d1d0e7cd97796c0739a81adf61f54140_user_pic-1

В прошлую пятницу ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» при поддержке Москомархитектуры провел семинар на тему «Оценка экономической эффективности реализации мероприятий градостроительной деятельности». В нем участвовали более 40 экспертов в области градостроительства, представители строительных и инвестиционных компаний, профильных вузов, а также органов региональной и муниципальной власти из различных городов страны, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Ульяновска.

Такой интерес региональных специалистов к научной разработке Градплана вполне объясним. Эффективность и устойчивость градостроительного развития во многом зависят от того, насколько рационально используются бюджетные средства и как учитываются интересы инвесторов и жителей города.  Но как еще на этапе планирования того или иного проекта выяснить, будет ли он полезен людям и принесет ли доход? Можно ли просчитать экономическую эффективность и целесообразность градостроительного решения? А, главное, как это сделать? Ведь до сих пор номенклатура нормативно-методических документов, регламентирующих градостроительную деятельность, не могла предложить единых методологических подходов к такого рода оценке. 

Ответы на эти и другие вопросы дает уникальная методика оценки экономической эффективности реализации мероприятий градостроительной деятельности, разработанная специалистами Градплана.  Она, кстати, уже успешно апробирована для реализации Программы реновации жилищного фонда города Москвы и рекомендована Минстроем России и ДОМ.РФ для оценки бюджетной эффективности мероприятий комплексного развития территорий. В чем суть этой научной разработки, участникам семинара рассказал заместитель директора ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы», кандидат экономических наук Николай Кикава.  

Он отдельно остановился на экономических факторах, которые при планировании жилой застройки, дорог, социальной и транспортной инфраструктуры должны учитывать городские власти и инвесторы. А главное – на наглядных примерах показал, как можно использовать разработанный Градпланом научно обоснованный инструмент для прогнозирования экономических последствий реализации градостроительных решений на практике.  В частности, Николай Кикава, сравнил два микрорайона и, воспользовавшись методикой показал разницу между экономической эффективностью монофункциональной застройки и сценарием развития сбалансированной застройки, предусматривающим создание рабочих мест в непосредственной близости от жилых домов.

Второй пример касался моста, который мог бы соединить расположенную в Москве улицу 1905 года с Третьим транспортным кольцом. Несмотря на то, что на его строительство требует значительных средств, он может достаточно быстро окупиться за счет генерируемых социально-экономических эффектов.

– В час пик по дорогам Москвы передвигаются порядка четырехсот тысяч автомобилей. Строительство транспортных сооружений, снижающих средний перепробег и время в пути тысяч автомобилей, дает масштабный экономический эффект за счет уменьшения потерь, в частности себестоимости перевозки и времени пребывания в пути грузов и пассажиров, капитальных вложений в автомобильный транспорт, – объяснил Николай Кикава.

Методика оценки экономической эффективности вызвала большой интерес у участников семинара. Многие вопросы были сосредоточены в области использования эскроу-счетов, привлечения проектного финансирования, взаимодействия строительных компаний с местной властью.  В итоге семинар занял на час больше времени, чем планировалось.

– Предложенная Градпланом модель оценки экономической эффективности может применяться не только в Москве, но и в других российских городах, – считает заместитель начальника Мастерской Генплана Екатеринбурга Павел Снежков. – Но, для этого в городах должны быть свои эксперты, которые бы в совершенстве владели этой методикой. А для начала научной разработку Градплана можно внедрить в отдельно взятом российском регионе в пилотном режиме.