Итоги года с REPA: ключевые события 2023 года и что ждет рынок недвижимости в 2024 году
15 декабря состоялось финальное в этом году мероприятие Ассоциации REPA, где представители ведущих девелоперских компаний и других участников отрасли поделились аналитикой и экспертизой по самым актуальным вопросам, результатами за 2023 год и прогнозами на 2024 год.
В фокусе оказались вопросы, связанные с ипотекой, удерживанием спроса и трендами на рынке недвижимости.
Сергей Разуваев, директор консалтингового агентства GMK, начал конференцию с аналитики за 2023 год, поделился статистикой объемов продаж и покупательского спроса, а также трендами на рынке недвижимости.
«Уходящий год отличился тенденциями сокращения средней площади, стремительного роста доли ипотеки и трендом на отделку и частичную меблировку в жилье сегмента масс-маркет. Это очевидные и всем заметные тренды, но есть и неочевидные, которые я сформировал, основываясь на личном мнении и общении с коллегами-девелоперами: иммунитет на стресс, девальвация репутации девелопера в глазах потребителя, формирование прибыли девелоперов в готовых квартирах.
Все участники рынка переживали в 2020, потом в 2022 году. Сейчас мы видим, что на все происходящее реагируют намного спокойнее — уже не важно, повысят ключевую ставку или нет. Высокая маржа позволила накопить резервы, за счет проектного финансирования можно выходить на новые проекты. Мы видим, как даже региональные девелоперы в малых городах запускают огромные КОТы, амбиции не меньше, чем у федералов», — отметил в своем выступлении Сергей.
Также итогами поделилась Вера Стефан, коммерческий директор ASTERUS. Особое внимание спикер уделила анализу спроса на покупку жилья в течение всего года и выделяла следующие факторы: рост ключевой ставки, высокий курс доллара и повышение первоначального взноса. Эксперт отметила, что для адаптации к новым условиям рынка компания сократила площадь лотов, оптимизировала стоимость входа для клиентов, сократили высоту этажа, площадь МОПов, высоту потолков и заменили отделку на бетонные плиты.
«Несмотря на все пессимистические прогнозы и опасения, 2023 год оказался для рынка новостроек Москвы довольно активным. Объем сделок от месяца к месяцу только рос, спад был отмечен уже в октябре-ноябре. Декабрь по традиции станет самым активным месяцем в году и его результаты будут лучше.
Увеличение ключевой ставки и размера первоначального взноса по льготным программам ударили по рынку заметнее всего, вход в сделку по покупке жилья стал сложнее и дороже для покупателя. Плоды этих решений нам еще предстоит оценить: спрос остается слишком чувствительным к любым изменениям. Но уже сейчас рынок предлагает новые финансовые инструменты, помимо ставшей уже привычной субсидированной ипотеки, которые облегчают покупку жилья.
Девелоперы планируют новые проекты и в начале следующего года мы услышим много анонсов новых ЖК. Хотелось бы сказать, что игроки уверены в завтрашнем дне. Но за этим, скорее, стоит четкое понимание, с какими вызовами им придется столкнуться и владение инструментами для решения проблем, отсюда готовность действовать дальше.
Поэтому нас ждет широкое предложение на первичном рынке, оно может показаться даже «рекордным», но надо понимать, что сравниваем мы с 2020 годом. И темпы продаж хоть и сократились в последние два месяца, но вымывание предложения тоже идет активно», — рассказала Вера Стефан, коммерческий директор ASTERUS.
Жанна Белянкина, директор по продажам DOGMA, отметила, что они в компании не только не экономят на инфраструктуре жилых комплексов, но и идут по пути, когда застройщик благоустраивает свою и близлежащую территории.
Также эксперт поделилась, что сейчас наблюдается спрос на сокращение квадратных метров, в том числе как на студии, однокомнатные, так и на двух- и трехкомнатные квартиры.
«2023 год стал рекордным для строительной компании DOGMA. Положительное влияние на операционные показатели наблюдаются по объему выданных ипотек — более 92% от общего объема сделок. Кроме того, объем продаж за год вырос почти на 42% — важным фактором стал успешный выход компании в московский регион с масштабным проектом EVO, который возводится в Реутове. В компании разработана действующая программа льготной, субсидируемой государством ипотеки, которая сейчас является мощным катализатором спроса в регионах. Доля ипотечных сделок в текущем году составил порядка 92%, что говорит об эффективности ипотеки, в том числе субсидируемой», — комментирует Жанна Белянкина, директор по продажам DOGMA.
Подвела итоги года и поделилась трендами в строительной отрасли также Ирина Трифонова, руководитель по сбыту, КНАУФ Гипс Россия и Белоруссия.
«2023 год оказался для нас даже более успешным, чем от него ожидали. Тренд последних лет — увеличение применения технологии сухого строительства в жилом строительстве и цифры лишь это подтверждают. Многие застройщики с большим интересом смотрят в сторону технологии, а те, кто уже переориентировался тиражируют решения из объекта в объект, что доказывает безусловную эффективность применения и вариативность способов оптимизации строительных процессов.
Ключевой тренд 2022-2023 года, который мы очень ярко наблюдаем — это переход застройщиков от традиционных материалов при строительстве межкомнатных перегородок на перегородки из гипсокартонных листов. Так уже более 150 ЖК от 50 застройщиков построено по этой технологии.
Это позволяет получить высокую звукоизоляцию в помещениях, хорошее качество поверхностей, очевидную экономическую выгоды от получения дополнительной полезной площади и экономии на материалах.
Мы же в свою очередь, обладая не только собственными карьерами, производствами, но и широкой технической экспертизой, консультационными сервисами и возможностью сопровождать застройщика на всех этапах реализации проекта, позволяет нашим клиентам чувствовать себя максимально комфортно в партнерских отношениях», — отметила в своем выступлении Ирина.
Дмитрий Павлов, директор по маркетингу BM GROUP Development, поделился обстановкой в регионах России, а именно — в Воронеже и Воронежской области. Эксперт отметил, что несомненно высока доля сделок по ипотеке, а также поделился инсайтом: значительная доля покупок осуществляется за счет релокации — жители более северных регионов выбирают Воронеж в качестве постоянного места жительства и приобретают жилье.
Злата Румянцева, руководитель event-направления Ассоциации REPA, в своей речи также поделилась итогами: «2023 год для Ассоциации прошёл под эгидой трансформации и расширения: от наших проектов до количества партнеров. Мы организовали 8 крупных мероприятий, на которых собрали более 3000 гостей и 80 компаний со всей России. В следующем году мы ставим себе планку выше — расширяем количество проектов, повышаем качество контента и организации — все для того, чтобы наши участники могли продуктивнее проводить время и получать максимум возможностей для реализации своих планов и проектов».