9 ноября состоялся очередной Легкий Понедельник, на этот раз эксперты рынка недвижимости обсуждали квартирографию. Что предложить покупателю сейчас, что предложить завтра? Нужна отделка или нет? Сколько комнат, какая планировка? Инсоляция, акустика, модульные квартиры, градостроительный соучастник и многое другое.

По итогам выступления можно вывести несколько закономерностей, на которые указали абсолютно все спикеры, хотя в ряде вопросов они и остались непримиримыми противниками.

Открыл мероприятие Валерий Мальцев, директор по маркетингу компании ENGEX. В его краткой речи прозвучала фраза, которой можно резюмировать мероприятие: «Потребитель стал более компетентен».

В этом контексте выступили и все остальные спикеры.

Например, руководитель отдела проектного консалтинга компании «ФСК Лидер» Павел Брызгалов заметил, что российский потребитель все больше поворачивается к европейским нормам, хорошо ли это, не известно. Тем не менее в моду вошли европейские стандарты. Будь то гостиная, совмещенная с кухней, или второй санузел.

В том же ключе выступила и Галина Кулагина, заместитель директора по продажам «Эталон-Инвест». Все более востребованы гардеробные, коридоры минимизируются, уделяется внимание увеличению оконных проемов. По мнению Галины Кулагиной, в будущем закрепятся так называемые евро-планировки: небольшие спальни, кухни-гостиные и гардеробные комнаты. Однако, некоторая самобытность у российского потребителя осталась. Балкон – по праву считающийся атавизмом, по прежнему востребован. Люди голосуют рублем, выражая свое мнение.

Роман Еремян, генеральный директор «ИНДИГО девелопмент», рассмотрел вопрос шире. По его словам тенденции на уменьшение площади квартир и евростандарты свойственны не только нашему рынку, это скорее всемирный тренд. Платежеспособность, по его словам, упала не только в России. Так, в 2014 году минимальная площадь квартиры в Нью-Йорке снизилась до 20 м2 а в Лондоне до 40м2. В этом свете Роман Еремян предлагает обратить внимание на модульное жилье, которое позволяет соединять несколько квартир как конструктор.

Темур Болгашвили, начальник отдела маркетинга ГК «Мортон», также указал на уменьшение площади квартир. Во многом это продиктовано не желанием, а возможностями. Компенсировать маленькие жилые площади можно с помощью общественных пространств. Также Темур Болгашвили заметил, что сценарное планирование необходимо. Зачастую люди просто не понимают, что будет дальше, что можно сделать с жильем, которое они покупают, нужны примеры.

Сергей Крючков, директор по проектированию Rose Group, также отметил важность сценарной квартирографии, помимо этого Сергей затронул вопрос отделки. По его словам, сейчас все больше квартир продаются с отделкой, и этот показатель ежегодно растет. Во всем мире жилье продается именно так и, по мнению Сергея Крючкова, отечественный рынок не станет исключением, что же касается трендов, тут все так же: евростандарт, санузлы, гардеробные, от балкона же отказ не предвидится.

Анна Швидунова, директор департамента коммуникаций компании «Сити-ХХI век», выступила с исследованием рынка на тему с отделкой или без. По ее словам уже сейчас около трети квартир продаются с отделкой, причем всего два года назад их доля была в два раза меньше, в будущем этот показатель возрастет. По исследованиям компании «СИТИ-ХХI век», квартиры с отделкой продаются в полтора раза быстрее. Также, согласно исследованиям, наибольший спрос на отделку наблюдается в сегментах «комфорт» и «эконом». Ознакомиться можно на сайте коспании: http://opros.city-xxi.ru/ 

Подводя итоги мероприятия: на отечественном рынке закрепляются евростандарты – кухни-гостиные, гардеробные, вторые санузлы, все популярнее малогабаритные студии, а квартиры с отделкой завоевали уже треть рынка и продолжают увеличивать свою долю.

Партнером мероприятия выступила компания ENGEX.

REPA благодарит компанию Solo Office Interiors за предоставление площадки для мероприятия и рекомендует новый сервис «Офис за три дня».

Скачать презентацию ФСК Лидер

Павел Брызгалов, ФСК Лидер