Дача у моря была желанным дополнением к городской недвижимости еще со времен Чехова и Куприна. Чтобы случались красивые романы, которые потом становятся сюжетами рассказов и книг, нужны не менее красивые интерьеры. И совсем хорошо, если эти интерьеры можно будет через годы и десятилетия показать детям и внукам и рассказать, что именно тут зародилась большая любовь. Помимо воспоминаний недвижимость у моря — ​это удобно и выгодно для семьи и хорошее инвестиционное вложение на будущее или на «всякий случай».

Одним из востребованных направлений сегодня является Анапа. Правда, есть нюанс: в самом городе достаточно активно развивается жилое строительство для постоянного проживания и заметен дефицит проектов для тех, кто хочет приобрести «дачу у моря» — ​второе жилье для сезонного пребывания и сдачи в аренду. Как раз таковым — ​редким экземпляром является жилой комплекс (ЖК) «Резиденция Анаполис», который недавно взяла в работу в рамках договора fee-девелопмента группа компаний (ГК) «РКС Девелопмент».

У самого синего моря

«РКС Девелопмент» реализует проекты в разных регионах, в том числе — ​команда делает масштабный проект Holiday House неподалеку от «Резиденции Анаполис», так что опыт создания успешных курортных проектов «Анаполису», несомненно, поможет.
ЖК «Резиденция Анаполис» проект не новый — ​первые очереди уже сданы и частично заселены. Но потом проект «забуксовал». И тому, считает коммерческий директор ГК «РКС Девелопмент» Александр Коваленко, есть несколько причин. Причем большинство из них вполне поддаются «лечению».

ЖК «Резиденция Анаполис» расположен в интересном, привлекательном, красивом, ярком месте. Все эти прилагательные отнюдь не преувеличение: ЖК стоит на высоком берегу, окружен горами, при этом до моря всего минут пять ходьбы. Рядом оборудованный городской пляж. Интересна и идея самого проекта — ​это закрытая территория с бассейнами для взрослых и детей, хорошей инфраструктурой «столичного» уровня с магазинами, кафе, салонами красоты. У проекта современное «европейское» архитектурное решение — ​он создан голландской компанией KuiperCompagnons.

Однако, считают в ГК «РКС Девелопмент», при очень интересной идее, реализация оставляет желать лучшего. «Нам интересно сделать продукт удобнее и комфорт­нее для людей, продумать его», — ​говорит Александр Коваленко.

Уютная дача

В первую очередь компания «переосмыслила» целевую аудиторию проекта. Проведенные маркетинговые исследования показали, что проектом интересуются в основном «люди издалека» — ​то есть покупают там недвижимость не в качестве основного места жительства, а как «дачу на море». Соответственно, необходимо пересмотреть планировочные решения — ​они станут более разумными и интересными. Сегодня проект грешит слишком большими, а значит, и дорогими площадями квартир — ​студии по 40 м², однокомнатные квартиры по 47 м². Для «дачи» это слишком много. «Сегодня люди покупают и такие квартиры, и это говорит о том, что они разделяют наши взгляды: это интересное, яркое и перспективное место. А что же будет, когда мы доработаем планировочные решения. Когда мы предложим студии, какими они должны быть — ​20–30 м², однокомнатные квартиры, какими они должны быть на курорте — ​кухня 10–12 квадратов, комната 15 м² — ​более продуманное и удобное решение для тех, кто хочет купить дачу у моря», — ​рассказывает Александр Коваленко.

В рамках новой очереди, на которую уже получены все документы на строительство, будут меняться только планировки внутри согласованных планировок — ​вместо 40‑метровых студий будут однокомнатные квартиры, вместо больших однушек — ​евродвушки, с двумя санузлами, гардеробными, более продуманными гостиными, кухнями. А в следующей очереди планировки будут меняться полностью, станет больше небольших студий, потому что это очень востребованный продукт как для отдыха, так и для сдачи в аренду.

В дальнейшем начнется работа над холлами и входными группами. Началась работа по пересмотру внутренней инфраструктуры: она тоже станет более насыщенной и современной.

Имидж в деталях

Идет работа и над ребрендингом проекта. В компании считают, что осовременить проект нужно не только с точки зрения его строительной, архитектурной и планировочной концепции, но в первую очередь с точки зрения его позиционирования, коммуникации, которую нужно выстроить с целевой аудиторией. Поэтому в «РКС Девелопмент» решили начать с маркетинга — ​изменения имиджа проекта. «Так всегда проще: когда мы создаем образ, он реализуется в каждой детали. Мы пытаемся его донести до тех людей, которые разрабатывают для нас планировочные решения, до дизайнеров, которые подбирают для нас отделку, холлы и т.д., и чем более продуманный образ у нас получается, тем проще его воплотить», — ​говорит Александр Коваленко.

Впрочем, несмотря на то, что работа еще только началась, динамика продаж показывает положительные результаты. За продажи команда «РКС-Девелопмент» отвечает только с начала июня. Но, как говорит статистика, уже понятно, что за июнь было продано больше квартир, чем в мае и апреле. Конечно, сейчас сезон, и цыплят нужно будет считать по осени. Но в департаменте продаж уже отмечают высокий интерес к проекту, хотя серьезных изменений в нем еще не успело произойти.

Станислав Сагирян, вице-президент и акционер ГК «РКС Девелопмент»:
«После завершения проекта «Резиденции Анаполис» мы планируем приступить к строительству целого курортного кластера, первой частью которого будет гостиничный комплекс, а дальше — ​малоэтажная застройка на территории площадью около 70 га в этом же районе. Будем развивать, ориентируясь на западный опыт, полноценный гостинично-­курортный сегмент, который, на наш взгляд, аналогов в России пока что не имеет.
Обязательно будем благоустраивать пляж — ​у жителей комплекса и постояльцев гостиницы будет свой пляж со всей инфраструктурой, необходимой для полноценного комфортного отдыха».

Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE):
«Курортная недвижимость на берегах Черного моря в тренде. Интерес к ней вырос на фоне пандемии коронавируса и последовавшего за ним закрытия границ. Немало потенциальных покупателей перешли на удаленную работу и смогут реализовать свою мечту о переезде ближе к морю». Помимо этого, считает эксперт, «вложения в жилье представляют собой надежные инвестиции в объекты, которые в перспективе будут только дорожать».

Кирилл Голышев, региональный директор департамента жилой недвижимости Colliers:
«Всплеск спроса на курортное жилье подтягивает за собой и цены. А значит, на фоне вышеуказанных факторов на рынке недвижимости курортов России так необходимы новые проекты жилого строительства с набором социальной и коммерческой инфраструктуры, примеры которых присутствуют в крупных мегаполисах России. Помимо качественных объектов недвижимости на российских курортах следует также обратить внимание на качественное управление такими объектами — ​и здесь речь не только о техническом управлении, но и о коммерческом — ​чтобы недвижимость могла и приносить доход собственнику. Суммируя, можно констатировать, что развитие качественных проектов в курортных районах будет пользоваться стабильным спросом».

Ольга Широкова, директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank:
«Черноморская недвижимость последние полтора года испытывает настоящий «ренессанс» — ​спрос на данный рынок существенно вырос после введения коронавирусных ограничений, закрытия границ и перехода на формат удаленной работы. Возросший спрос и цены на курортную недвижимость только ускорят развитие таких проектов, как «Анаполис», и сделают их еще более интересными и насыщенными с точки зрения инфраструктуры. Этому поспособствуют и ограничения на строительство новых жилых (не гостиничных) проектов на всем Черноморском побережье, поскольку таким образом автоматически снизится конкуренция для уже реализующихся объектов».