Проектирование вертикального транспорта: как избежать многомиллионных потерь

Ошибки при проектировании и строительстве лифтов могут привести к серьезным последствиям: несбалансированному пассажиропотоку, снижению пропускной способности, затратам на переделки, формированию негативного восприятия всего здания в целом. В данном материале разберем типовые ошибки при проектировании лифтов и эскалаторов в офисных зданиях и торговых комплексах и дадим рекомендации, которые помогут избежать избыточных затрат.
Ошибка первая: неверный расчёт пропускной способности
На этапе проектирования важно правильно рассчитать ключевые параметры, которые позволят обеспечить необходимую пропускную способность лифтов: сюда входят количество единиц оборудования, расположение вертикального транспорта в здании, скорость движения и пр.
Неверно подобранные характеристики или отсутствие системы распределения потока пассажиров (DDS) могут доставить неудобства пользователям, обернувшись долгим ожиданием, длительными поездками с остановками на каждом этаже, переполненными кабинами.
Предварительное проведение трафик-анализа позволит точно определить необходимые параметры подъёмного оборудования (в том числе количество, грузоподъемность и скорость), чтобы сократить время ожидания для пассажиров и сделать перемещение людей в здании максимально удобным и комфортным.
Мы анализируем предполагаемую нагрузку на лифты. Для этого учитываем площадь здания, его назначение, среднее заполнение по этажу, пиковые часы и направление движения людей. Все это поможет в дальнейшем сбалансировать пассажиропоток в высотке.
Выдержка из расчётов пропускной способности лифтов на объекте «Группы ЛСР» на ул. Обручева (г. Москва).
Наша рекомендация: правильно рассчитайте пропускную способность лифтов в офисном здании, для этого проведите предварительный трафик-анализ.
Ошибка вторая: позднее проектирование
Одна из частых ошибок, которая приводит к колоссальным затратам в дальнейшем, — проектирование здания без учёта необходимых требований к лифтам и эскалаторам.
При проектировании здания без понимания лифтовой специфики могут возникнуть следующие сложности:
-
Количество, расположение и размер лифтовых шахт может не отвечать назначению здания и требованиям пожарной безопасности;
-
Неверное проектирование может привести к необходимости резки и усиления проёмов и дорогостоящей реконструкции здания, например:
-
заложенные в проект дверные проемы могут быть объективно невыполнимы для производителей лифтов;
-
ошибочно могут быть запроектированы слишком маленькие приямки или верхние пространства шахт, что заставит применить более дорогое оборудование или провести технологически сложную реконструкцию здания;
-
нередки случаи, когда на объектах коммерческой недвижимости приходится добавлять целые эскалаторные группы, что предполагает усиление и резку проёмов, переделку этажных площадок, работу с силовыми сетями, перекладку низковольтовых кабелей и, как следствие, значительные финансовые затраты.
Наша рекомендация: при проектировании офисного здания еще на старте учитывайте специфику монтажа и эксплуатации лифтов и работайте с компаниями-генподрядчиками, которые выполнят работы «под ключ» и помогут избежать ошибок при подборе оборудования, проектировании и монтаже вертикального транспорта.
Ошибка третья: игнорирование специфики панорамных лифтов
К важным характеристикам лифтов в торговых и бизнес-центрах сегодня относят и эстетические. Стеклянные стены с одной или с нескольких сторон кабины, отделка лифтов дорогостоящими материалами — всё это важно для повышения статуса объекта.
Одним из трендов последнего десятилетия стало использование в ТЦ и бизнес-центрах панорамных лифтов. Однако данные лифтовые конструкции требуют особого подхода в проектировании, а ошибки могут привести к серьёзным последствиям:
-
Искаженному визуальному восприятию лифта из-за неверного расположения конструктивных элементов;
-
Непродуманному размещению оборудования на крыше кабины, нарушающему эстетический облик лифта;
-
Использованию неподходящего остекления и ограждающих конструкций, ухудшающих внешний вид лифта или создающих сложные условия для монтажа.
Детальная проработка таких элементов, как цвет кронштейнов и симметрия конструкций, помогает интегрировать панорамный лифт в архитектурную концепцию здания, сделать доминантой открытого пространства или, наоборот, замаскировать лифты.
Остекление также может быть разным: в рамах или с точечным креплением, с использованием рутелей, шпилек или спайдеров в различных вариациях. Стекло может иметь различные визуальные эффекты: матирование, тонирование, разную степень светопропускания. Пояса шахты лифта можно скрыть за перекрытиями, а саму шахту — сделать максимально воздушной, убрав металлическое обрамление дверей и заменив откосы на стеклянные.
Наша рекомендация: не бойтесь использовать панорамные лифты в торговых и бизнес-центрах, однако при проектировании учитывайте технические и эстетические нюансы.
Вид из кабины панорамного лифта в ТРК «Галерея» (Лиговский пр-кт, г. Санкт-Петербург).
Ошибка четвёртая: неверный подбор остекления
Стеклянные кабины и элементы шахты при проектировании требуют особого внимания. Ошибки в расчётах могут привести к нежелательным последствиям:
-
чрезмерному утяжелению конструкции из-за неправильного подбора толщины стекла, что приведёт к перегрузке несущих элементов, повышенному износу оборудования, росту эксплуатационных затрат, а также вибрациям, шуму и снижению комфорта для пассажиров;
-
сложностям в монтаже при несоответствии габаритов остекления шагу расстановки балок;
-
нарушению симметрии фрагментов, влияющему на эстетику объекта.
Кроме того, важно учитывать вес стеклянных панелей, их светопропускные характеристики (матированные, тонированные варианты), а также систему крепления (рутели, шпильки, спайдерные конструкции). При установке крупногабаритных стеклянных лифтов рекомендуется предусмотреть дополнительные точки крепления.
Наша рекомендация: только комплексный подход позволит создать безопасную и гармоничную стеклянную лифтовую конструкцию.
Остекление шахты панорамного лифта в ТЦ «Вешняки» (Вешняковская ул., г. Москва).
Ошибка пятая: невнимание к эстетике металлокаркасных шахт
При проектировании металлокаркасных шахт важно учитывать не только прочность конструкции, но и её визуальное восприятие. Распространённые ошибки:
-
Оставленные на виду пояса шахты (горизонтальные элементы каркаса), нарушающие эстетический облик;
-
Неверный подбор точек крепления лифта, влияющий на симметрию и визуальное восприятие шахты;
-
Недостаточное внимание к качеству обработки стыков и швов металлического каркаса или видимых балок;
-
Применение профиля шахты избыточного размера, вследствие чего конструкция смотрится тяжеловесно, а стоимость материалов возрастает.
Наша рекомендация: современные решения позволяют минимизировать визуальную нагрузку — использовать стеклянные откосы, скрывать элементы крепления, подбирать цвет металлоконструкций в соответствии с интерьером здания.
Итог
Проектирование вертикального транспорта — это не просто расчёт количества лифтов и их грузоподъёмности, а сложный технический процесс, требующий понимания множества архитектурных, инженерных и эксплуатационных аспектов. Работа с профессионалами поможет заранее учесть нюансы здания, выбрать оптимально подходящее оборудование и грамотно вписать его в объект, избежав дорогостоящих ошибок и обеспечив комфортное и безопасное перемещение людей в торговых и бизнес-центрах.