В прошлом месяце в мире инноваций в области недвижимости произошло одно знаменательное событие: крупнейший американский портал Zillow (капитализация почти $24 млрд) заявил о создании своей брокерской компании. Компания начинает движение бизнес-модели от рекламы (Search Engine) к транзакциям (Service Engine), где размер рынка в разы больше рекламного.

С помощью сервиса «Мгновенные предложения» портал будет «сводить» покупателей и владельцев недвижимости, при этом собственники могут в принципе не обращаться к риэлторам, так как даже определить стоимость своего объекта смогут с помощью сравнительного анализа от местного агента, которого также предоставит Zillow. Он же порекомендует и агента, который поможет завершить сделку. Сейчас это пилотный проект, который «обкатывается» в двух городах (Лас-Вегас и Орландо), но никто не сомневается, что скоро сервис будет использоваться по всей стране.

Нельзя сказать, что сообщество не ожидало такого хода, риэлторы понимали, что рано или поздно подобный сервис появится, но рынок оказался к этому не готов. Более того, новость не на шутку перепугала владельцев брокерских компаний и руководителей отделов продаж в девелоперские компаниях. Многие из них уже планируют сократить объемы рекламных бюджетов в пользу своих и независимых площадок.

А некоторые даже предлагали бойкотировать Zillow: более 25 тысяч человек подписали обращение в  National Association of Realtors (NAR) с требованием запретить Zillow доступ к листигам. Протестная компания велась всерьез, был создан сайт с одноименным названием, где владельцев недвижимости запугивали тем, что они потеряют миллионы, а риэлторы – свои комиссионные, в сеть были выложены ролики, призывающие запретить работу Zillow.

Однако против прогресса не попрешь, и NAR бойкот не поддержал: в ассоциации решили, что нельзя запрещать участникам организации использовать новый продукт. Тем более, технологии продолжают развиваться, и если клиентам понравятся подобные сервисы, то брокерам и риэлторам придется с ними считаться. Причем не только в США, но во всем мире.

В России, скорее всего, первопроходцем станет «ЦИАН», который уже достиг почти предельных размеров в рекламном рынке. В преддверии будущего IPO «ЦИАН» потребуется красивая история о светлом будущем компании, а создание своего брокерского бизнеса — как раз такая история. Именно она поможет компании обеспечить дальнейший рост. И «ЦИАН» есть, за что бороться, задача портала — забрать у брокеров (риэлторов) все их доходы, а это только в Москве – около $500 млн.

Могу предположить, что «Яндекс» займется брокерским бизнесом позже «ЦИАН», и, скорее всего, купит какое-нибудь агентство, которое удачно оседлает новые IТ-технологии. Обычно в качестве примера приводят американские компании Compass (оценка более 6 млрд) и Redfin (капитализация более 5 млрд). Пока на нашем рынке не так много покупателей, это «Яндекс», Mail, «Сбер» и ВТБ, но и покупать им пока нечего — нет IТ-агентств.

Было несколько попыток создать такие компании, но по состоянию на сегодня можно констатировать, что ничего не получилось. Проблема в том, что стоимость привлечения покупателя и продавца очень высокая для брокера, а вот для «Яндекс» она нулевая, да и для «ЦИАН» – почти нулевая. Тем не менее, пандемия подстегнула рынок, и за последние полгода риэлторские и девелоперские компании серьезно вложились в IТ-технологии, так что можно ожидать прорыва в этом направлении.

Кажется, в России такой брокер скоро появится у ГК «ПИК». Они сделали много интересных сервисов (сделки, ипотека, аренда, выкуп), которым уже тесно под крышей девелопера, поэтому, скорее всего, скоро выделятся в отдельный бренд. Как минимум, это позволит получить другой мультипликатор при продаже компании, достаточно посмотреть на банк «Тинькофф», и сравнить его со Сбером. Традиционные банки оцениваются через мультипликатор к капиталу, а вот IТ-компании –  через оценку будущих доходов. Поэтому Сбербанк теперь просто Сбер, а девелоперы в своих презентациях пишут про трансформацию в IТ-компании.

Это всё к чему?

Российским игрокам на рынке недвижимости необходимо внимательно изучать мировые тренды в области инноваций и заранее к ним готовится. Есть серьезные подозрения, что через несколько лет снизится важность узнаваемости ЖК или брокерского агентства. Кто-нибудь знает хоть одно название таксопарка, который работает через «Яндекс такси»? Как вы думаете, сколько директоров по маркетингу, рекламе, продажам и пиару осталось в таксопарках?