Возможно, кто-то из вас помнит времена, когда игровая зона жилых дворов состояла из суровых железных горок, скрипучих качелей с жестким, а иногда и вовсе отсутствующим сиденьем и турников, которые одновременно служили подставкой для выбивания ковров. К сожалению, в большинстве городов России, где преобладает старый жилой фонд, такие дворы все еще встречаются.

Но центром притяжения современных малышей и их родителей  служат совсем другие пространства – продуманные, функциональные, комфортные и безопасные. Их создают девелоперы, которые стремятся оставить след в истории городов и задать тон в благоустройстве для всего рынка.

О таких подходах к осмысленному зонированию детской инфраструктуры поговорим сегодня, в День защиты детей. Автор статьи – Ольга Жеребятьева, консультант по маркетингу «Манн, Черемных и Партнеры».

О форме. Play hub

Благоустройство детской инфраструктуры по принципу play hub – удачный тренд в проектировании придомовой территории. В чем особенность решения? Такие пространства предназначены для тихого досуга родителей и их маленьких детей (до 4-5 лет), игры которых не мешают другим жильцам отдыхать дома. При этом play hub становится любимым местом отдыха для семей всего жилого комплекса. Его отличает масштабность и разнообразие сценариев, рассчитанных не только на разновозрастных детей, но и на взрослую аудиторию.

Пример удачной реализации игрового хаба в жилом квартале реализовала компания ПИК. В проекте «Бунинские луга» спроектирован полноценный игровой город: качели, домики, горки, песочницы для малышей. А для тех, кто постарше — башни, верёвочный комплекс, сеточный мост и батут.

Пирамиды. Детская площадка в «Бунинских лугах» от ПИК

 

О содержании

«Тематическая или абстрактная?» – вот первый вопрос перед стартом работы над проектом детского благоустройства. Любая тематическая площадка, несмотря на внешнюю привлекательность и глубину задумки, все же ограничивает фантазию ребенка. Хорошее решение – это живая среда, позволяющая проигрывать множество разнообразных сюжетов, а не один единственный, придуманный кем-то из взрослых.

Вспомните примитивное трио «горки-качели-песочница». Однообразные игровые сценарии не дают возможности создать свою игру и свободно развивать ее события и сюжеты. Речь не идет о том, чтобы полностью отказаться от классики игрового оборудования. Вопрос в подходе. Например, при выборе горки можно остановиться на той, которая интегрирована в лазательную структуру.

Отдельный плюс, когда на площадке есть конструкции не только для игры с песком или другими сыпучими материалами, но и водные каскады с множеством замысловатых развилок. Здесь можно часами строить замки, наливать воду, запускать кораблики, продумывая десятки разнообразных сценариев. Площадка, построенная на концепции бесконечной игры, никогда не надоест.

Оригами. Детская площадка в «Саларьево парк» от ПИК

 

Есть примеры удачной интеграции детской площадки в естественный рельеф. Холмы, впадины, большие камни, кусты и деревья становятся важной частью игрового ландшафта и дополнительно стимулируют детскую фантазию: те, кому по душе горы, обязательно заберутся на высокую горку-трубу, перебегут её и окажутся на холме.

Оригами. Детская площадка в «Саларьево парк» от ПИК

 

Parents friendly

Отдельная история – взрослый на детской площадке. Традиционно основная задача взрослого – контроль: горки, пружины, карусели, высокие лестницы… А еще – почетная роль медиатора в разрешении детских конфликтов. Такой сценарий далек от отдыха и удовольствия и напоминает вынужденную необходимость.

Именно поэтому в числе задач хорошего проекта по организации детской среды — вписать ее не только в природный, но и в социальный ландшафт.

На площадках нового типа функция контроля ослабляется, а взрослые включаются в процесс естественным путем. К повышению интереса родителя располагает и правильно подобранное оборудование: объекты для накачивания и переливания воды, движение на плотах по пруду, игра на музыкальных инструментах, конструирование, совместные прыжки на батуте или раскачивание на качелях.

Еще одно удачное решение – предложить родителям собственный отдых: кофе, книга, спокойное общение.

Оригами. Детская площадка в «Саларьево парк» от ПИК

 

О цветах и материалах. A la naturelle

Пластиковые площадки пестрых цветов неизбежно уходят в прошлое. И, несмотря на дешевизну таких модулей и их кажущуюся привлекательность, лидеры девелоперского рынка осознают необходимость перестроиться на натуральные материалы и цветовые решения.

Так, природный игровой ландшафт «Первого квартала» от компании «Брусника» наполнен натуральными материалами, которые можно преобразовывать, изучать и исследовать. Природа – главный источник вдохновения. По аналогии с общественными пространствами Европы, Измайловским парком и Сочи Парком, на игровой площадке жилого квартала используется покрытие из натуральной щепы, без обработки лаком. Игровое оборудование выполнено в основном из натуральной древесины.

Еще один фокус внимания «Брусники» – типология активностей, которые совершают дети любого возраста на детской площадке. Аналитики девелопера выделяют девять видов: движение, игра, эксперимент, общение, сотрудничество; отдых, контакт с природой, риск, конфликт. На привычных площадках элементы подобраны так, что преобладает один вид активности – движение. Дети воспринимают ее как «полосу препятствий» и после системного достижения результата и экспериментов с движением на разных объектах теряют интерес и покидают игровую зону. Территория изучена и покорена, а, значит, возвращаться на нее неинтересно.

Идеология проектирования детских пространств основана на балансе активностей и находит в себе отголоски педагогической системы Монтессори: чтобы дети развивались гармонично, им нужно двигаться и исследовать природную среду. Чем больше возможностей для игровых сценариев, тем эффективнее процесс развития личности. Плюс такая площадка долго будет пользоваться спросом, сохраняя свою актуальность.

Покрытие из щепы на детской площадке «Первый квартал» от «Брусники».

 

Философия сканди

Проектировочные решения шведского застройщика Bonava наполнены духом скандинавского минимализма. В центре идеи – немецкие площадки, изготовленные из натурального дерева, которые выглядят как настоящие арт-объекты. Оборудование для малышей развивает мелкую моторику и цветовое восприятие – пожалуй, одни из самых ценных навыков для этого возраста.

Для подростков дворы скандинавских комплексов оснащены теннисными столами, уличными шахматами, петанком и скалодромом.

Для взрослых жителей в каждом комплексе свое решение: в Skandi Klubb продумана набережная и городской огород, дорожки для катания на самокатах спроектированы в Magnifika, а в Gröna Lund Arena – спортивные секции.

В основе философии застройщика – идея создания пространства для формирования комьюнити. Первый пикник сезона, чемпионат по дворовому футболу и субботник с соседями, – благоустройство двора способствует укреплению семейных и дружеских отношений, предлагая больше поводов выходить из дома, узнавать места вокруг и радоваться простым вещам.

О стратегии маркетинга

Универсальный комплект – синергия маркетинговой стратегии и концепции благоустройства. Подобный кейс был реализован нами в проекте «Квартет» от компании «Рисан». Работа шла над маркетинговой стратегией девелоперского проекта, включающей в себя позиционирование проекта, нейминг и разработку фирменного стиля. В ходе проекта мы предложили клиенту развить центральную идею позиционирования и в благоустройстве территории. 

В результате в проекте появилась детская игровая площадка с «металлофоном», перкуссионными барабанами и другими имитациями музыкальных инструментов. Для концертов, постановок, встреч с друзьями и соседями запроектирован небольшой амфитеатр со сценой во дворе. Подхватили «песню» и малые архитектурные формы во дворах «Квартета». Всего в проекте запланировано свыше 5 сценариев для досуга: активный и тихий семейный отдых, занятия спортом, детские игры, общение с друзьями, встречи.

Ольга Кускова, коммерческий директор компании «Рисан»: 

«Лучшее доказательство эффективности коллаборации маркетинга и проектной группы – цифры. Сегодня мы имеем систематическое выполнение плана продаж и плюс 26% к цене относительно наших первоначальных планов по ценообразованию. Увеличился еще один показатель, – теперь наша премия составляет на 6% больше аналогичных по классу проектов в локации. Кроме этого, в 2019 году «Квартет» стал финалистом премии «Urban awards» в номинации «Лучший строящийся региональный жилой комплекс комфорт-класса».

Комментарий эксперта

Андрей Безбородников, практикующий архитектор, автор проектов детской инфраструктуры:

«Условия рынка и тон, которые задают ведущие игроки рынка, стимулируют девелоперов отказаться от формального подхода. Эстетика и функциональность, основанные лишь на «принципе калькулятора», никогда не станут трендом. Некоторые ошибочно полагают, что дорогое оборудование равно идеальному проекту, но это не так. Самое главное – это зонирование, правильное формообразование и интересное насыщение.
Правильно спроектированный двор должен иметь некую секторальную сетку, которая разделит его по направлениям и увлечениям. Причем само зонирование может ограничивать доступ детей к оборудованию, которое не соответствует их возрасту. Такая задача решается с помощью искусственного рельефа/перепадом высот или малыми архитектурными формами.

С применением правильного подхода к зонированию пространства двора можно создать бесконечное множество сценариев для игр детей, причем основное внимание нужно уделять пространству между оборудованием. Детская площадка не должна быть перегружена, важно оставлять «пустые» места для бега, интерактивных игр и творчества.

Наблюдения показывают, что ребенок сам в состоянии определить, как он хочет играть и развиваться. Поэтому основная задача девелопера – сформировать интересную творческую и игровую среду, а не заполнить двор дорогостоящим оборудованием.

Более того, если класс или бюджет проекта не позволяет вкладывать в детскую инфраструктуру большие средства, можно сформировать горки, туннели и другие формы при помощи геопластики и применения разных материалов. Многие производители предвидели переход к новому формированию рынка и начали сертифицировать и продавать элементы оборудования, из которого можно создать поистине оригинальный и безопасный двор, не нарушая законодательство».