Как сделать успешным сотрудничество архитектора и девелопера
Союз архитектора и девелопера важен — от эффективности совместной работы зависит успех девелопера. В ситуации вынужденного импортозамещения роль архитектора становится ещё более значимой, требует от него ещё большего профессионализма и изобретательности, чтобы создать интересную качественную архитектуру в условиях ограниченного выбора материалов. Покупатель не должен чувствовать на себе какой-то дефицит, тандем архитектора и девелопера должен принять этот вызов и решить эти задачи. Принимать решения и выходить из сложных ситуаций нужно быстро и без ущерба качеству и эстетике проектов.
Как создать успешный тандем?
Продуктолог, как связующее звено, стоит между девелопером и архитектором. Его задача сделать продукт без перекоса интересов, чтобы каждому элементу — конечному потребителю, акционеру застройщика и архитектору — уделили достаточно внимания и достигли целей каждого. Рынок строительства и архитектуры очень созидающий. На этом рынке люди стремятся работать друг с другом, не разрушая, а, наоборот, создавая новые связи. Если говорить о принципах успешного тандема, то я бы выделила четыре основных, соблюдение которых позволит команде эффективно справляться с любыми вызовами.
- Общность ценностей и взглядов
Новое время предъявляет к нам всем очень высокие требования. Работа архитектора сейчас многофункциональна: он должен быть и немного девелопером, и продуктологом, и аналитиком, и даже маркетологом. Каждая новая площадка — это новые вызовы и задачи.
Наше окружение во многом определяет нас, так и архитектор, его взгляды и ценности, влияют на то, что получится в конечном итоге. Уже на этапе выбора архитектора, в режиме архитектурного конкурса, можно попробовать взаимодействовать друг с другом, транслировать свои ценности, обмениваться видением, начиная с градостроительного подхода к участку и заканчивая продуктовыми деталями. В конкурсном отборе девелопер понимает, какой взгляд на площадку ему ближе, и тогда же оценивает финансовый результат каждой конкурсной концепции, так происходит выбор архитектора в рамках архитектурного конкурса.
- Активная коммуникация без формализма и бюрократии
Ответственность девелопера не заканчивается выбором архитектора и подписанием договора — это прохождение всего пути проектирования с архитектором и постоянное получение обратной связи. Только в командной работе может родиться качественный продукт. С архитектором хочется диалога. Корифеи часто навязывают девелоперу свои взгляды. Здесь нужно найти баланс: по компетенциям сотрудников-архитекторов бюро нужно быть, как корифей, а по гибкости и открытости к диалогу и ко всему новому — как молодое начинающее бюро. Где-то в середине и есть секрет успеха в сотрудничестве с девелопером.
Очень часто архитектурные команды после первых замечаний просят предоставить комментарии на официальном бланке, и в этот момент рушится самое главное — человеческое общение. Не все можно прописать на языке бюрократии, что можно объяснить и рассказать словами. Все вопросы очень быстро решаются, если «вбросить» их в чат, описать проблематику, предложить свое решение и спросить у коллег, как они на это смотрят. Это позволяет быстро сдвинуться с места. Если наладить с архитектурной командой человеческий контакт и творческую работу в мессенджерах, которые вам удобны, получите только дополнительные плюсы.
Мы всегда обмениваемся взглядами в процессе работы, нет какого-то догматизма или лишней бюрократии. Это союз равных, союз увлеченных людей с общей целью — создать качественный “вкусный” проект. Здесь не должно быть никакого давления — только партнерское открытое обсуждение.
- Ясность целей
Еще один важный принцип — ясность целей девелопера. Когда девелопер спешит осваивать площадку и еще не представляет, какой у него актив в руках, может возникнуть взаимное непонимание с архитектором. Нет ясного представления — нет четкого технического задания. Тогда архитектор работает с площадкой на свое усмотрение и оказывается, что сделано не то, что нужно рынку.
Сначала должен быть произведен большой аналитический блок работы. Нужно четко представлять, чего девелопер хочет от площадки: какой класс жилья там реализовать, какую квартирографию, какая должна быть архитектура, что должно быть и чего точно не должно быть. Когда есть ясность целей в ТЗ, архитектору проще сделать работу, которая максимально будет соответствовать задаче.
- Четкие договоренности и их соблюдение
В совместной работе не должно быть внезапных «поворотов руля», должна быть последовательность действий. На берегу нужно договориться об объеме работ, стоимости и сроках, и соблюдать договоренности на протяжении реализации проекта с обеих сторон.
Коммуникация и вызовы в новых реалиях
Запрос девелоперов к архитекторам не меняется. Он остается таким же, каким и был: профессионализм, гибкость, умение быстро находить решения и реагировать на изменяющуюся нормативную базу, знание продукта, умение быстро найти замену материалов. Кардинально новых вводных за последнее время не появилось, но, тем не менее, новые реалии заставляют нас работать еще более вдумчиво и внимательно, сохраняя уже имеющиеся тренды.
Так, например, в девелоперских проектах все значимее становится роль благоустройства, потому что для конечного потребителя — это лицо проекта. Самое первое и самое сильное впечатление составляет триада: архитектура-благоустройство-входная группа. Важнейшая вещь — это двор и прилегающие к дому территории. Все лидеры рынка соревнуются друг с другом по благоустройству, добавляя новые фишки. Например, городские огороды, где жители могут посадить кухонные травы и зелень, инклюзивные детские площадки или тропу здоровья. Так двор становится не только местом отдыха, но и дает возможность получить развитие и организовать сообщества.
Еще один значимый тренд, которому тандем архитектора и девелопера должен уделять особое внимание – это “зеленое” строительство. Если говорить о проектах высокого уровня и качества, то любой из них соответствует большинству параметров энергоэффективности, безопасности и экологичности. Зеленое строительство — это путь к устойчивому развитию, от которого застройщики не будут отказываться. Зеленая повестка в России никуда не уйдет и будет развиваться в другой форме, пока западные стандарты сертификации недоступны. Вопросы, которые предстоит решить – как сертифицировать, какими стандартами пользоваться, на какой базе какого оборудования выполнять эти стандарты, из чего собирать «зеленую сертификацию» и т.д.. Много вопросов предстоит решить.
Как создать свой тандем?
Важным вопросом для девелопера остается и выбор «своего» архитектора. Я бы рекомендовала начинающим бюро самим начинать коммуникацию с девелопером. Зачастую в тендере выбирают не столько самых медийных, сколько опытных архитекторов, у кого есть портфолио проектов и команда, в которых девелопер уверен, поскольку нет желания рисковать и терять время на обучение архитектора. Нужна команда, которая сможет проектировать дом, а дом сейчас по сложности, как космический корабль. Жилой комплекс — это уже многофункциональный центр: и коммерческий, и образовательный, и спортивный, и нужно уметь с этим работать.
Тем не менее, молодым бюро нужно заявлять о себе, а перед этим необходимо убедиться, что в команде есть профессиональные и компетентные люди, которые делают не второй по счету проект после диплома. Несмотря на высокие риски, девелоперы заинтересованы в новых командах, ведь рынок проектирования тоже должен обновляться.
Всегда можно сделать и предложить свой проект вне конкурса, представить свою концепцию. Были случаи, когда именно такие предложения «выстреливали». Все девелоперы достаточно открыты, поэтому не бойтесь знакомиться и общаться. Кроме того, большие бюро не будут браться за небольшие задачи, а они могут быть очень важными. Локальные задачи девелопера — это возможность для молодых архитекторов проявить себя. И, конечно, стоит помнить о том, что девелоперский рынок продолжает расти, поэтому место найдется каждому.