Спасет ли спрос на металл замена железобетонного каркаса на стальной
Минстрой России для стимулирования внутреннего спроса на фоне запрета на экспорт стали в Европу разработал план по увеличению использования стали при строительстве школ, детсадов и жилья, в том числе в программах реновации. Есть основания полагать, что пока эта мера не только не обеспечит ожидаемый рост спроса на металл, но и вытеснит с рынка ряд производителей цементно-бетонных изделий, а также потребует внедрения методики контроля качества, инвестиций в подготовку кадров и прочих мероприятий. Тем не менее, в средне- и долгосрочной перспективе у этой инициативы есть очень хороший потенциал.
Сегодня доля построек на стальном каркасе в России не превышает 15% от общего количества реализованных проектов. При этом в Норвегии она составляет 48%, а в Швеции, Великобритании и США — 65–68%. Такие масштабы, главным образом, достигаются за счет многоэтажного жилищного строительства. В России сегодня только 0,5–1% жилых домов, включая сферу индивидуального жилищного строительства, возводится на металлическом каркасе. Примеры зарубежных стран позволяет сделать вывод о потенциально высоких перспективах роста в этой области, однако инициатива министерства, по моему мнению, требует серьезной проработки. Идея должна быть обоснована экономически, технически и технологически, а также закреплена законодательно путем внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты.
Пока, на мой взгляд, у инициативы в сегодняшних реалиях больше минусов, чем плюсов. Во-первых, нужно исходить из того, что использование стальных каркасов вместо железобетонных при возведении жилых и социальных объектов не приведет к тому, что потребность в металле у строителей станет значительно больше. Армирование монолитного железобетона составляет от 90 до 150 кг/кв. метр бетона. При использовании стальных конструкций вместо монолита потребность в арматуре пропадает. То есть, с одной стороны, мы увеличиваем процент использования металла, а, с другой стороны, уменьшаем его. Кроме того, замена монолита стальными конструкциями нанесет серьезный экономический удар по производителям цемента, бетона, автобетононасосов, автобетоносмесителей, то есть, часть компаний будет вытеснена с рынка.
Во-вторых, экономический эффект для застройщиков в результате увеличения доли применения стали при строительстве жилья и социальной инфраструктуры крайне сомнителен. Стоимость одной тонны стали в прокате (изделии) составляет порядка 80 тысяч рублей, а стоимость тонны бетона — порядка 2,5 тысяч (1 кв. метр бетонной смеси с доставкой в Москве и области стоит 6100 рублей). При этом надо учитывать, что монолитное домостроение намного более гибкое в плане квартирографии и планировок по сравнению со строительством на стальном каркасе, поэтому спрос на металлоконструкции со стороны застройщиков, скорее всего, будет невысоким.
Геометрия стальных колонн крайне плохо вписывается в типовые планировки жилья из-за их размеров, поэтому при использовании таких конструкций возникнут дополнительные трудности. Кроме того, стоимость и сроки возведения увеличатся из-за необходимости проведения дополнительные мероприятий по огнезащите стальных конструкций (металлоконструкции необходимо защищать от возможного воздействия высоких температур, в то время как бетон сам является защитой от них). К этому списку добавляются пункты по обеспечению требований в части звукоизоляции и защите от коррозии.
Третьей проблемой является отсутствие квалифицированных исполнителей и лабораторий для контроля качества. Для монтажа металлоконструкций требуется большое количество высококвалифицированных монтажников и сварщиков. Допустимые отклонения (допуски) в монолитном и сборном домостроении в разы больше, чем при монтаже металлоконструкций — 15-20 мм против 3-5 мм. Помимо того, что зарплата данных исполнителей в 2-2.5 раза выше, чем в монолитном домостроении, их просто нет. Более того, такие кадры невозможно оперативно «вырастить», отсутствует учебная база. К дефициту кадров добавляется проблема контроля качества. Применение стальных конструкций требует серьезного контроля при монтаже сварных, болтовых, муфтовых соединений и проведении геодезических изысканий. На данный момент для решения таких задач не хватает строительных организаций со специализированными лабораториями. Без надлежащего контроля выполнение подобных работ может привести к всплеску аварийности.
Несмотря на все минусы, у инициативы по использованию стали при возведении социальных объектов и жилья есть очевидные преимущества, которые в полной мере могут быть раскрыты в средне- и долгосрочной перспективе. Первое из них — это скорость строительства: стальной каркас здания собирается вдвое быстрее монолитного аналога, что дает общее увеличение скорости строительства на 20–30%. Второй плюс — высокое качество, которое достигается благодаря использованию деталей заводского изготовления и контролю в производственных и сборочных цехах. Третье преимущество — всесезонность строительства, что особенно актуально для нашего климата с холодными зимами. В пользу стальных конструкций играют и такие факторы, как уменьшение количества рабочих при монтаже конструкций каркаса в 3-5 раз, существенная экономия на конструкциях фундаментов и определенная свобода в планировках из-за отсутствия несущих стен.
Представители Минстроя России и производителей стали дают оптимистичные прогнозы. В плане министерства по разработке пилотного проекта 17-этажного жилого дома на стальном каркасе к осени 2022 года говорится, что такие типовые здания будут строиться в 2-3 раза быстрее монолитных. По оценкам специалистов «Северстали», при замене монолитных конструкций стальными девелоперы за счет сокращения сроков стройки смогут экономить до 15% (несмотря на увеличение себестоимости строительства на 10%). По моим оценкам, на практике общий выигрыш в сроках строительства составит не более 20%. Однако без решения проблем с кадрами, эти сроки будут сорваны.