«Формула устойчивости рынка недвижимости»: итоги года 2025 с REPA
10 декабря в Москве Ассоциация профессионалов рынка недвижимости REPA провела ежегодную пресс-конференцию «Итоги года». Лидеры индустрии и представители ведущих отраслевых СМИ собрались, чтобы проанализировать итоги стрессового для рынка года, прошедшего под знаком завершения эпохи льготной ипотеки, роста стоимости финансирования и коррекции спроса. Главным итогом дискуссии стало формирование новой отраслевой логики, где устойчивость обеспечивается не объемом продаж, а качеством продукта, скоростью и глубиной проработки концепций.
Юлия Солодовникова, руководитель и управляющий партнер REPA, открыла мероприятие, подведя итоги работы Ассоциации за год. Особое внимание она уделила ключевым проектам REPA, которые в 2025 году стали драйверами позитивных изменений в индустрии: международная архитектурно-девелоперская Премия REPA, и международный фестиваль маркетинга и креатива в недвижимости WOW FEST. Она отметила, что эти инициативы напрямую работают на повышение стандартов и формирование «формулы устойчивости» для всего рынка.

Сергей Разуваев, основатель GMK, презентовал аналитическую картину года с данными по объемам рынка, динамике продаж и ценовым трендам. Эксперт отметил, что динамика ввода жилья за 10 лет составила 914 млн м². Прирост за последние пять лет составил 115.9 млн м² по сравнению с периодом 2016-2020 гг. В основном это произошло благодаря льготной ипотеке. По его мнению, на данный момент потребитель не видит инвестиционной привлекательности в жилой недвижимости. Сергей Разуваев также отметил тенденцию на уменьшение средней площади квартир, выведенных на рынок, которая в 2025 году составила 49.2 м², рост цен первичной недвижимости на 7,4% с начала года и существенную — до 72% разницу в цене между первичной и вторичной недвижимостью.

Вячеслав Белозеров, руководитель Департамента продаж «Донстрой», представил системный анализ факторов «идеального шторма» 2025 года: рост себестоимости, дорогое финансирование и снижение платежеспособного спроса. Он детально обсудил антикризисную стратегию девелопера, включающую гибкую ценовую политику, точечный запуск тщательно выверенных проектов и жесткую оптимизацию бизнес-процессов. Спикер назвал высокую скорость строительства и качество создаваемой среды новыми ключевыми драйверами, которые напрямую влияют на финансовую модель и потребительский выбор.

Валерий Ручий, директор по продажам, UNIQ Development, сфокусировался на трансформации запросов покупателей в премиум-сегменте. На примере клубного дома Springs он рассказал, как wellness-концепция проекта усилила престижный статус локации, а также стала якорным фактором для принятия решения о покупке. Спикер привел данные по продажам в высоком сегменте и подчеркнул, что локация уже не является ключевым аспектом при выборе недвижимости. Больше внимания обращают на концепцию, сервисы и образ жизни, который резиденты обретут в проекте.

Алексей Самородов, генеральный директор, «ГЕФЕСТ», заглянул «за кулисы» рынка, рассказав, как кризис повлиял на процесс проектирования. Он объяснил, на чем сегодня экономят девелоперы (например, на излишествах в архитектуре), а куда, наоборот, готовы вкладываться больше (комплексная инфраструктура, энергоэффективность, smart-инженерия). Отвечая на вопрос о ключевых тенденциях рынка, спикер отметил изменение парадигмы и отношения к процессу проектирования в целом. Если раньше к стадии П многие застройщики относились как к инструменту для получения РНС, то сейчас все понимают, что именно на этом этапе должны закладываться основные технические решения, влияющие на успех всего проекта.

Илья Очнев, руководитель проектного бюро, ГК «Экоплант», превратил тему благоустройства из декоративной в стратегически-финансовую. Он рассказал, зачем девелоперу нужен собственный стандарт озеленения, представив его как архитектурно-ландшафтный брендбук, который обеспечивает узнаваемость, управляемое качество и, что критически важно, экономию бюджета и времени за счет унификации решений. Спикер подкрепил тезисы конкретными цифрами, кейсами и анализом ошибок, а также обозначил запросы покупателей к качеству среды.

Мероприятие, модератором которого выступила Любовь Цветкова, председатель Правления Ассоциации инвесторов Москвы, завершилось прогнозами спикеров на 2026 год. Рынок продолжит адаптацию, а конкурентная борьба сместится в плоскость инноваций, качества жизни в проектах и эффективности бизнес-процессов.