Маркетинг для двоих
Парные выступления практикуются не только в управлении отдельно взятой страной, но и в управлении маркетингом недвижимости. Региональный директор по маркетингу, PR и аналитике Екатерина Кутумова, а также PR-директор Colliers International Анна Орлова рассказывают о своем творческом симбиозе.
— Катя, а за какой фронт работы отвечает «региональный директор по маркетингу и PR» — как написано на твоей визитке?
— Катя: Это значит, что я отвечаю за маркетинговую стратегию продвижения нашей компании в масштабах всей России, включая Москву. Также с недавнего времени я курирую работу нашего аналитического подразделения.
— Круто! А задача PR-директора Colliеrs International Russia так же масштабна?
— Анна: Я занимаюсь, как и PR-директор любой другой компании, вопросами связей с общественностью – работой с журналистами, участием спикеров в конференциях, организацией мероприятий, внутренним пиаром…
— Катя: …и международным пиаром, который у нас тоже немаленький.
— А в чем заключается международный пиар?
— Анна: Международный пиар – это коммуникация с штаб-квартирой компании, участие в проектах Colliеrs International в Европе – например, обеспечиваем присутствие на MIPIM, MAPIС, а также региональных европейских мероприятиях. Также с этого года мои обязанности существенно расширились, и я занимаюсь еще и маркетингом проектов…
— И что нового в маркетинге проектов Colliеrs International?
— Анна: У нас задача, как всегда, амбициозная – быть лучшими на рынке! Наша задача – поддерживать проекты клиентов с точки зрения маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Мы занимаемся разработкой маркетинговой стратегии, а в дальнейшем и ее реализацией. Причем теперь не только на рынке B2B, но и для конечных потребителей – посетителей торговых центров, например. В рамках управления недвижимостью мы оказываем услуги по маркетингу и продвижению объектов торговой недвижимости. Для меня это направление просто открыло новые горизонты профессии.
— Катя: Мы не так давно начали заниматься этим направлением. В прошлом году в компании появилось подразделение по Управлению коммерческой недвижимостью и в рамках этого направления мы занимаемся продвижением готовых объектов. Это очень сложная, но в тоже время безумно интересная работа, охватывающая весь спектр маркетинга, – от исследований и мониторинга до рекламы и event-маркетинга. Мы постоянно думаем о том, как расширить и улучшить сервисную линейку компании, чтобы клиенты оставались довольны и приходили к нам снова и снова.
— Что делаете для того, чтобы клиенты «приходили снова и снова»?
— Катя: Прежде всего, это качественная работа на уровне всех подразделений компании. Мы постоянно держим «обратную связь с клиентом», стараемся в процессе работы корректировать какие-то сложности, если они возникают. У нашей компании достаточно много клиентов, которые работают с нами много лет или же возвращаются по мере возникновения новых проектов в сфере недвижимости… Есть такой классический пример, что, по мнению компаний, работающих в сфере услуг, их деятельностью довольны около 80% клиентов. В то же время, по мнению самих клиентов, эта цифра едва ли превышает 20%. Вот этот разброс мы и стараемся сократить.
— Каким способом получаете обратную связь?
— Катя: Используем и личные звонки, и персональные интервью, которые позволяют узнать истинную картину. Также у нас в компании есть система контроля качества, в которой участвуют все брокеры. Поэтому есть возможность оценить систему обслуживания и с другой стороны.
— Вообще, маркетинг, маркетинговые исследования – вам это интересно или просто так сложилось?
— Катя: Интересно! Причем маркетинг в консалтинговой сфере, в сфере интеллектуальной услуги, намного сложнее, чем маркетинг в производственной сфере. В производстве продукт можно потрогать, рассмотреть хорошенько, а интеллектуальная услуга неосязаема.
— Анна: Мы работаем в узком сегменте, Colliers International в Москве занимается только коммерческой недвижимостью. Поэтому развитие долгосрочных отношений с клиентами чрезвычайно важно. Мы постоянно придумываем что-то новое для того, чтобы повышать уровень сервиса и качества услуг. И это интересно.
— Маркетолог – это творческая профессия или места для творчества там нет, главное подсчет-аналитика-обратная реакция?
— Катя: Это однозначно творческая профессия. Она находится на стыке многих дисциплин. Кстати, в маркетинге недостаточно что-то придумать — надо это реализовать. Причем реализовать так, чтобы все работало, а это труднее, чем придумать.
— Анна: Маркетологи и пиарщики в любом случае гуманитарии, а значит, творчество в профессии играет не последнюю роль. Но, как Катя уже сказала, все, что мы придумали мы сами и реализовываем.
— А вы всегда в паре работаете?
— Катя: У нас вообще отличная команда. По части дизайна и рекламы с нами работает потрясающий профессионал Алена Львова. Но, безусловно, в таких вопросах как внутренний PR и маркетинг проектов мы, конечно, работаем в паре.
— Анна: У нас давний рабочий тандем.
— И как долго существует ваш тандем?
— Катя: Мы встретились очень давно – работая в крупном холдинге Media Arts Group. На тот момент я возглавляла в нем отдел по связям с общественностью. В 2002 году, я перешла на работу в Colliеrs International, а потом, спустя несколько лет, предложила перейти сюда и Анне.
— Анна: Интересно, что в том рекламном холдинге, где мы встретились и где я проходила практику, в кабинете, где находился мой отдел, для меня поначалу не нашлось рабочего места. И меня временно посадили в соседнее помещение к Кате. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное — я заинтересовалась пиаром и на работу в эту компанию меня приняли уже как PR-ассистента. А в дальнейшем, после ухода Кати, я возглавила направление связей с общественностью группы компаний Media Arts Group.
— Катя, чем так хороша оказалась Анна, что ты ее позвала в Colliеrs?
— Катя: Найти хорошего профессионала и порядочного человека в одном лице очень трудно. Может это звучит старомодно, но я считаю, что порядочность – одна из ключевых характеристик человека. Ну а профессионал – это тот, кто грамотно делает работу и делает ее с удовольствием. И если тебе встречаются такие люди, которые совмещают в себя оба этих достоинства, то работать с ними — одно удовольствие! И ты стараешься сотрудничать с ними как можно дольше.
— Согласен.
— Катя: Также, скажу об отношениях с коллегами по работе, хотя, возможно это прозвучит как реклама нашей компании. Мне всегда было интересно работать с умными и сильными людьми. Можно, конечно, выстроить организационную структуру, когда есть директор и 143 подчиненных, которые только и делают, что выполняют распоряжения директора. В Colliеrs Int. с каждым сотрудником выстраиваются партнерские отношения. В компании работают специалисты очень высокого уровня — каждый из них отвечает за свой фронт работы и его мнение всегда учитывается. Еще в Colliеrs Int. инициатива не наказуема, даже наоборот — если сотрудник не проявляет инициативы, то это не наш сотрудник! При таком подходе очень интересно работать!
— А говорят, что инициатива наказуема…
— Катя: В нашей компании приветствуются любые здравые инициативыJ. Я плохо себе представляю такой стиль работы в крупной компании со штатом более 500 человек. Что касается вообще каких-то наказаний за инициативы, то меня это никогда не пугало — живем-то мы один раз! А жить и ничего не придумывать это скучно: на старости лет вспомнить будет нечего. И никогда меня не интересовало, как тихо отсидеться в сторонке. Когда ты увлечен чем-то, то и жить становится интересно! А если мне не интересно работать – то я не буду этого делать.
— А ты, вообще, кем хотела работать?
— Катя: В детстве мечтала работать библиотекарем, но как-то не сложилосьJ. По образованию я профессиональный специалист по связям с общественностью — закончила университет международных отношений. Потом получила дополнительное образование в мадридском университете по направлению Promotion &PR. На заре своей трудовой деятельности я занималась исключительно пиаром, а маркетинг стал следующей ступенью. И появился он именно в Colliеrs Int.
— Многие пиарщики не стремятся в маркетинг, они неплохо себя чувствуют и в своей роли: почему ты занялась маркетингом?
— Катя: У нас в компании шло развитие маркетингового направления и оно началось с пиара и рекламы. А в 2005 году, когда рынок активно рос, мы заметили появившийся спрос со стороны девелоперов на грамотный маркетинг проектов – отстраивание позиционирования одного объекта от другого, в связи с повышением конкуренции. Так наша компания стала заниматься сначала офисными, а потом складскими и торговыми проектами. И так появилась моя должность.
— Ясно. Анна, а почему дипломированный лингвист стал PR-директором?
— Анна: И то и другое – работа со словом. Не могу сказать, что я с детства мечтала стать пиарщиком J. Но, по воле случая, попав в эту профессию, я поняла, что это «мое». Общение, драйв, новые идеи, креатив – все это держит меня в постоянном тонусе и доставляет удовольствие!
— Что думаешь насчет того, что пиар – это профессия исключительно для женщин?
— Анна: В общем, я разделяю это мнение, хотя и среди мужчин встречаются грамотные специалисты. Профессия пиарщика больше похожа на профессию воспитателя или учителя: ты владеешь знанием и должен донести его до аудитории. При этом требуется терпение, упорство, дар убеждения, какой-то элемент игры. Мне кажется, девушки обычно с этим лучше справляются.
— Катя: Вообще, пиар – это хороший инструмент, если он настроен.
— А как должен быть «настроен инструмент»?
— Анна: Во-первых, пиар должен отвечать задачам компании.
— Катя: Во–вторых, пиарщик должен найти подход к любому человеку. Нравится он тебе — не нравится, хороший он или плохой, ты должен уметь общаться и выстраивать эффективные отношения с разными людьми.
— Анна, а где ты училась «эффективному выстраиванию отношений»?
— Анна: Училась в Москве и впоследствии проходила двухнедельный интенсивный PR-курс в Лондоне при известном PR-агентстве. Я вообще считаю, что в пиаре, безусловно, надо знать некие теоретические основы, но важнее всего реальный опыт. Кстати, на лондонской стажировке мы больше занимались практикой, чем теорией. Например, там был такой тренинг. В соседней комнате сидел редактор одного из СМИ, ему надо было позвонить по внутреннему телефону и, что называется, «продать» тему для заметки: убедить его, что твоя новость – это хороший информационный повод для статьи. Или преподаватели брали у нас интервью на камеру на проблемную тему, а затем мы всей группой разбирали видео не только на предмет того, как успешно спикер ответил на каверзные вопросы журналиста, но и как он держится перед камерой, как работает его мимика и т. д. Вот это было интересно, и полученные навыки мне очень пригодились впоследствии!
— Катя: Еще существует такое мнение, что пиар — это тусовки-встречи и вечный праздник жизни. На самом деле под этой блестящей оболочкой кроется большой пласт работы, требующей творческой составляющей, усидчивости — надо много писать, считать, анализировать.
— Не надоело вам писать-считать-анализировать? Кем видят себя в перспективе директор по маркетингу и PR-директор Colliеrs?
— Анна: Colliеrs предоставляет много возможностей своим сотрудникам, чтобы расти и не заниматься несколько лет одной и той же работой. Причем, развиваться можно в любом направлении. Например, я открыла для себя маркетинг проектов и понимаю, что передо мной масса возможностей для самореализации.
— Катя: Для меня сейчас главной задачей является стратегический маркетинг на уровне компании, клиентская программа Service Excellence, а также развитие департамента аналитики. Это для меня новое направление, хотя в последние годы мы очень плотно взаимодействовали с аналитическим отделом. Мне приятно, что несмотря на то, что давно работаю в Сolliers, у меня все время меняются задачи и растет функционал. Вряд ли я смогла бы заниматься одним и тем же столько лет.
— А вы могли бы оставить работу в своей любимой компании Colliеrs и посвятить себя работе с семьей, детьми? Кстати, сколько их у вас?
— Катя: Трое на двоихJ.
— Анна: Мне кажется, нужно учиться находить баланс между работой и личной жизнью, как бы очевидно это не звучало.
— Катя: Я с уважением отношусь к женщинам, которые полностью посвятили себя семье, но лично мне одного этого недостаточно.
— А вы бы хотели покинуть российский Colliеrs и работать в иностранном?
— Катя: Такие предложения были и компания предоставляет возможность роста внутри глобального Colliers. Но это несложно, когда ты одна и свободна как ветер, а вот когда у тебя семья, это сделать трудно.
— Не отпускает нажитое в браке движимое и недвижимое имущество?
— Катя: Как это ни пафосно звучит, но Россия — это моя страна, я здесь живу и что-то для нее делаю. А переезд – это обманчивая история, зачастую тебя там никто не ждет – сужу по опыту своих подруг за границей, у них там все сложно. Кстати, у нас в России не все плохо.
— А что у нас в России хорошего?
— Анна: Я люблю свою страну, свой город. Я родилась в Москве и не хотела бы ее надолго покидать. Как говорится, не надо путать туризм с иммиграцией. Путешествовать я очень люблю, окунаться в культуру новых стран, особенно близких мне по духу, таких как Испания. Но все равно, there is no place like home!
— Катя: Да. И по-большому счету, неважно, какая страна. В любом месте и на любой работе надо ставить себе цели и их добиваться, так интереснее.
Донат Москалев, специально для REPA