Редакторский_800x400

За последние годы в сфере недвижимости России произошел серьезный «цифровой» рывок.  Автоматизация процессов становится нормой в девелопменте. Поскольку сейчас рынок является относительно новой и достаточно перспективной IT-площадкой, все больше компаний задумываются о внедрении технологий «умного» дома и «умной квартиры» у себя на объектах.

Наша команда занимается разработкой цифровых продуктов для девелоперских проектов. На данный момент мы создали восемь IT-продуктов и сделали «умными» более 70 домов. В июле этого года была успешно пройдена комиссия на присвоение проекту премиум-класса «Булычев» высшего класса «А» по методологии ЕРЗ.РФ, что сделало новостройку от ГК «Железно» самым «умным» многоквартирным домом в России еще на этапе проектирования. А в августе приложение «Мажордом» (на базе которого был создан функционал «умного» дома для «Булычева») лично оценили Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин и министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин в рамках всероссийского форума «Среда для жизни».

Весь имеющийся опыт и плотное общение с клиентами позволяют делать выводы о том, какие типичные ошибки совершают девелоперы при внедрении IT-решений. В этой колонке я не только назову основные, но и объясню, как их можно избежать.

Ошибка №1: непонимание запросов клиента

Непонимание запросов клиента – главная ошибка девелопера при создании «умного» дома. Начинать нужно с базовых потребностей пользователей и заканчивать приятными комфортными дополнениями. Главное – это жилье и его безопасность. Сюда можно отнести технологии, связанные с системой контроля доступа в жилые комплексы и дома, домофонией, видеокамерами и ограниченной территорией.

И лишь после этого уже идут решения, которые экономят время будущих жильцов и помогают им налаживать коммуникацию с соседями. Если первый пункт с безопасностью нарушен, автоматическая регуляция температуры в квартире никого интересовать не будет. Поэтому изначально стоит качественно проработать базу, которая необходима каждому человеку, а после уделять внимание остальным функциям.

Ошибка №2: заказывать все услуги у одного подрядчика

Застройщики зачастую полагают, что удобнее заказать все услуги в одном месте. Крупные компании предлагают купить у них пакетом и строительство дома, и маркетинговые услуги, и рекламу по продаже квартир, и «умный дом». Во-первых, это получается значительно дороже, чем у узкоспециализированных подрядчиков. Во-вторых, гораздо сложнее контролировать качество выполненных работ.

Когда вы покупаете продукт у разных поставщиков – грани контроля разделяются. И тогда при возникновении каких-то недочетов и поломок, можно обращаться к конкретному подрядчику. Например, если плохо работает реклама – то к рекламному агентству, если домофон не работает – в домофонную компанию; если приложение не загружается – то вам в IT-компанию. Это повышает качество сервиса.

Ошибка №3: не закладывать «умный дом» при проектировании 

Следующая ошибка – «строительство не по проекту, а строительство вперед проекта». Такой алгоритм действий необходим для получения прибыли в краткосрочный период; и за этим быстрым результатом гонятся многие.

Однако внедрение функций «умного» дома необходимо вносить в проект заранее, до начала строительства. Необходимо определиться какого класса в итоге должен быть дом: комфорт, бизнес или премиум. Отталкиваясь от этого, следует выбирать пакеты функций, которые будут интегрированы в проектирование и реализованы на этапе стройки.

Ошибка №4: использование непроверенных решений

Использование непроверенных решений – также частая ошибка застройщиков. Все технологии, которые внедряются в будущий «умный» дом, должны пройти длительные тестовые испытания. Некоторые застройщики покупают решения, поверив вендорам и рекламе.

Но если методику запускают в первый раз; и подобных на рынке нигде нет  – вы, конечно, берете продукт без каких-либо гарантий и уверенности в том, что он будет работать качественно. Поэтому мы рекомендуем использовать решения, которые хотя бы год существуют и уже используются на рынке девелопмента.

Ошибка №5: поздний запуск систем умного дома

Затягивание с запуском систем умного дома после ввода жилого комплекса в эксплуатацию. Многие девелоперы и управляющие компании уверены, что функционал «умного» дома не нужен жителям во время переезда и ремонта. И это странно, ведь большое количество аварий (протечки, задымление, скачки напряжения и т.д) происходит именно во время проведения ремонтных работ, которые как раз таки «умные» технологии и позволяют предотвратить или быстро на них среагировать. Не говорю уже о том, что эта система может быть крайне  полезна застройщикам на этапе строительного цикла.

А тестирование «умного» дома после передачи ключей на жителях – моветон. Клиент должен сразу же получать качественный продукт. «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление» (с).

Ошибка №6: цифровизация ради цифровизации

Последняя, но очень серьезная ошибка девелоперов – «цифровизация ради цифровизации». Застройщики активно взялись внедрять цифровые элементы и экосистемы в свои проекты. Но подчас создается впечатление, что делается это ради самого факта цифровизации, а не ради людей, которым потом со всем этим жить. Достаточно поставить себя на место жителя и проработать сценарии, которые могут происходить (забывают брелок, разряжается телефон, приезжают на машине с другим номером и т.д.).

Например, доступ в жилищный комплекс. У каждой двери и шлагбаума должен быть как минимум еще один способ открытия, но так считают далеко не все. В идеале, «умный дом» должен предусматривать все популярные способы открытия дверей – брелок, FACE ID, BLE, мобильное приложение, одноразовый пин-код. Не стоит также забывать, что многие покупатели новых ЖК отказываются предоставлять доступ к биометрическим данным, как им кажется, из соображений безопасности.

Конечно, лучше полностью предотвратить возможные ошибки, нежели исправлять их в дальнейшем. Выбирайте проверенных подрядчиков, доказавших свою экспертизу на рынке, применяйте качественные решения, думайте о проектировании в первую очередь и, главное, не забывайте о людях, для которых вы создаете жилой продукт, и их потребностях.