204f4188cf483666ce7894e95c734067_user_pic-1

Традиционный Легкий понедельник в этот раз прошел на новой площадке, GrowUp Баррикадная, которая стала местом обсуждения относительно нового формата рабочих пространств – коворкингов.  Речь шла о выгоде от использования коворкингов, об особенностях таких пространств: экономических, юридических и даже эмоциональных.

Открыл сессию рассказом о расходной и доходной части коворкингов инвестиционный директор компании Тринфико Артем Цогоев. По его мнению, коворкинг пока является одним из самых сложных сегментов рынка современной недвижимости именно из-за обилия нюансов и особенностей:  «Бизнес коворкингов – очень чувствительный. По моим расчетам, арендная плата за помещение в Москве у метро (недалеко от центра) составляет 15 тысяч рублей за квадратный метр в год. Если повысить арендную плату до 18 тысяч в год, то модель сразу станет убыточной. Отклонение всего в три тысячи оказывает на бизнес огромное влияние. Поэтому могу сделать вывод, что коворкинги – это история о постоянном управлении затратами, учете каждой копейки. Сейчас налицо еще одна особенность рынка коворкингов: отсутствие достоверных данных и подтвержденной аналитики по сегменту. Это не позволяет создавать релевантные финансовые модели проектов организации гибких офисных пространств, и в результате приводит к ошибкам и искажениям данных». Однако негативная оценка эксперта «не сбила прицел» позитивно настроенным оппонентам Артема.
(Смотреть презентацию спикера)

Вторым спикером Легкого понедельника стал адвокат Андрей Некрасов. Он представил собравшимся презентацию, в которой подробно раскрыл все нюансы юридических аспектов работы с коворкингами, а также на их территории.  «С юридической точки зрения, коворкинг – договорная аренда рабочих мест, где офис оборудован самым необходимым для реализации бизнес-проектов: мебелью, компьютерной техникой и предметами канцелярии. Где также можно воспользоваться такими дополнительными услугами, как парковка, связь, уборка, фитнес и т.п. Популярность коворкингов из года в год постоянно растет, что неизменно приводит к повышению числа собственников пространств вне офиса и требует внимательного отношения к порядку в урегулировании взаимоотношений между собственником и пользователем (резидентом коворкинга).
С точки зрения правового регулирования, на практике договор на пользование коворкингом представляет собой документ, подразумевающий формат краткосрочной аренды рабочего места (помещения) либо возмездного оказания услуг. Первый вариант влечет риски идентификации рабочего места для трудового договора, повышенных налогов, сложности учета дополнительных услуг, стоимости коммуналки и т.д. Кроме того, юридический адрес должен предусматривать технические планы, выделение места на этаже. Если же речь идет о втором варианте, то по договору возмездного оказания услуг заказчику предоставляется возможность использовать рабочее место, и он имеет доступ к нему в течение всего оплаченного периода. Если коворкинг-центр предоставляет своим клиентам право осуществлять административно-хозяйственную деятельность в течение определенного периода времени в рамках согласованного срока оказания услуги, то никаких препятствий для указания клиентами адреса соответствующего помещения в своих учредительных документах нет, при условии что им предоставлена возможность получения деловой корреспонденции по адресу коворкинга. Таким образом, заказчик получает почтовый адрес. Кроме того, при подобной схеме отсутствует риск признания места работы сотрудников стационарным в контексте налогообложения и признания коворкинга обособленным подразделением. Можно порекомендовать также использовать систему дистанционных работников, что указано в главе 49.1 Трудового кодекса РФ: это упрощает трудовые отношения, но сохраняет «чистоту» юридических взаимоотношений сторон», – заключил адвокат.
(Смотреть презентацию спикера)

Руководитель сети коворкингов GrowUp Константин Королев в своем выступлении говорил о об очевидных и неочевидных бонусах использования коворкингов, их «атмосферных» преимуществах перед работой в стандартных бизнес-центрах: «Коворкинг для организаций удобен по многим причинам. С точки зрения «экономии», для команды из 20-30 человек выгода составляет 20-25% по сравнению с обычным офисом. Кроме того, сотрудники становятся счастливее, и поэтому работают на 12% эффективнее и к тому же остаются с работодателем в четыре раза дольше. Коворкинги повышают счастье сотрудников, заботясь о том, чтобы им было в целом комфортно, чтобы команды могли эффективно общаться, но при этом сохранялась возможность работать в уединении».
(Смотреть презентацию спикера)

О трендах и прогнозах развития коворкингов в России поведал Александр Морозов, генеральный директор S.A. Ricci: «Гибкие рабочие пространства сегодня –тренд, набирающий обороты. К 2025 году доля коворкингов на офисном рынке Москвы может увеличиться до 10%, а присутствие коворкинга в качественном БЦ будет таким же естественным, как наличие столовой. В регионах сегмент постепенно будет развиваться столь  же интенсивно, как и в столице.  Драйверами роста выступают IT-компании, формирующие основной спрос на гибкие офисы. Девелоперы, в свою очередь, проявляют к формату все больший интерес, а количество профессиональных операторов – как иностранных, так и отечественных, – в данном сегменте  продолжает расти. По нашим прогнозам, до 2025 году гибкие рабочие пространства появятся во всех городах с населением более полумиллиона человек, а до 2030-го – и во всех городах с населением от ста тысяч».
(Смотреть презентацию спикера)

Завершил встречу доклад Елены Климовской, руководителя отдела по работе с клиентами Meeting Point. Елена поделилась с аудиторией практическими кейсами организации мероприятий в стенах коворкинга, сравнила коворкинги с офисными и представительскими пространствами.

«Для коворкинга событийный (или «ивент») формат обеспечивает пиар и дополнительную аудиторию, которая потенциально может впоследствии превратиться в постоянную клиентуру. Стоит заметить, что достаточно сложно одновременно проводить мероприятия и удовлетворять потребности резидентов коворкинга. Следовательно, требуется дополнительная инфраструктура. Об этом моменте всегда нужно помнить заранее и продумывать такой вариант, иначе с точки зрения логистики будут допущены такие ошибки, как присутствие на мероприятиях «лишних» людей,  мешающий нормальной работе резидентов коворкинга шум и т.д.

Однако есть и несомненный плюс: ивент-направление формирует коммьюнити, то есть дает возможность постоянным резидентам общаться, а также посещать мероприятия внешних заказчиков и получать новые полезные знания либо заводить знакомства. Немаловажно и то, что ивент-направление сильно зависит от сезонности: как правило, высокая активность наблюдается осенью и весной», – резюмировала Елена.

Собравшиеся уходили со встречи, переполненные эмоциями и «намотав на ус» огромное количество выводов. Сомнений в активном развитии коворкингов  в нашей стране не было ни у кого; более того, главный итог мероприятия – сервисные офисы – это универсальные бизнес-пространства, которые уже сегодня предоставляют своим партнерам самые гибкие условия и не имеют соперников в вопросе возможной скорости въезда арендатора.

Посмотреть фотоотчет с мероприятия

Благодарим всех спикеров за полезную информацию, а гостей мероприятия – за интерес к заявленной теме. Начинайте продуктивные недели с Легкого понедельника от REPA. До новых встреч!