Главный запрос, который сформировался у жителей больших городов за последние два года, связан с безопасностью. Желание спрятаться от пугающего и непредсказуемого мира в защищенном месте испытывают многие из нас. Особенно актуальна эта проблема для миллениалов — представителей поколения Y. Социологи относят к нему людей, которые родились в начале 80-х — середине 90-х годов.

Сейчас именно миллениалы — самая платежеспособная аудитория. Более того, они принимают ключевые решения в девелопменте, развивают архитектуру и урбанистику, то есть, по сути решают судьбу городских пространств завтрашнего дня. По данным SberCIB, миллениалы преобладают (42,8%) в структуре трудоспособного населения и к 2036 году их доля снизится незначительно — до 40%. Но еще важнее другое: сами миллениалы совсем не похожи на своих родителей, тем более, на бабушек и дедушек.

Чем же отличается поколение Y и как это соотносится с удобной городской средой? Миллениалы стали первым поколением, которое взрослело в эпоху гаджетов и взрывного роста социальных сетей. Но в нашей стране миллениалы пережили как минимум три экономических кризиса – в 1998, 2008 и 2014 годах. И такая школа жизни серьезно повлияла на отношение этого поколения к комфорту.

С одной стороны, это научило миллениалов адаптироваться к постоянно изменяющимся экономическим и политическим условиям, иметь подушку безопасности и держать наготове запасной план. С другой стороны, необходимость резко сокращать расходы привела их к уберизации и разумному потреблению. Зачем вступать в ипотечное рабство, если такая инвестиция не приносит радости? Квартиру можно арендовать. А если надоело место, можно легко уехать в другой город. Зачем покупать автомобиль, это дорого, можно пользоваться каршерингом. Демонстрировать статус через вещи уже не интересно, гораздо важнее впечатления.

При этом миллениалы едва ли не первое поколение в нашей стране, которое учится бережно относиться к себе и своему здоровью. Качество еды, воздуха, возможность заниматься спортом и вести активный образ жизни — все это чрезвычайно важно для поколения Y. Именно поэтому качество городской среды, где все это возможно, — приоритет для большинства миллениалов. Запрос на комфортные городские пространства с велодорожками, площадками для воркаута и парками огромен. Это, в частности, подтверждает исследование Boston Consulting Group, авторы которого сравнили уровень комфорта Москвы и других мегаполисов мира.

Жить в провинции у моря

Просторные набережные, стильные торговые павильоны и малые архитектурные формы, единое пешеходное пространство — всего этого отчаянно не хватает регионам. Особенно актуальна проблема для юга России, куда с началом пандемии переехало немало москвичей и жителей Санкт-Петербурга.

Пандемия здорово изменила рабочий уклад. Те, кто раньше протестовал и требовал постоянного присутствия в офисе, смирились с неизбежным. В результате тысячи белых воротничков устремились к морю, чаще всего в Краснодарский край. На набережных в Сочи весь 2021 год обитали представители креативных профессий — дизайнеры, контент-менеджеры, продюсеры, журналисты, рекламщики. Так сформировался временный креативный кластер, настоящее коммьюнити, редкое для курортных городов. Так произошло еще и потому, что город уже был готов к приему столичных гостей. Главной точкой притяжения как туристов, так и временно переехавших жителей крупных городов стала благоустроенная в 2020 году набережная Сочи.

Миллениалы гораздо легче на подъем по сравнению со своими родителями. Диджитализация и стремление к новым впечатлениям изменили восприятие дома, в котором переезд — лишь очередной этап. Дом — это место обитания, вокруг которого должна быть современная инфраструктура и до всего — рукой подать: кафе,  рестораны, парки, детские площадки, магазины, аэропорт.

От центра города к природе

Пожалуй, самая важная характеристика поколения Y — чувства и эмоции для них важнее, чем квадратные метры. Именно поэтому дом или даже шире — среда обитания, в первую очередь, должна приносить ощущение счастья. Как это должен учитывать архитектор? Во-первых, позаботиться о сохранении природной среды, насколько это возможно. При строительстве, как правило, вырубаются все деревья и кустарники на площадке и вокруг нее. Однако взамен уничтоженных насаждений редко появляются новые. Если бы девелоперы изменили эту практику и еще до сдачи дома в эксплуатацию высаживали полноценные сады, жильцы получили бы принципиально другую среду. В отсутствие зелени дворы новостроек выглядят безжизненно и неуютно.

Повторное использование материалов при благоустройстве — еще одно важное решение. Этот тренд давно захватил мир, но в России пока приживается с трудом. Строительный мусор можно и нужно применять при новом строительстве. Например, камень пригодится для дорожек и обустройства клумб на территории, а разбитая цветная плитка без труда превратится в мозаику. Миллениалы охотно подмечают такие детали, поскольку в большинстве своем ценят экологичный подход к созданию жизненной среды.

Стремление быть ближе к природе вообще характерно для поколения Y. Именно поэтому помимо создания парков, важно вписывать новые здания в существующий ландшафт, использовать природные особенности территории, соединять объекты в композиции. В этом смысле дальше всех пошел американский архитектор Питер Айзенман: его Город культуры Галисии в Сантьяго-де-Компостела, включающий шесть объектов: Национальный архив и Галисийскую библиотеку, Центр изучения наследия, Музей галисийской истории, Международный центр искусств и театр на две тысячи зрителей, вырастает прямо из-под земли. Наложив карту старого города на рельеф горы Гаяс, Айзенман гармонично вписал свой проект в окружающий ландшафт и сгладил все острые углы. В Европе подобные методы становятся все более популярными, как и туры в дополненной реальности по таким объектам.

Коль скоро миллениалы так тянутся к природе, почему бы не предложить им новые форматы городского жилья, которые хоть отчасти удовлетворят эту потребность? Самое очевидное решение — сделать на первых этажах квартиры с небольшими участками земли, выделенными под мини-сады. Свой клочок земли с клумбами и барбекю — новое впечатление, удобство, чувство уникальности. Именно так будут строить и проектировать жилые комплексы будущего — ориентируясь на эмоции, которые вызывает не только сам дом, но и окружающее его пространство.