Любой кризис обычно вызывает оптимизацию издержек, компании, пытаясь остаться на плаву, избавляется от тех сотрудников, без которых может обойтись. Последние полгода были непростыми для многих бизнесов и привели как к увольнениям, так и к сокращениям зарплат и бонусных выплат. Но есть и те, кто все же нашли выход, как можно сохранить и команду, и мотивацию, «несмотря на ситуацию», а редакция журнала REPA постаралась собрать такие позитивные кейсы.

Реальность самоизоляции: чаепития, мозговые штурмы и обучение

Начнем с того, что российский рынок недвижимости пережил период самоизоляции относительно спокойно, во всяком случае, ни девелоперские, ни риэлторские компании массово сотрудников не увольняли. «Большая креативная команда «Сити-XXI век» из ситуации выходит с гордо поднятой головой и в полном составе. Удаленную работу мы практиковали и ранее, поэтому были к ней технически и морально готовы. У нас получилось оперативно перестроиться на новые рельсы без потери сотрудников и эффективности работы департамента», — рассказала Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту «Сити-XXI век». По ее словам, даже комьюнити-менеджеры работали и были востребованы: из оффлайн-формата их активность перешла в онлайн, да и в целом команда оказалась «высоко замотирована».

Аналогичные истории рассказывают и другие участники рынка. Они отмечают, что в период самоизоляции команды стали работать более эффективно. «Мы не ощутили на себе никаких негативных изменений, наоборот ― эффективность многих сотрудников в новых условиях даже повысилась, причем без строгого контроля со стороны руководства. Созвониться и обсудить какую-то задачу в режиме онлайн-чаепития или устроить мозговой штурм за бокалом вина ― такой необычный формат понравился многим и даже еще сильнее сплотил коллектив», — поделился генеральный директор Ikon Development Антон Детушев. Он также добавил, что в компании не только никого не сокращали, но и не планируют, а также продолжала работать еженедельная программа корпоративного обучения в онлайн-формате.

Более того, многие опрошенные редакцией компании отмечали, что даже благодарны кризису и режиму самоизоляции, так как за этот период было в авральном порядке сделано очень многое из того, что откладывалось «на будущее». Некоторые услуги были переведены в онлайн-режим, а также разработаны новые клиентские сервисы, проводились семинары и программы и проч. Многие компании запускали программы для обучения сотрудников, обсуждали на семинарах и конференциях технологии продаж, внедрение онлайн-услуг и прочие рыночные темы.

Хэдхантинг, сокращения и мотивация

Совсем без сокращений не обошлось, нештатная ситуация хорошо продемонстрировала реальные отношение между руководством и сотрудниками, обострила старые проблемы, и в результате многие высококлассные специалисты задумались о смене работодателя. И этим воспользовались их коллеги. Например, агентство Homeapp сокращения в других компаниях использовало с пользой для себя. «Мы продолжали активно набирать команду во все департаменты – продажи, маркетинг, IT, юристы и финансы. Сокращения в других компаниях мы использовали с пользой для себя, выбирая лучших в свою команду. Например, я очень долго искала smm-менеджера и нашла как раз во время пандемии», — поделилась Анна Нехорошева, PR-директор технологичного агентства Homeapp.

В сегменте коммерческой недвижимости ситуация, безусловно, была более напряженной, и руководству пришлось принимать непростые решения. Многим пришлось сокращать и зарплаты, и бонусные выплаты, но удалось это сделать разумно, сохранив команду. Например, урезав оклад, пообещали выплатить «недоплату» полностью после стабилизации ситуации. «В период пандемии нам нужно было минимизировать собственные фиксированные затраты, поэтому мы снизили зарплату сотрудникам от 30% до 45%. Но договаривались, что сотрудники получат разницу в том случае, если к концу года у нас будет три рабочих коворкинга. Это было сделано, чтобы сохранить команду. Это лучше сокращений, ведь команда — одна из наших главных ценностей», рассказал Антон Утехин, CEO сети коворкингов NAMES.

По его словам, время самоизоляции компания использовала для борьбы за оставшийся трафик целевой аудитории, понимая, что только это позволит сохранить выручку в дальнейшем. Например, был запущен такой продукт, как карта сообщества NAMES, по которой можно было получить доступ ко всем онлайн и оффлайн-мероприятиям для резидентов; курсам, которые проводили партнеры, а также получить скидки на образовательные программы и сервисы для бизнеса. «Мы понимаем, что созданное нами сообщество – одна из важнейших ценностей коворкинга, поэтому своей задачей видели сохранить лояльных клиентов компании, чтобы после выхода из кризиса они вернулись в наше пространство», — уточнил Антон Утехин.

«Хотя бы выдать справку»

Возникали и ситуации, когда компаниям приходилось кардинально решать проблемы, и закрывать бизнес, как минимум, официально, то есть перерегистрировать юрлица, увольнять сотрудников и т.д. Публично рассказывать о таких историях, конечно, никто не готов, но журналу REPA удалось неофициально пообщаться с представителями нескольких фирм. «Нас серьезно подвели заказчики, и было принято решение закрыть компанию. Я из собственных средств выплатил сотрудникам все долги по зарплате, дал рекомендации, а некоторых постарался устроить в дружественные фирмы», — рассказал гендиректор одной из подрядных организаций, работающей на рынке недвижимости. Он надеется, что при нормализации ситуации ему снова удастся собрать свою команду.

По словам владельца другой компании, также попавшего в сложную ситуацию, он был вынужден сократить зарплату сотрудникам, а некоторых отправить в неоплачиваемые отпуска. «Тем, у кого были кредиты или квартиры в ипотеку, мы выдали все необходимые документы, чтобы люди могли взять ипотечные и кредитные каникулы, и получить отсрочку в выплатах до того момента, пока они не найдут новую работу», — рассказал спикер.

Еще в одной компании рассказали о том, что стараются помогать своим партнерам и контрагентам, чьи дела за последние полгода ухудшились. «У нас несколько подрядчиков зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, и они обращались с просьбой перенести выплаты по уже выполненным заказам на более поздние сроки. Им это было нужно для того, чтобы зафиксировать снижение дохода в справке 2-НДФЛ именно в период карантина и получить возможность отсрочить выплаты по кредитам», — объяснил владелец бизнеса. Он надеется, что это поможет их давнему партнеру сохранить бизнес, и пережить сложные времена.

Испанский опыт

Можно констатировать, что пока российский рынок недвижимости в общей своей массе неплохо адаптируется к переменам, вызванным пандемией и кризисом. А о том, как переживают  карантин коллеги в Испании, читайте в комментарии Яна Вайнрух, генерального директора компании Alegria, девелопера и агентства недвижимости, работающего на побережье Коста-Бланка.

Ян Вайнрух, генеральный директор компании Алегрия (Торревьеха,Испания):

Пандемия, которая в Испании протекала очень жестко, внесла серьезные коррективы в работу рынка недвижимости. Несмотря на это, наша компания с самого начала карантина и полного закрытия международных границ, не стала отказываться ни от сотрудников, ни от клиентов.

Как только был объявлен режим самоизоляции, мы перевели персонал на удаленную работу с полным сохранением всех выплат. Нам было легче, чем российским коллегам, так как правительство Испании оказало неоценимую помощь бизнесу, оплатив 75% фонда оплаты труда сотрудников компании во время всего периода карантина. Конечно, сперва доходы резко снизились, но потом ситуация стабилизировалась. После временного периода финансовых убытков компания начала выходить в прибыль с увеличением продаж, и выплаты сотрудникам уже шли с прибыли компании и ее фондов.

Когда все сотрудники оказались заперты по домам в изоляции, очень важно было поддерживать командный дух. Мы создали чат, где каждый мог делиться проблемой, получить консультацию и моральную поддержку. В нашем бизнесе главный актив — это сплоченная команда профессионалов, и терять их непозволительная роскошь. Я горжусь, что не только сохранил команду в период, когда части рынка, к сожалению, пришлось закрыть свой бизнес, сократить штат или урезать зарплату сотрудникам, но даже увеличил его на три человека. Сейчас часть сотрудников уже вернулась в офис, остальные трудятся из дома.

Я верил в то, что кризис – это не только испытание, но и новые возможности. И хотя в первые две недели трафик запросов просел на 40%, мы быстро сориентировались, адаптировались и даже увеличили обороты. Наша компания ввела новые услуги для своих клиентов. В период пандемии мы переключились на дистанционные каналы продаж, делали акцент на продвижение консультационных услуг, провели несколько успешных онлайн-марафонов на разные темы, но при этом не сократили рекламные бюджеты.

Вебинары и онлайн марафоны показали отличные результаты по продвижению консультационных услуг, таких как оформление ВНЖ, медицинский туризм, всевозможные виды страхования и подбор образовательных учреждений. Помимо этого, наша компания активно организовывала виртуальные туры для клиентов, внедрила технологии дополненной реальности, которые позволяют покупателю детально ознакомиться с объектом внутри, осмотреть окрестности, фасады. Результатом всех этих действий стали дистанционные продажи. В итоге за время пандемии нам удалось увеличить трафик запросов вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дистанционно мы продали около 20 квартир, не прекращалась и продажа сопутствующих услуг.

Сейчас эксперты прогнозируют вторую волну Covid-19, но нас это не пугает, поскольку наша компания уже имеет четкие установки и алгоритм действий в кризисных ситуациях. Мы продолжим работу в полной команде, при этом сохраним акцент на развитии новых услуг и инвестиций. Благодаря отложенному спросу, активной работе в период карантина всей команды, мы ожидаем рост продаж после полного открытия границ.

Автор статьи: Татьяна Рютина