катриченко_800х400

На проектирование приходится самая незначительная доля вложений, всего около 3-5% от стоимости реализации объекта. Однако ошибки, допущенные на старте проекта, могут привести к огромным и незапланированным затратам на более поздних этапах работы, а именно – в строительстве, и даже при эксплуатации объекта. Причем потери будут более чем серьезные.

По данным компаний-разработчиков профессионального ПО для проектировщиков, сегодня считается приемлемым 10% удорожание проекта в процессе строительства относительно ранее запланированного бюджета. Но, по нашим данным, в среднем разница между сметным бюджетом и реальной стоимостью проекта составляет около 30-40%. Есть и хорошие новости: избежать этих потерь можно с помощью комплексного BIM-подхода к проектированию, и чем на более ранней стадии он будет применен – тем меньше рисков, и, соответственно, незапланированных затрат, возникнет у девелопера.

В этой колонке я расскажу об основных ошибках, которые происходят при проектировании, и о том, как BIM-подход помогает их избежать. Более того, эти технологии предоставляют проектировщикам и девелоперам дополнительные возможности.

BIM (Building Information Model) – это информационное моделирование здания, причем не просто графические объекты, а информация, позволяющая автоматически создавать чертежи и отчёты, а также анализировать проект.

Ошибка №1: коллизии в проекте
Прежде всего, давайте определим, какие коллизии могут возникнуть в процессе проектирования и строительства. Они различаются как по характеру пересечения, так и по месту обнаружения.

В первом случае они могут быть физические (пересечения в модели статических элементов) и интеллектуальные, или логические. В этом случае речь идет о коллизиях, при которых элементы распложены неверно с точки зрения процесса взаимодействия с ними. Причем автоматически их выявить невозможно. Это, например, может быть труба, перекрывающая дверь. Ведь она нигде не будет визуально отображена, но это станет грубой ошибкой. Существуют и пространственно-временные коллизии – это пересечения между элементами с учетом фактора времени (элементы или один из элементов двигаются). Если физические и интеллектуальные коллизии зачастую относятся к самому объекту и конструкциям, оборудованию, из которых он состоит, то пространственно-временные коллизии относятся к временным сооружениям, строительной технике, передвижению рабочих по строительной площадке. Такие пересечения также сложно учесть при традиционном проектировании и их наличие в проекте полностью зависит от профессионализма специалиста.

Наиболее частые ошибки при проектировании – это возникновение коллизий между конструкциями здания и его инженерными сетями. Большинство проблем возникает из-за того, что проектировщики «забывают» о необходимости запроектировать технологические отверстия для инженерных систем. «Как такое возможно?», — удивится непосвященный, но, тем не менее, именно на исправление подобных ошибок впоследствии приходится тратить массу времени и денег.

А возникают они в случае непродуктивного взаимодействия между специалистами, разрабатывающими различные разделы проекта – архитекторами, конструкторами и инженерами. Как лебедь, рак и щука, каждый из разработчиков проекта занимается своим участком, и в итоге все происходит как в одноименной басне.

Комплексный подход к проектированию с применением современного ПО, BIM-проектирование, позволяет все эти коллизии вовремя заметить, и, соответственно, минимизировать риски, так как отлаживает механизм взаимодействия между отделами, и все специалисты начинают работать в единой информационной среде. Это позволяет всем участникам процесса видеть актуальные изменения, внесённые в проект, и вовремя на них реагировать.

Более того, именно комплексный подход и наработанная база решений позволяет серьезно сэкономить время, и, соответственно, бюджет. Стадия разработки проектной документации сокращается до 1,5-2 месяцев, в то время как при двухмерном проектировании или при большом количестве компаний-участников (где каждая компания специализируется в своём направлении проектирования) этот процесс может занимать до полугода и больше.

Ошибка №2: человеческий фактор
Неправильный расчет объема материалов – это ещё одна распространённая ошибка при неавтоматизированном подсчёте спецификаций оборудования и ведомости материалов. Чем она грозит девелоперу? При классическом подходе к составлению спецификаций и ведомости объемов материалов проектировщики вручную «вбивают» цифры и, естественно, от ошибок никто не застрахован.

Более того, специалистам потребуется больше времени и ресурсов для проверки и перепроверки данных. Также данные цифры по погонным метрам, килограммам и кубатуре указаны не точно, т.к. расчёт выполняется не автоматически, а «на глазок». При таком подходе человеческий фактор, увы, отменить невозможно.

При комплексном проектировании с помощью BIM-технологий этот риск в принципе отсутствует. С помощью программного комплекса проектировщики автоматизировано формируют ведомости объемов, материалов и оборудования. Таким образом, в спецификациях будут только те элементы, которые заложены в проекте, не больше, но и не меньше. В комплексный подход к проектированию позволяет заказчику сэкономить не только время, которое очень ценно, но и деньги.

Ошибка №3: двойная работа
Еще одна серьезная ошибка при проектировании, которая приводит к дополнительным затратам, как времени, так и средств – создавать проект традиционными методами, а потом обращаться к новым подрядчикам, которые должны будут «завести» его в формат BIM. Именно в этот момент «всплывают» все нестыковки, высвечиваются коллизии, однако исправить уже ничего нельзя, приходится переделывать весь проект «с нуля».

В этом случае заказчик вынужден терять время на перепроектирование, платить второй раз за один и тот же объект. И совсем неприятно, когда коллизии возникают при строительстве объекта и непосредственном монтаже. Здесь дополнительные затраты приходятся не только на перепроектирование, но и происходит простой на строительной площадке, что, в конечном счёте, порой дороже самих проектных работ.

Бонусы проектирования в BIM: 4D модель
Разобравшись с типичными ошибками при проектировании, которых помогают избежать BIM технологии, поговорим немного о бонусах, которые получаются при внедрении 4D моделирования.

4D моделирование объединяет 3D-модель объекта с календарным планом строительства, таким образом, обозначая существование тех или иных элементов в определенном отрезке времени. Так формируется визуально подкрепленный календарный график работ, который можно сделать максимально подробным или наоборот, укрупненным.

В 4D модель добавляется, например, расположение крана и площадь его действия, количество и размер машин, способных проехать через стройплощадку за сутки, размещение и размеры строительного городка, вывоз мусора и многое другое – все это необходимо учитывать при планировании строительства и обустройстве строительной площадки.

Кроме этого, 4D BIM-проектирование позволяет отслеживать своевременность монтажа тех или иных конструкций, элементов объекта, а также вовремя реагировать на отставание от графика. Речь идет даже о таких тонких моментах, как ведение работ на определенном участке строительной площадки. Система «помнит», что в это время там не могут располагаться оборудование или строительные конструкции. Это позволяет избежать многих пространственно-временных коллизий, т.е. сделать так, что будет учтено расположение рабочих и техники в конкретный период времени, чтобы не произошло пересечения, которое может помешать строительному процессу. Всё это позволяет выполнять работы на высоком уровне и реализовывать объекты в запланированный срок.

Новые возможности: прогулка по объекту
Как и переход от проектирования на бумаге к CAD, так и переход от CAD к BIM открывает множество дополнительных и ранее невиданных возможностей для проектировщиков и девелоперов. Использование BIM не только снижает количество и критичность ошибок, но и повышает производительность проектировщиков, значительно улучшает качество конечного продукта. Технологии 4D позволяют синхронизировать модель с календарными графиками и посмотреть, в какой именно момент времени какие конструкции должны быть возведены, проверить элементы здания на пересечения, базово проанализировать затраты, буквально «погулять» по объекту и т.д.

Отдельного упоминания заслуживает грамотная проработка загруженности въезда на площадку. Нередки случаи, особенно в Москве, в условиях высокой плотности застройки, когда одна крупногабаритная единица техники может заблокировать въезд на площадку грузовикам с материалами и др., что влечет за собой задержки и простои в строительном процессе. 4D-моделирование позволяет также урегулировать и оптимизировать этот процесс. Кроме того, оно дает возможность практически полностью исключить все виды коллизий, в том числе и такие сложные для восприятия как пространственно-временные – за счет построения динамической визуализации и автоматического выявления пересечений.