О том, как «зеленые технологии» становятся философией и почему это заразно
Вовлеченность в международную ESG-повестку, ставка на технологическую трансформацию, “зеленая” стратегия развития — это давний и принципиальный выбор Донстроя. Выбор этот нашел свое отражение и в строительстве жилья (качественного, экологичного и во всех смыслах безопасного), и в создании новых форматов городского благоустройства. И, конечно же, “зелеными” сегодня являются многие технологические решения компании — не случайно согласно статистике института развития “Дом.РФ”, Донстрой занимает в России второе место по объему строительства энергоэффективных зданий.
Наши “зеленые” решения получили и высокую международную оценку со стороны институтов экологической сертификации. В частности, жилые комплексы «Суббота» и «Оливковый дом» стали обладателями “золотого” и “платинового” сертификата Green Zoom, а проект «Жизнь на Плющихе» — первым в нашей стране жилым домом, сертифицированным на уровне LEED Gold. Такой же сертификат получил наш следующий проект «Дом на Тишинке», а сегодня, несмотря на понятные всем трудности с получением самих международных экологических сертификатов, мы продолжаем строить наш флагманский проект “Остров” с полным соблюдением всех довольно жестких требований международной системы LEED. Кстати, по этим же стандартам мы создаем первую в России «зеленую» школу на «Острове».
От заявленных планов мы не намерены отказываться ни в части самого строительства, ни в части создания окружающей среды. В этом сегменте нам тоже есть, чем гордиться: около 40% территории наших жилых комплексов благоустроены и оформлены с учетом самых передовых решений и самых современных трендов ландшафтного дизайна.
Сейчас подходы, которые, наверное, уже можно называть “донстроевским стандартом”, выглядят как нечто само собой разумеющееся. И многие игроки рынка, безусловно, знают про наш “Справочник поставщиков”, в который компании попадают после довольно серьезной проверки, в том числе на экологичность. Однако не все понимают, какая длительная и кропотливая работа за этим стоит, поэтому мне хотелось бы подробнее рассказать о том, как родилась идея партнерской программы и что сегодня представляет собой “Справочник поставщиков”.
Все началось в 2016 году, когда мы всерьез задумались о проблемах непрозрачного ценообразования и, что самое печальное, неконтролируемого результата в процессе строительства. Собственно, не только Донстрой — думаю, многие коллеги имеют подобный опыт: привычная, к сожалению, для нашей отрасли практика — мы проектируем одно, а по факту получаем другое. Было понятно, что одна из причин — недостаток знаний обо всех возможностях рынка поставщиков, отсутствие полномасштабного доступа к новым разработкам и последним технологическим новинкам. И тогда мы приняли решение, которое должно было помочь максимально быстро и эффективно решить эту задачу: бросили клич по рынку.
В итоге мы отобрали около 120 основных производителей продуктов, наиболее востребованных в наших проектах, и пригласили их стать частью партнерской программы Донстроя. Партнеры получили возможность принимать участие в строительстве всех наших проектов (а это действительно очень большой объем), а мы со своей стороны — не только специальное ценообразование, но и постоянный прямой доступ к компаниям-производителям и их продуктовым “премьерам”, техническую поддержку на стадии как проектирования, так и реализации проекта и прямое взаимодействие со всеми специалистами практически в режиме онлайн. Потому что никто лучше них не сможет рассказать о продукте и особенностях его применения, что, как вы понимаете, является гарантией качества строительства и залогом рыночного успеха любого объекта недвижимости.
Так что сегодняшний “Справочник поставщиков” — это, по сути, результат шестилетней эволюции партнерской программы, самостоятельный проект, некогда начавшийся с эксперимента, современная площадка по обмену опытом, которую мы сегодня с удовольствием представляем коллегам. ESG-повестка постепенно становится ключевой для многих отраслей экономики, в том числе и для строительной сферы, вопрос экологичности выходит на первое место, и скажу вам по опыту — если ты начинаешь всерьез погружаться в эту тему, то уже не можешь остановиться: “зеленые” подходы становятся не просто экономически обоснованной практикой, они становятся, по сути, корпоративной жизненной философией.
Нельзя перестать быть экологичным, это правда. Если ты вчера сознательно начал собирать крышечки от бутылок, то сегодня, даже не замечая, автоматически отказываешься от пластиковых пакетов, а завтра, посещая многочисленные производства, невольно задаешься вопросом — а как относятся к экологии в этой компании? Например, еще на входе обращаешь внимание, осуществляется ли здесь раздельный сбор мусора. Практика показывает: там, где он есть, в восьми случаях из десяти производство качественное и высокотехнологичное, что называется, по последнему слову. А вот там, где даже до раздельного сбора мусора дело не дошло, как правило, и в остальном все устроено… так себе. Как ни забавно звучит, но для нас это стало серьезным маркером отношения компании к организации бизнеса.
Наблюдать за тем, как меняются пользователи нашей площадки по обмену опытом — завораживающий процесс. Еще совсем недавно многие были абсолютно экопассивны, а спустя некоторое время с гордостью говорят о том, какие изменения уже внедрены. Один рассказывает, что установил систему экофильтрации воздуха, другой — что внедрил на производстве очистку технической воды, третий — что теперь у него бракованный материал используется вторично на 100%; вот сейчас появились люди, которые хотят разработать программу по утилизации обрезков газобетонных блоков… Это постоянное, каждодневное развитие! И отношение к экологии стало для нас ключевой точкой: если наши потенциальные партнеры начинают заботиться о завтрашнем дне, о том, как их продукт или производство будут влиять на окружающий мир и выглядеть в глазах экововлеченного конечного потребителя, значит, нам точно по пути.
В ближайших планах Донстроя организация ряда встреч и создание площадок для обсуждения, где можно будет поговорить не только о самих продуктах, но и производстве, которое тоже должно отвечать требованиям экологичности и устойчивости.