Лиды застройщика. Есть ли жизнь после заявки?
Все застройщики знают: самое ценное, что может прилететь из интернета — это заявки. Многие стали оценивать эффективность рекламных кампаний в стоимости заявки. Самые одарённые выучили слово лидогенерация и стали заявки покупать.
В статье речь пойдёт не о том, где и как добывать заявки от покупателей недвижимости. Предлагаем обсудить, что происходит после того, как заявка поступила в отдел продаж, и почему большинству из них не суждено дойти до сделки.
—
С конверсией всё плохо. Но плохо у всех (это хорошо)
Маркетинговое агентство Marketing Sherpa провели исследование и выяснили, что 79% заявок, которые уже были привлечены в компанию, никогда не перейдут в продажу.
Если на эту цифру взглянуть с другой стороны, то 21% заявок — всё же конвертируются в сделки. Неплохо. Но это западный рынок, где в большинстве отраслей прибыль от первой сделки уже не окупает стоимость привлечения клиента. Там, где знают ценность каждому клиенту и умеют работать с полученными лидами.
В нашей отечественной действительности потери значительно больше.
Основная причина потерь — отсутствие системной и согласованной работы с лидами после их получения.
Простейшая арифметика
Компании, которые используют сегодня лидогенерацию (самостоятельно или с привлечением агентства) умеют считать деньги. В первую очередь, они знают во сколько обходится им каждый лид.
Вторым шагом компании пытаются высчитать сколько привлеченных (или купленных) лидов дошло до сделки. И тут возникает оцепенение. Т.к. стоимость сделки в десятки раз выше стоимости лида.
Допустим:
- Лид привели за 2000 рублей.
- Стоимость сделки вышла 80 000 руб.
Возникает вопрос: что происходит на отрезке от получения заявки до совершения сделки? Что является причиной потерь?
—
Маркетинг против продаж
Ответ на этот вопрос кроется в перманентном конфликте между маркетингом и продажами.
Маркетинг заявляет: «Мы честно делаем свою работу: продвигаем объект или услуги, привлекаем трафик, приводим вам заявки. А вы эти заявки теряете. Вы не умеете продавать!»
Продажи отвечают: «Ваши заявки некачественные, все обращения холодные, и вообще заявок мало. Надо больше и горячих!»
Знакомо?
—
Покупатели, тем временем…
Теперь давайте взглянем, что происходит в это время с лидами на рынке недвижимости.
Срок принятия решения о покупке недвижимости за последние три года увеличился в двое. Это тот период, когда покупатель уже активно начинает интересоваться существующим предложением, высчитывать “экономику” своего решения, решать какого риэлтора выбрать, к какому застройщику идти и т.д.
—
Многие покупатели, прежде чем купить жильё, продают свой объект. По последним данным УПН — срок экспозиции квартиры составляет 161 день. Т.е. почти полгода покупатель может решать свой жилищный вопрос.
В любой момент этого длительного этапа клиент может оставить заявку. Но заявка оставленная клиентом в начале своего пути (когда у него ещё не одобрена ипотека, не найден покупатель на его квартиру, не определился еще с районом проживания) будет существенно отличаться от заявки, которую этот же клиент может оставить уже на завершающей стадии принятия решения.
Большинство компаний умеют работать только со вторым типом заявок, а все холодные обращения списывают в утиль.
—
Задача отдела маркетинга и отдела продаж — как можно раньше начать взаимодействовать с потенциальным покупателем и уметь удерживать контакт на протяжении полного цикла принятия решения.
—
Женим маркетинг и продажи
Раньше процесс привлечения покупателя состоял из двух этапов. Этап до того, как заявка была получена. И этап после получения заявки. За привлечение заявки отвечал маркетинг. За работу с полученной заявкой отвечали продажи.
—
—
Если вы заинтересованы в том, чтобы больше ваших лидов перешли в сделки, вы должны действовать совместно.
—
Маркетинг не должен отпускать вожжи после того, как заявка получена. А отдел продаж должен подключаться к работе с лидами до того, как покупатель выразил 100% готовность купить.
—
Маркетинг ❤ Продажи. Модель дружбы
Для системной работы с лидами маркетинг и продажи совместно должны разработать два документа:
- Коммуникационную стратегию.
- Регламент взаимодействия.
Стратегия описывает:
- общее понимание проекта (объекта)
- описание целевой аудитории
- описание каналов и ресурсов, которые использует компания
- стратегия работы с покупателем.
- Цель стратегии: сформировать у всех сотрудников единое понимание проекта.
—
Регламент:
- кто за что отвечает
- кто, когда, какие действия должен совершать
—
Цель регламента: спланировать порядок действий и совместной работы.
В стратегии вы конкретизируете:
- Кто ваши покупатели: с разбивкой по сегментам. Это важно.
- Моделируете сценарии “жизни” лида. Когда чаще всего формируется потребность в покупке? Какие обстоятельства и причины на это могут влиять? В какой момент он впервые обращается к вам? Что ему мешает принять решение в этот момент? Сколько времени нужно покупателю, чтобы заключить сделку и какие вопросы он решает в этот период? Почему в итоге отказывается покупать?
—
Ваша задача сформировать набор “маркеров”, которые помогут вам ответить на 3 вопроса:
- Кто перед вами? (Студент, молодая пара, большая семья, холостяк).
- Что его может приблизить к покупке.
- Что ему мешает, чтобы совершить покупку.
Следующим этапом вы определяете как эти маркеры будете получать, и где вы будете их обрабатывать. Конечно, это должна быть CRM — система.
—
Сегментирование: кто наши покупатели?
Маркер первый. Кто покупатели наших квартир. Разбиваем на сегменты. Возьмём упрощённый пример: у нашего ЖК в спальном районе три основных сегмента покупателя.
- Большая семья 2-3 поколения.
- Молодая пара, семья планирующая ребенка.
- Студент или молодой специалист, переселенец.
Для каждого из этих сегментов мы прорабатываем характеристики:
- Социально-демографические.
- Образ жизни и ценности.
- Что движет этими людьми, как они проводят свободное время, что является источником их дохода. и т.д.
- Какие типовые препятствия возникают на пути к покупке.
—
Препятствия Для большой семьи это может быть наличие нескольких квартир, которые нужно продать и несколько лиц принимающих решение. Для иногороднего студента — это родители в другом городе, которые финансируют покупку и им нужно время, чтобы приехать. Конкуренты в лице съемного жилья или общежития.
Триггеры Это спусковые крючки, которые служат толчком к принятию решения. Для большой семьи это может быть скидка на большую квартиру или “бесплатная” услуга от партнёрской риэлторской компании.
—
Матрица продаж
Каждый потенциальный покупатель проходит этапы продаж. Условно их принято делить на холодный, тёплый и горячие лид.
—
Холодный лид, который не готов в данный момент принять решение о покупке. Его потребность находится в процессе формирования. Он наблюдает, собирает информацию для анализа.
Тёплый лид уже осознаёт свою потребность. Он подробно изучает имеющиеся предложение.
Горячий лид готов к покупке. Делает окончательный выбор.
Большинство компаний умеют работать только с горячими и иногда тёплыми лидами.
—
Наша задача — уметь определять температуру лида и совершать правильные действия.
—
Отдел маркетинга совместно с отделом продаж должен формализовать какие признаки имеет тёплый лид на каждом этапе продаж.
—
Холодный: отказывается от визита в офис, не оставляет контактные данные, задаёт общие вопросы. Зачастую холодный лид даже никак не проявляет себя для отдела продаж.
Тёплый лид: задаёт уточняющие вопросы, звонит повторно, интересуется ценой и обсуждает условия покупки.
Горячий лид: обозначает намерение купить. Обсуждает детали покупки.
—
Следующим шагом мы определяем что делаем с лидом на каждом этапе. Наша задача постепенно перевести покупателя на следующий этап. Глупо приглашать в офис холодного клиента, чтобы ознакомиться с условиями договора.
—
Задача, которая стоит перед вами на первых этапах — собрать как можно больше данных о покупателе и в ответ предоставить информацию, которая поможет ему принять верное решение.
—
В итоге у нас должна получиться такая матрица. Несколько сценариев, где для каждой аудитории у нас сформированы сценарии работы.
Задача специалиста отдела продаж: определить кто перед ним, насколько он готов к покупке. И перевести его на следующий этап. Если данных недостаточно, то выяснить это у покупателя.
—
Как собирать данные для сегментации?
Берем данные у маркетинга. Если вы занимаетесь лидогенерацией, то наверняка у вас не одна посадочная страница, а несколько. Под разные целевые аудитории, с использованием разных маркетинговых посланий. Данные откуда пришла заявка обязательно должна попадать в CRM.
—
Формы на сайте с разными маркетинговыми посланиями — это тоже может помочь.
—
Многие застройщики и риэлторы стали использовать на своем сайте “социальные фильтры”, которые помогают сделать выборку предложения под конкретную аудиторию. Почему бы не использовать эти данные?
—
Современные инструменты таргетированной рекламы позволяют очень точно персонализировать рекламу не только по соцдему, но и по интересам, увлечениям, поведению пользователей в сети. Все данные — с какой рекламы пришёл посетитель, который оставил заявки также должны быть в вашей CRM.
—
То, что не может дать маркетинг — может раздобыть отдел продаж просто задав прямой или наводящий вопрос клиенту.
Обогатить информацией лид можно с помощью:
- инструментов call-трекинга, которые позволяют узнать с какого источника информации звонит ваш покупатель. Вы можете прослушать звонок и дополнить информацией карточку клиента в CRM.
- консультации в офисе и по телефону,
- настоящая сокровищница — сообщества на форумах и социальных сетях, где собираются ваши дольщики и потенциальные покупатели.
—
Всё в семью, всё в CRM
—
Вся история взаимоотношений с клиентом должна быть в CRM. Здесь приведен пример amoCRM. Каждый столбец — это этап сделки. Каждый “кубик” — сделка с клиентом. Задача специалиста отдела продаж вполне конкретная и понятная — перевести сделку на 1 шаг вперед.
- Поступила заявка с сайта, есть только телефон. Она попала в базу.
- Позвонили по заявке → перевели в Холодный интерес.
- Выяснили, что это Иван Иванов. Ему нужна трехкомнатная квартира, интересовался аккредитацией дома в банках, обмолвился, что будет использовать материнский капитал → перевели в уточнение потребностей.
—
Теперь мы знаем уже многое о покупателе. Маркетологи могут брать данные, включать эту сделку в выборку по которой показывается реклама с акциями на “трёшки”. В социальных сетях покупатель начинает встречать новости и посты о том, какой замечательный детский сад начали строить в районе. А в июне застройщик организует тур по району строительства для семей с детьми, чтобы показать преимущества выбора квартиры именно в этом ЖК. Пригласили на экскурсию → перевели сделку в активацию. Вы знакомы с покупателем, он непосредственно участвует в ваших активностях.
Таким образом, у вас есть уже прочный тыл из истории взаимоотношений с покупателем.
Какие инструменты активации лида можно использовать?
- Туры по району
- Туры на шоурум
- Дни открытых дверей
- Партнёрское предложение
- Персонализированные планировки и меблировка
- Ретаргетинг
- Email-дайджесты
- Сообщества соседей
—
Используйте накопленные в CRM данные в digital-кампаниях. Телефоны и e-mail — бесценные идентификаторы, которые можно использовать для прицельной рекламы, используя верные маркетинговые формулировки, образы и триггеры.
—
Автоматизируйте процесс
amoCRM служит отличным примером, как можно автоматизировать рекламные кампании с помощью инструмента Digital Pipeline. В зависимости от того, на каком этапе находится сделка, лид попадает в соответствующий сегмент рекламной кампании и видит максимально релевантные сообщений в интернет-рекламе.
Современные digital-технологии скрываю огромные возможности для персонализации маркетинга. Они помогают выстраивать конструктивную и длительную коммуникацию с потенциальным покупателем. Это особенно важно для рынка недвижимости, где цикл принятия решения занимает несколько месяцев. Используйте эти возможности.