JOY как праздник
В 2020 году премии JOY исполнилось 10 лет. Юбилей. Это, пожалуй, – самый душевный проект REPA, и очень праздничный: с какой радостью весь рынок собирается на церемонии награждения под занавес года! В этот момент чувствуются и единство, и особый дух нашей специфической отрасли.
За минувшие десять лет произошло немало изменений. Из вечеринки «для себя» JOY стала всероссийской, обзавелась мощной господдержкой и закрепила за собой статус крупнейшей независимой премии в области журналистики рынка недвижимости. И ни я как руководитель REPA, ни Экспертный совет не знаем наверняка, каким станет конкурс в будущем. Ведь векторы развития определяют сами участники.
Как всё начиналось?
Первая премия возникла спонтанно, в 2011 году. Было желание поощрить журналистов, которые создают интересные тексты, и привлечь внимание к лучшим материалам. Никакого участия со стороны властей в тот момент ещё не было. Шаг за шагом JOY переросла в полноценный, значимый для рынка недвижимости проект.
К 2015-16 годам нам удалось донести до представителей власти, что коммуникация с журналистским сообществом, пишущим о недвижимости, – важная составляющая их работы. На сухом чиновничьем языке это называется «участие в формировании информационной политики». К тому моменту премия уже набрала обороты и зарекомендовала себя как одна из сильнейших в недвижимости, и крупнейшая в области отраслевой журналистики. После того, как нам удалось донести это сообщение до властей, премию поддержали как площадку для коммуникации и нетворкинга со СМИ.
JOY развивалась вместе с ассоциацией REPA, росла вместе с ней. Чем влиятельнее и масштабнее становилась ассоциация, тем шире и глубже становилась и премия, а её влияние росло. Кто-то наоборот узнавал о существовании ассоциации именно после очередной JOY, и вступал в ряды партнеров REPA. И это – синергия.
Как менялись СМИ?
За 10 лет существенно поменялась роль СМИ для профессионального сообщества и для покупателей недвижимости. Первое, что очевидно, – это повсеместное перемещение в онлайн. Печатные издания не то чтобы умерли, но их доля в медиа очень сильно снизилась. Второе: количество профессиональных отраслевых СМИ критично сократилось. На заре нулевых было много специализированных изданий – вспомним «Белый бизнес» и другие, – но сейчас этих профессиональных СМИ почти не осталось. Они ушли с рынка.
Отраслевые проекты теперь в основном развиваются на базе крупных медиа-холдингов (Коммерсант-Домъ, РБК-Недвижимость, Интерфакс-Недвижимость, РИА Недвижимость и т.д.), но они всё равно уже не те, что в начале 2000-х. В силу специфики времени они менее глубокие, чем ранее существовавшие. Это – не «плохо» и не «хорошо»: это – данность, которая связана с общими трендами в медиа.
И они, безусловно, стали гораздо более B2C-ориентированы, превратились в более развлекательные. СМИ адаптируют контент под привычные для потребителя форматы и жанры: тесты, инфографику и пр. Их задача – вовлекать аудиторию в прочтение. Потому что изучать длинные тексты с появлением клипового мышления людям стало сложно. Цель – за одну-две минуты донести смысл того, что ранее излагалось в большой статье.
Как менялась премия?
Поначалу номинации делились по отраслевому признаку: на городскую недвижимость, коммерческую и загородную. Потом, в ходе тесной коммуникации с журналистами рынка недвижимости, мы пришли к тому, что стоит трансформировать подачу, и разделили материалы по жанрам: интервью, репортаж, авторская колонка и пр. Теперь жюри оценивает тексты с точки зрения соответствия каждому из них.
С 2017 года на JOY появились отдельные номинации «Пресс-служба года: госструктура» и «Пресс-служба года: компания». То есть, в рамках премии мы стали награждать не только журналистов, но и тех, кто с ними работает. Ведь это всегда вопрос эффективной «связки»: журналисты получают информацию от пресс-службы, от пиарщиков. И именно с ними контактируют СМИ в первую очередь. Конечно, есть момент медийности и личных брендов спикеров, когда коммуникация строится как бы минуя PR-отдел. Но в большинстве случаев взаимодействие происходит именно через пиарщиков.
Ежегодно премия трансформируется, и мы понимаем, что скоро её ждёт ещё большая метаморфоза, с учётом появления новых СМИ.
Например, у нас была номинация «NEWформат», где соревновались проекты в соцсетях, YouTube- и Telegram-каналах, но в этом году назвать её «new» уже было бы неправильно. Данное явление отвоёвывает столь значительное место, что пришлось переименовать номинацию в «Другой формат», в которой будут выделены те самые подкатегории: YouTube, Telegram, подкаст, радио и пр. То есть, жюри не придётся сравнивать YouTube c Telegram, а подкасты – с радио.
Мы продолжаем следить за новыми медиа, трансформировать «Другой формат» и прочие номинации.
Каждый год для материалов с определённой тематикой мы формируем спецноминацию. Некоторые из них актуальны только один год, а иные приживаются насовсем, если мы попали «в жилу». Так произошло, например, с номинацией «Архиважно» – про архитектуру городов. Она очень популярна, и надёжно закрепилась в JOY.
Мы считаем большим достижением выход премии на федеральный уровень. Оргкомитет активно привлекает участников из городов России, и это не только миллионники, но и небольшие населённые пункты по всей стране. Порой мы получаем очень качественные и глубокие тексты, неожиданно узнаём о существовании профильных СМИ в отдалённых уголках, и нам отрадно, что с помощью JOY они станут широко известны. В 2019 году почти половина победителей – не из Москвы.
Благодарности за поддержку
Особенно важно, что в трансформации премии принимают активное участие сами номинанты, журналисты. Здесь невозможно не вспомнить добрыми словами и Андрея Воскресенского, который стоял у истоков премии и был одним из её идеологов. Сильнейшую поддержку мы чувствуем от неравнодушных к JOY Валерии Мозгановой и Ольги Набатниковой. Эти и многие другие журналисты, которые и ругают, и советуют, – очень нам помогают; ежегодная работа над регламентом проходит в тесной связке со СМИ.
Также хочется отметить Татьяну Косареву из Москомстройинвеста, которая всегда поддерживает и даёт обратную связь со своей стороны. От рынка это Александр Зильберт («Группа ЛСР»), который долгое время сам был журналистом, возглавляя «Русский пионер». Поэтому «Группа ЛСР» закрепила за собой статус Генерального партнёра премии, ежегодного и бессменного.
Премия важна не только участникам рынка недвижимости (девелоперам, риэлторам) и журналистам, но и регуляторам рынка – структурам власти. В числе номинантов всегда были те, кто работает в пуле отраслевых ведомств, и они подают свои работы на общих основаниях. Сейчас уже сами журналисты лоббируют премию госструктурам; это происходит в дополнение к нашей с властями коммуникации. В итоге нас теперь поддерживают Минстрой, Москомстройинвест и Министерство печати (сейчас его упразднили, но оно подставляло плечо JOY с 2017 года).
Празднику – быть!
Ежегодно премия собирает до 300 представителей рынка недвижимости. И каждый раз это огромный труд. Поверьте, мы очень много сил вкладываем в JOY, посвящаем сотни часов его подготовке. Я лично и оргкомитет премии благодарим жюри и номинантов за их участие и колоссальную работу.
В этот раз мы вынужденно перенесли церемонию с декабря 2020 на январь 2021 года из-за непростой ситуации в стране. Но могу вас заверить, что оргкомитет премии постарается не разочаровать вас и подготовит традиционно яркую церемонию. Ведь всем нам очень хочется праздника.