Почему платежеспособная аудитория покидает престижные районы
Уходят в прошлое былые привычки и традиции ездить раз в неделю за покупками в огромные ТРК и встречаться с близкими и друзьями в центре (как, например, в Петербурге на знаменитой «ресторанной» ул. Рубинштейна). Высокий ритм мегаполиса подталкивает современного горожанина более рационально планировать свое свободное время. Времяпрепровождение в гигантских ТРК стало делом вкуса «любителей». При этом все больше людей предпочитают ходить за покупками в небольшие магазинчики и назначать встречи в интересных авторских кафе или ресторанах, практически не отходя от своего дома, не тратя время и нервы на дорогу и поиск парковки в центре.
С появлением первых качественных жилых комплексов запрос петербуржцев на современную городскую среду в спальных районах стал более выраженным, а для застройщика – более осознаваемым. И если поначалу коммерция формата street retail формировалась в жилых кварталах по остаточному принципу, то сейчас это уже обязательный атрибут практически каждого проекта, и девелоперы тщательнее подходят к проектированию, изначально продумывая помещения под разнообразный бизнес.
Этот симбиоз интересов вылился в новое для рынка недвижимости явление: современные жилые комплексы притягивают к себе требовательную аудиторию, готовую платить за качественно новый уровень жизни, где у людей есть все необходимое в шаговой доступности. Это может быть коворкинг для работы фриланс, авторский ресторан, уютная кофейня или модный формат мини-фитнес-клуба. Одновременно с этим некогда престижные спальные районы начинают терять свое былое очарование.
Новая география
Подобные процессы медленно и постепенно начинают возникать в районах, сконцентрированных возле таких станций метро, как, например, «Гражданский проспект», «Академическая», «Озерки», «Звездная». В советское время эти места были довольно популярны благодаря, во-первых, однородному социальному составу – здесь жила преимущественно интеллигенция, – во-вторых, развитой инфраструктуре общественного транспорта. Отдельного внимания заслуживает Московский район и локация вокруг станции метро «Автово»: здесь располагались «сталинки», которые не ставились ни в какое сравнение ни с «хрущевками», ни с «брежневками», ни с домами «137-серии» по доступному в те времена уровню комфорта, что также обуславливало популярность этих мест.
Сегодня же платежеспособная аудитория меняет место жительства, выбирая те проекты и локации, где их представления о комфорте соотносятся с реальностью. Яркий пример – проспект Медиков в Петроградском районе. Когда-то это был абсолютно непривлекательный район, несмотря на довольно удачные локационные характеристики. Несколько лет назад здесь было реализовано несколько качественных проектов, которые привлекли внимание современной, прогрессивно мыслящей аудитории. Подобными центрами притяжения сегодня стали Приморский район, включая район Каменки, Южно-приморская часть Петербурга, а также «серый пояс» Петербурга, где девелоперы активно реализуют проекты редевелопмента, в частности в локациях возле метро «Фрунзенская», «Черная речка», на Выборгской стороне, Октябрьской набережной.
А что хочет бизнес?
Под бизнесом имеются в виду как девелоперы, так и коммерсанты, ищущие интересные места. Стремление для первых – создать качественный и востребованный продукт. По-другому на конкурентном рынке выделится невозможно. Продукт же, в свою очередь, определяется спецификой локации и уже сформированного в ней окружения.
Для собственников и арендаторов коммерции выбор помещений в новых жилых кварталах продиктован, в первую очередь, необходимостью приблизиться к будущим потребителям своих услуг. В этой логике современные качественные дома со своими такими же современными жителями с активной жизненной позицией и запросом на актуальные форматы сервисных услуг и досуга – практически беспроигрышный вариант. Таким образом, создается эффект «взаимного притяжения», когда качественная аудитория притягивает современный бизнес, который, в свою очередь, притягивает новую аудиторию.
Далеко не каждое встроенное коммерческое помещение подходит под специфические требования бизнеса. Помимо ряда базовых критериев – правильные пропорции, достаточность естественного освещения, отсутствие несущих стен, есть и специфические, удовлетворить которые способен далеко не каждый объект. Например, для медицинского центра – это соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, а для ресторанов и кафе – качество вентиляции и электрические мощности.
Тем не менее, тренд устойчиво формируется, а значит, уже через пару-тройку лет абсолютно все потребители будут требовать в приложение к функциональной планировке и базовым функциям современного дома еще и современную инфраструктуру жилого комплекса, наличие или отсутствие которой станет ключевым при выборе нового жилья.