вопросами. Например, можно вести мониторинг различной телеметрии со стороны лифтовой системы для того, чтобы оперативно информировать управляющую компанию о том, что какие-либо подсистемы работают в нештатном или аварийном режиме. Это важно, чтобы сотрудник эксплуатирующей организации увидел сообщение системы и оперативно принял меры.
Также на рынке есть решения, которые обеспечивают возможность технической реализации предикативной аналитики функционирования лифтовых систем. Это значит, что можно поставить несколько датчиков на лифтовые системы и отслеживать уровень шумов, вибраций и т.д. По их данным можно предсказать выход из строя каких-либо элементов лифта еще до того, как это реально произойдет. То есть до того, как это начнет представлять опасность.
Вторая группа функций — это то, что может служить wow-фактором от застройщика или управляющей компании. Один из самых частых запросов – голосовое управление лифтом. В таком случае пользователь может бесконтактным образом вызвать лифт на нужный этаж.
В период пандемии особую актуальность приобрела функция обеззараживания. Оно проводится автоматически, когда в лифте никого нет. Однако также важно иметь в виду, что не в каждой лифтовой кабине есть техническая возможность установить рекуператор или другое подобное оборудование.
И, наконец, третья группа состоит из функций, которые сегодня, на наш взгляд, требуют апробации.
К ним относится, например, «digitalsignage» – экран внутри лифтовой кабины. Управляющая организация может транслировать на нем новости, объявления, погоду, количество свободных мест на парковке и любую другую информацию.
Далее – установка голосового помощника внутри лифтовой кабины с возможностью ведения диалога и аутентификации пользователя. Это можно реализовать, но необходимо протестировать на практике, насколько пользователям такая опция будет необходима, и будут ли они ей пользоваться.
Например, представим ситуацию, когда в лифте едет не один человек, а несколько. А мы подключаем опцию приветствия пользователя. На практике это будет выглядеть довольно комично, когда лифт начнет с каждым по очереди здороваться. И, кроме того, если лифт приветствует человека по имени или, например, поздравляет его с днем рождения, то это фактически разглашение персональных данных.
Следующая функция – организация контроля доступа на этаж с помощью лифтовой системы – вновь вызывает вопросы, так как требует обоснования целесообразности. Потому что по требованию пожарной безопасности должны быть открыты лестничные пролеты и проходы между этажами. И если заказчик попытается ограничить доступ на этаж с помощью лифта, то злоумышленник всегда имеет возможность попасть туда по лестнице.
К этой категории мы также относим вызов лифта через приложение, потому что кто-то, подростки например, могут баловаться кнопкой в приложении, а другие люди будут долго ждать лифт. При этом алгоритмы лифта будут нарушены – система настроена таким образом, что при вызове на этаж отправляется ближайший свободный лифт. Поэтому необходимо проверять на практике целесообразность, практичность и полезность такой функции.
Тонкости внедрения
При внедрении умных лифтов следует учесть несколько моментов. Во-первых, еще на этапе проектирования здания рекомендуется выбрать платформу, которая объединит инженерные системы, ПО разных производителей, IoT-устройства для управления квартирой, сервисы для резидентов и управляющей организации, мобильное приложение. Так, на базе платформы формируется единая цифровая среда умного здания, в которой пользователи взаимодействуют с оборудованием, в том числе с умными лифтами.
Далее идет этап выбора производителя лифтового оборудования и самого технического решения. Необходимо предусмотреть возможность его интеграции с платформой. Это позволит застройщику на уже старте быть уверенным, что желаемые пользовательские сервисы умного лифта будут реализованы. Также важно решить, будет ли управляющая организация получать данные от лифтовой системы через сервис «Виртуальная диспетчерская», чтобы отслеживать ее техническое состояние и предупреждать в случае чрезвычайной ситуации.
Что касается уже построенных зданий, то для реализации нового функционала нужно учесть возможность проведения коммуникаций и установки дополнительного оборудования. Если же такой возможности нет, то это условие можно реализовать в рамках плановой замены лифтов.
На российском рынке представлены разные платформы, задача которых – автоматизировать процессы в здании, в том числе, сделать умный лифт. Наш опыт показывает, что подключить здание к большинству из них можно на разных этапах, что позволяет сделать «умным» практически любое здание, даже уже эксплуатируемое. С лифтовыми системами то же самое — если есть техническая возможность интеграции со стороны производителя, то можно подключить их к платформе и внедрить новый функционал.
За последние 1,5-2 года количество запросов именно по умным лифтам увеличилось в 3-4 раза. Это показатель того, что такой сервис уже сегодня весьма актуален, а в будущем его популярность будет только расти.