06 декабря 2017 состоялось мероприятие формата Девелоперская среда, посвященное нормам комфорта современного жилья.

Что продается лучше – квартиры с отделкой или без? Какие новые форматы предлагает рынок покупателю? Какие квартиры и апартаменты пользуются наибольшим спросом? Выгодно ли приобретение квартиры с отделкой? Эти и многие другие вопросы обсудили эксперты Девелоперской среды:

​ Мария Герасимова, Метриум Групп

​ Дмитрий Земсков, Главстрой Девеломент

​ Александра Мамохина, Level Group

​ Надежда Коркка, Группа ПСН

​ Павел Брызгалов, ФСК Лидер

Спикеры привели статистику предложения квартир и апартаментов с отделкой и без в московском регионе.

Источник: «Метриум Групп»

Источник: «Level Group»

«В настоящее время в старых границах Москвы в реализации находится свыше 300 проектов с общим объемом экспозиции около 50 тысяч квартир и апартаментов, суммарной площадью 3,5 млн кв. м, — рассказала Мария Герасимова, руководитель отдела аналитики «Метриум Групп». — За последние три года предложение увеличилось почти вдвое. В условиях высококонкурентного рынка девелоперы стремятся максимально расширить целевую аудиторию своих проектов. Одним из инструментов является предложение покупателю различных вариантов отделки жилья. На текущий момент доля лотов с финишной отделкой составляет 16% рынка, еще 12% квартир и апартаментов выставляются на реализацию с подготовкой white box. С конца 2014 года объем предложения с тем или иным видом ремонта увеличился в 2,7 раз, его доля выросла на 8 п.п. – с 20% до 28%. Такие предпосылки как дальнейшее ужесточение конкуренции, рост доли ипотечных сделок, повышение требований покупателей к жилью, свидетельствуют о том, что в среднесрочной перспективе тренд на увеличение предложения с отделкой сохранится».

С тенденцией востребованности предложения с отделкой эксперты были единогласны:

​ Максимальный спрос и, соответственно, предложение квартир с отделкой – в массовом сегменте.

​ Апартаменты с отделкой предлагаются примерно вдвое чаще, чем квартиры.

​ Продвижению лотов с отделкой способствует возможность внесения стоимости отделки в договор ДДУ и получения ипотечного кредита на всю сумму.

​ Самостоятельный ремонт сходного уровня примерно на 30% дороже, чем ремонт от застройщика.

​ Предлагать много вариантов отделки – бессмысленно, это только путает покупателей.

​ Новый тренд на рынке – отделка white box.

​ Покупатели премиум сегмента реже приобретают квартиры с отделкой, так как предпочитают эксклюзивный дизайн.

​ Наибольшим спросом все еще пользуются студии и одно- и двухкомнатные квартиры до 60 кв.м.

​ Девелоперы «продают» отделку чаще всего по себестоимости. За счет этой опции они не зарабатывают, а расширяют целевую аудиторию.

​ Будущее – за квартирами и апартаментами с отделкой, а возможно, и с мебелью.

Дмитрий Земсков напомнил, что для девелоперов выполнение отделки — не бизнес, это ответ запросам потребителя, что очень важно на высококонкурентном столичном рынке.

Он напомнил, что сейчас в Москве в продаже находится около 3,3 млн кв. м жилья, ежемесячный объем "вымывания" составляет около 14%, что сопоставимо с уровнем прошлого года.

Дабы поддержать указанные тезисы, приведем аргументы спикеров:

«Мы сделали для одного из объектов 5 видов отделки…. По факту порядка 75% покупателей выбрали тот, который был представлен в шоу-руме», — рассказала Надежда Коркка из ПСН Групп.

Градация покупателей «по видам отделки»:

​ Без отделки

o​ Эконом (нет денег на отделку).

o​ Премиум и выше хочет отделку по собственному проекту. Возможно, даже сам хочет заняться дизайном.

o​ Есть другое жилье и не нужно торопиться с ремонтом.

​ White box

o​ Новая тенденция с ориентацией на премиум и элит, когда не хочется быть прорабом на стройке, но дизайн должен быть индивидуальным.

​ C отделкой

o​ Экономит на ремонте.

o​ Нет времени и желания заниматься ремонтом.

o​ Нет другого жилья, нужна готовая квартира.

Эксперт Главстрой Девелопмент подтвердил: «Стоимость отделки в комфорт-классе составляет 14-25 тыс. рублей за кв. м, в "бизнесе" 28-40 тыс. рублей. Самостоятельно ремонтируя квартиру, уложиться в такие бюджеты крайне сложно.»

При этом Дмитрий подчеркнул, что несмотря на спрос на отделку, предложение квартир без отделки остается на рынке и востребовано у значительной категории покупателей.

Отдельной строкой стоит выделить представленную компанией ФСК «Лидер» идею продажи квартир не только с отделкой, но и меблированных, что позволяет включить в стоимость объекта по ДДУ уже полностью готовый к проживанию объект. Это означает не только быстрый переезд, но и исключает необходимость получения потребительского кредита, то есть снижает издержки клиентов. Будем с нетерпением ждать результатов эксперимента, которыми Павел Брызгалов готов поделиться чуть более, чем через полгода.