Цитата_Заховаев_800х400

Представьте себе ситуацию: вы купили квартиру в престижном многоэтажном доме, с прекрасным видом из окна. И уже на следующий день сталкиваетесь с проблемой: лифт приходится ждать по несколько минут, на каждой остановке в него заходят люди — и в кабине становится невозможно вздохнуть, а порой механизм и вовсе начинает двигаться не в нужном вам направлении… Вот как выглядит эта ситуация для собственника квартиры.

Для застройщика же такой сценарий может обернуться многочисленными негативными отзывами от жильцов в публичном пространстве. А ведь всего лишь один из таких отзывов может разубедить потенциального покупателя купить квартиру в конкретном ЖК. И каждый такой разочарованный клиент обернётся для продавца потенциальными убытками.

Причина этому — банальная экономия застройщика на проектировании или игнорировании объективных данных трафик-анализа, которым и посвящена данная колонка.

Что такое трафик-анализ?

Данный вид расчета подразумевает сбор и обработку данных о движении пассажиров в здании. Его ключевая цель — оптимизация вертикальной транспортировки. Иными словами, трафик-анализ объективно, математически точно рассчитывает количество лифтов, их грузоподъёмность и скорость перемещения, необходимые для того, чтобы сократить срок ожидания лифта пассажирами, ведь чем меньше этот срок, тем выше класс здания.

По итогам трафик-анализа исходя из норм (в том числе, максимального времени, в течение которого пассажиры могут ждать лифта) принимается решение о том, сколько лифтов необходимо установить на объекте, и какие параметры должны быть у этого оборудования. И здесь важно все. Например, такие параметры как грузоподъёмность и скорость зависят от производителя и модели лебёдки, площади кабины и типа дверей. У дверей телескопического или центрального открывания время открытия неодинаковое, важна и модель привода дверей лифта — чем лучшего качества эта комплектующая, тем быстрее двери открываются и закрываются. И т.д. 

При анализе учитывается сразу несколько факторов, в том числе количество квартир и коммерческих помещений, их площадь, назначение здания (бизнес-центр, жилой комплекс, торгово-развлекательный центр и пр.).

Пример анализа

Объект: ЖК «Зиларт» (проектируемые корпуса), застройщик — «Группа ЛСР»

Жилой комплекс бизнес-класса представляет собой сразу несколько корпусов с разной архитектурой. Отличительные особенности объекта — транспортная доступность, насыщенная инфраструктура.

В роли застройщика выступила «Группа ЛСР», один из ведущих строительных холдингов страны, занимающий лидирующие позиции в списке крупнейших российских девелоперов по объёмам строительства.

Специалистами ГК LIFT-IMPORT был проведён анализ пассажиропотока в одном из корпусов ЖК «ЗИЛАРТ». Цель исследования заключалась в проверке гипотезы об эффективности установки трёх лифтов и применения системы распределения пассажиропотока (DDS).

Эта система группирует пассажиров и направляет их в нужные кабины, ориентируясь по запрошенному этажу назначения, что заметно сокращает срок ожидания лифта и время пути.

Исходя из расчета трафик-анализа по объекту с 43 жилыми этажами и одноэтажным подземным паркингом, рассчитанному на проживание приблизительно 615 человек, сценарий пассажиропотока при одинаковых условиях эксплуатации скоростных лифтов, грузоподъёмности, равной 1000 кг, показал следующие результаты для разных конфигураций оборудования:

Конфигурация 1

Количество остановок

Лифт 1 — 43

Лифт 2 — 43

Лифт 3 — 44

Скорость

3,5 м/c

В группе

нет

Система DDS

нет

В рамках сценария, соответствующего данной конфигурации, система распределения пассажиропотока не используется.

Как видно из данного графика, без применения системы распределения пассажиропотока среднее время ожидания лифта пассажирами составляет 72,2 секунды, что неприемлемо для эксплуатации. Более того, это не соответствует ГОСТам, поэтому застройщик может не пройти экспертизу при сдаче объекта. Также такая конфигурация означает неудобство для пользователей: жильцы, которым необходимо спуститься на парковку (-1 этаж), могут вызвать только лифт L1.1 с отдельного вызывного поста, при этом данным лифтом будут пользоваться жильцы для выхода на основной этаж и вызова с основного этажа (1 этаж). Таким образом, эта конфигурация неудобна для пользователей и означает долгое ожидание лифта.

Конфигурация 2

Количество остановок

Лифт 1 — 43

Лифт 2 — 43

Лифт 3 — 44

Скорость

3,5 м/c

В группе

да

Система DDS

да

Как видно из данного графика, группировка лифтов с применением системы распределения пассажиропотока DDS позволяет сократить среднее время ожидания лифта до 59,3 секунды, что является пограничным результатом согласно ГОСТ 34758-2021.

Конфигурация 3

Количество остановок

Лифт 1 — 43

Лифт 2 — 43

Лифт 3 — 44

Скорость

4 м/c

В группе

да

Система DDS

да

Среднее время ожидания при скорости лифтов 4 м/с и применении системы DDS составляет менее 60 сек, что является лучшим показателем.

Вместе с применением системы распределения пассажиропотока использование лучших комплектующих, позволяющих даже незначительно ускорить движение лифта (на 0,5 м/c в данном случае), существенно сокращает среднее время ожидания лифта (в несколько раз по сравнению с конфигурацией без системы DDS). Техническое оснащение позволяет оборудовать всего лишь тремя лифтами здание, рассчитанное на более чем 600 человек из расчета 1 лифт на 200 человек. 

Итоговое сравнение конфигураций:

 

Среднее время ожидания (в секундах)

Среднее время в пути от последнего этажа до места назначения (в секундах)

Среднее время до места назначения (в секундах)

Среднее время поездки (в секундах)

Конфигурация 1

72,2

75,1

147,3

152,8

Конфигурация 2

59,3

74,7

134

139,5

Конфигурация 3

57,6

72,5

130,1

135,5

Заключение

Таким образом, трафик-анализ как метод подтвердил свою эффективность при проектировании (раздел «вертикальный транспорт»), поскольку точный расчёт пассажиропотока в здании позволяет уже на этапе проектирования заложить достаточное количество лифтов, которые обеспечат комфортное перемещение по зданию, являющееся обязательным требованиям потенциальных покупателей и арендаторов к недвижимости (прежде всего, в премиальном сегменте).

А комплектующие, позволяющие обеспечить хорошие характеристики в части скорости, а также интеграция систем распределения пассажиропотока (DDS), дают возможность оптимизировать трафик в многоэтажном здании.