— Расскажи немного об истории появления серии книг «Монологи о бизнесе».

— Первая книга вышла в конце 2016 года, там было собрано 22 интервью девелоперов. Это был такой mix героев — строителей жилой недвижимости – и городской, и загородной. Мы презентовали ее одновременно с книгой для ветеранов строительной отрасли, и это была хорошая идея, так как на мероприятии встретились два поколения строителей: те, кто строил олимпийские объекты к Олимпиаде-80 и высотки Нового Арбата, и те, кто строит жилые дома и загородные поселки сейчас. Было очень тепло и замечательно, классный, живой формат. Да и книжка получилась хорошая. Печатные экземпляры разошлись сразу же, я даже свой авторский экземпляр умудрилась кому-то подарить, забыв, что он последний. Так что у меня осталась только PDF-версия этой книги. Кстати, всерьез подумываю о том, что ее имеет смысл переиздать ограниченным тиражом.

Вторые «Монологи» вышли в 2019 году. Туда мы включили интервью топ-менеджеров консалтинговых компаний преимущественно рынка коммерческой недвижимости. Им было, что вспомнить, ведь все они долгожители на этом рынке. Мало кто знает, что мы собирались сделать и третью книгу, тогдашний мой партнер по проекту (одно из рекламных агентств) закрыл свою компанию и проект временно заморозился, хотя я даже успела взять пару интервью.

— Видимо, пришло время его разморозить. О чем сейчас пойдет речь, и кто примет участие в новом проекте?

— Снова о жилье. Потому что рынок с 2016 года сильно изменился. Оказалось, что для современного девелопмента семь лет – целая эпоха. Появилось такое явление как реновация, льготная ипотека, изменилась и сама система финансирования строительства, активно развиваются госпрограммы, произошло много изменений в технологиях продвижения и продажи недвижимости. Сами компании сильно изменились: выросли, появились новые, а некоторые наоборот ушли с рынка (Urban Group, например). Это уже совсем другой рынок, и сами девелоперы думают по-другому. А поскольку одна из главных целей этого проекта – отображение хронологии развития рынка, то пришел момент зафиксировать и этот этап истории. Чтобы – если тебе это важно –  ты смог и через 10,15, 20 лет взять книжку, посмотреть, как строили, к чему стремились, о чем мечтали.

— Т.е. «Монологи о бизнесе» – это как стоп-кадр? Фотография для истории?

— Можно сказать и так. Тем более, сейчас проект реализуется «на плечах» такого сильного партнера как медиа-холдинг РБК. Очень приятно, что он получит более широкое распространение, а доступ к монологам героев – большее число людей. А по поводу фото, это вообще отдельная эстетика проекта. 

— И все-таки это будут монологи или диалоги?
Первые две книги были монологами, я убирала из интервью все свои вопросы, чтобы оставить читателя наедине с героем, не мешать своими репликами и уточнениями. Но мне говорят, что такой текст получается менее динамичным, его сложнее воспринимать. Так что в новой книге оставим вопросы, если сами собеседники не будут возражать. Это все-таки их «момент славы».

— Вопрос, который, думаю, волнует многих, – по какому принципу подбираются герои?

Это сложная задача. Во-первых, есть цель собрать качественный опыт ТОПовых девелоперов. Не только тех, что больше всех строит, иначе мы должны вычеркнуть всех застройщиков элитки и бизнес-класса, – они не строят миллионами метров. Во-вторых, отдавая дань масштабу столичных игроков, нельзя обойти вниманием регионы. Многие компании на периферии делают гораздо более крутые вещи, чем москвичи, и мы бы хотели подсветить их опыт и историю…

К счастью, у этой задачи есть простое решение. Очень хорошо, что сейчас есть качественные рейтинги, которые позволяют выявить лидеров рынка не только по объемам строительства, но и качеству самого продукта, добросовестности в исполнении своих обязательств и так далее. Вот из этих рейтингов мы берем первые двадцатки и приглашаем их в проект. Конечно, в итоге в книге окажется не все. Кому-то это не нужно в принципе, не интересно или просто сказать нечего. У кого-то оказывается чересчур скромный босс. По-разному бывает. Насильно мил не будешь. Ну и прекрасно, иначе пришлось бы брать интервью у доброй сотни игроков, и вместо приятной книжки у нас бы получился фолиант килограмм на 15. А кому это надо? Правильно, никому.

— Не получится ли, что какие-то лидеры, которые действительно интересны рынку и должны – с нашей точки зрения – остаться в истории, пройдут мимо?   

— Действительно, есть девелоперы, которые сами являются ориентирами и знаковыми фигурами на рынке. Например, вряд ли бы я смогла отказать в интервью тому же Алексею Добашину, хотя если мы посмотрим с тобой на «Крост» – он не входит в рейтинги по объему строительства. Но Добашин – это человек-легенда, у него в голове хранится такое количество информации о рынке, у него свой, интересный взгляд на мир, поэтому мимо его интервью пройти нельзя.

— Но участие в проекте предполагает какую-то плату?  

— В реальном мире такие проекты финансируются за счет средств самих участников и компаний, которым интересна и важна сама идея. Тебе важно и интересно – you are welcome. Если ты хочешь въехать в историю за счет чужих ресурсов – тогда ты проходишь мимо и делаешь свою историю где-то в другом месте. С моей точки зрения, это честно и правильно. Бесплатный сыр помним где? Правильно, в мышеловке.

— А если приходит Мистер Икс, построивший два с половиной дома в Подмосковье и говорит «я готов стать спонсором этого проекта» – ты ему откажешь?

— С Мистером Икс я готова встречаться. А вдруг выяснится, что он реально гений и инноватор? Мы поставим это интервью на РБК, и оно принесет 2 миллиона трафика. Вдруг. Но вот ты реально веришь, что такое возможно? И я нет. Адекватно мыслящие, прогрессивные лидеры компаний – они все на виду. Некоторые так круты, что я всерьез опасаюсь с ними встречаться. Это правда! Я бы хотела, например, чтобы в этой книге поучаствовал ПИК как девелопер. Я вот прямо сейчас осознаю, что крамольные вещи говорю, но все равно скажу, что даже не хочу, чтобы это был Гордеев – мне будет страшно, я буду думать «О боже, это Гордеев, какая ответственность! Не ляпнуть бы какой-нибудь глупости!» Хотя кого я обманываю, я все время боюсь этого, на любом интервью.

— А кто именно от лица компании дает интервью для проекта?
Кто именно из топов будет выступать, обычно это решение мы отдаем на усмотрение компании. Здесь много человеческих моментов – бывает, что гендиректор не любит светиться, боится камер, или, например, компания хочет «подсветить» вопросы финансирования, и тогда имеет смысл брать интервью у спикера, который и уполномочен, и умеет говорить про финансы.

— Уже известно, кто станет героями новых «Монологов» и сколько их будет?

— Как и в прошлых сериях, мы планируем около двадцати спикеров. Первое интервью (с Вениамином Голубицким) уже вышло в РБК, спасибо «КОРТОРС» за оперативность отклика.
Около десяти компаний уже подтвердили свое участие и даже выбрали дату встречи, часть согласовывает формат и размышляет над подходящей темой для монолога. Все эти согласования, кстати, становятся самой трудной задачей: определить тему общения и собрать всех участников в одном месте в одно время. Ведь на интервью, помимо самого героя, часто хотят присутствовать и PR-специалисты компании (подстраховать своего спикера), нужен фотограф, а в случае записи видео-интервью, еще и команда операторов. Это все очень сложные процессы, поотвыкли мы все от очных собраний за пару лет карантинов.

— А представители власти дадут интервью для проекта?
— Мы не сможем без них обойтись, т.к. власть сегодня не только определяет правила на рынке недвижимости, но и является одним из его крупнейших игроков. Поэтому да, и Стройкомплекс Москвы и Минстрой, – станут полноправными участниками проекта.

— Правильно ли я понимаю, что сначала все интервью выйдут на сайте «РБК Недвижимость»?

— Да, в книгу идет полная версия интервью (а это иногда и 30 и 40 тысяч знаков), а сокращенная, публикуется на сайте. Естественно, обе версии согласовываются со спикером, как и положено по всем нормам журналистики.

— А почему ты делаешь именно текстовой формат? И это во времена моды на подкасты, растущей популярности аудио-версий книг и прочее. Не получается ли, что ты упускаешь уникальную возможность сделать проект более масштабный, чем книга?

— В данном случае я думаю о потребностях людей, с которыми делаю интервью. Никто из них не звезда большого экрана и чаще всего – даже не оратор. Не все люди предназначены к большой публичности. Не все умеют сразу четко и корректно выразить свою мысль. То, что легко поправить в тексте, почти не поддается редактуре в аудио, и видео-версиях. Текстовый формат дает спикеру возможность общаться расслаблено, понимая, что в дальнейшем можно будет что-то переформулировать, добавить какую-то информацию. Все же это люди, которые несут огромную ответственность и понимают цену слова. Кстати, мы предлагаем героям возможность сделать видео-интервью – это их свободный выбор, они могут согласиться, а могут отказаться.

— Как ты выбираешь темы для интервью?  

— Обычно я накидываю около 20 опорных вопросов, которые мне кажутся достаточно важными в повестке рынка и актуальными для самой компании. Дальше все зависит от спикера, он может отвечать именно на эти вопросы, а может сконцентрироваться на одной из тем более глубоко, и я составлю дополнительные вопросы именно по этой теме. К слову, никто и никогда в книге «Монологи о бизнесе» не будет говорить об успехах своей собственной компании, т.е. это не собрание «историй успеха» о том, какие все замечательные. Для этого в книге существует специальная страничка, которая называется «справка о компании», все успехи компании автоматически отправляются туда. В интервью мы говорим о рынке, о трендах, о продукте, о маркетинге, – о сотнях разных вещей. Иногда даже о любви.

— А на какие твои вопросы спикеры отказываются отвечать? Или отвечают, но говорят «это не для печати»?

— У меня нет задачи поставить спикера в неудобное положение, вытащив из него информацию, которую он не хочет афишировать. Задача этого проекта совсем иная, какой тогда смысл погружать человека в неприятную для него ситуацию? А если мне хочется задать вопрос, который так скажем, будет не очень приятен для спикера, то я найду форму, в которой он сможет ответить на этот вопрос обезличено. Я в этом диалоге – соучастник и помощник, а не провокатор.

— Когда идея «Монологов» была на старте, ты говорила, что интервью должно быть только личным, не по видео-связи. Но это же сложнее, времени требуется больше…

— Вопрос то в том, насколько важна личная встреча для интервью. Я считаю, что это обязательно, поэтому и люблю сам жанр. Личная встреча с гендиректором компании априори означает, что ты встречаешься с очень интересным человеком, ну не может он быть неинтересным, раз добился такого высокого положения в компании. И лишь при личной встрече можно почувствовать энергетику человека, помочь ему раскрыться и быть искренним. Нет, друзья, никакой Zoom этого не заменит, поэтому нет, не передумала. Продолжаю встречаться лично.

— Аудитория читателей этого проекта, какая она? Кто те люди, которым будет интересна эта книга?

— Это не детектив и не беллетристика, это b2b, деловая книга, ее имеет смысл прочитать людям, которые профессионально работают на рынке. Финансистам, строителям, тем, кто занимается маркетингом, тем, кто связан с продажами недвижимости и т.д., – тут целый конгломерат профессий и людей, вовлеченных в отрасль. Вопрос в том, хотят ли эти люди развиваться и понимать, что происходит на рынке. Если им это нужно – книга, я очень надеюсь, им будет интересна и полезна.

— Где можно будет купить «Монологи» и когда, соответственно, они будут опубликованы?

— Мы будем ставить книгу на библио-маркетплейсы, где ее можно будет скачать, а можно и заказать бумажную версию, у многих площадок имеется такая функция. Пока планируем сделать тираж печатной версии книги 500 шт., 200 из которых – презентационные экземпляры для спикеров, а остальные останутся у РБК, их мы будем распространять на профильных деловых мероприятиях медиа-холдинга, дарить нашим партнерам. По срокам выхода точной даты пока нет, сейчас идет сбор контента и до конца весны там работы еще очень много будет. Так что думаю, реальный срок – выпустить «Монологи» в августе. Возможно, прямо ко дню строителя. Думаю, это будет самый правильный информационный повод собрать героев проекта в формате делового мероприятия, а потом «пощупать» и обсудить книгу под бокал шампанского.

Подробнее о проекте «Монологи о бизнесе»: https://www.presscentr.rbc.ru/monologi_bizness