Валерий Глазырин: «Искренность и взаимный интерес - слагаемые успеха в соцсетях!»
Директор агентства i-Public участвовал в разработке и поддержке более 100 веб-сайтов. В том числе первой, второй и третьей версии сайта REPA.
Директор агентства i-Public участвовал в разработке и поддержке более 100 веб-сайтов. В том числе первой, второй и третьей версии сайта REPA.
— Валера, почему на сайте твоего агентства i-Public отдельной строчкой прописано, что вы не работаете с алкогольными и табачными брендами?
— Это моя внутренняя нравственная установка. Заниматься табаком и алкоголем мне не очень приятно. Они убивают здоровье людей. Можно, конечно, было бы продвигать вина, коньяки — если б у нас в стране была культура пития спиртных напитков. Но для нашего народа пьянство – это большая проблема. Особенно в глубинке…
— А какое тебе дело до людей в глубинке?
— Это моя личная позиция. Много людей спивается, умирает от водки! Очень сильно об этом спел Игорь Растеряев:
«Себе такую дорогу
Ребята выбрали сами,
Но все же кто-то, ей Богу,
Их подтолкнул и подставил».
И вот после этого просто рука не поднимается пиарить алкоголь, как будто я сам их подставляю и подталкиваю…
— Понятно. А вот еще на сайте твоего i-Public так же бескомпромиссно сказано, что «при работе с социальными медиа мы не используем спам-методы»…
— Спам – это неэффективно. Спам используют те, кто не умеет работать или пытается показать заказчику большие цифры в отчетах, например, привлеченной в группу аудитории. Но если заниматься продвижением товара/услуги/бренда стратегически, то спам бесполезен – он не работает и не позволяет достичь ни одной правильной цели с точки зрения коммуникаций.
— А все-таки i-Public — это создание сайтов или продвижение в интернете?
— Наше агентство молодое и при его создании логично было в основу положить то, в чем сильна наша компетенция. Сейчас у нас два ключевых направления работ – это маркетинг в интернете (в первую очередь в соцмедиа) и создание web-сайтов. Постепенно в планах расширение спектра услуг, цель – полноценное digital-агентство.
— Известно, что твоими руками построен и сайт REPA. Кстати, как ты оказался в Ассоциации?
— В REPA я почти с самого начала. На тот момент я работал в холдинге, занимающемся градостроительным проектированием (Институт экологии города) и мне было интересно наладить связи с коллегами по отрасли. Однажды я пришел на одну из таких встреч специалистов по PR и маркетингу в сфере недвижимости.Собственно, самой REPA тогда еще не было, а были дружеские неформальные встречи коллег по рынку. И вот как раз на одном из собраний я стал свидетелем, того, как REPA оформилась в структуру – собравшиеся приступили к обсуждению и решению организационных вопросов. Я почти сразу понял, что новой ассоциации нужно интернет-представительство и зарегистрировал домен а также сделал пилотную версию сайта, где анонсировались первые мероприятия. Впоследствии помимо поддержки сайта я вел и базу участников. Спустя некоторое время, когда у ассоциации случился небольшой ребрендинг, я сделал вторую версию сайта REPA – черно-желтую. А та, что существует в настоящее время, – это уже третий вариант интернет-представительства Ассоциации.
— А вот давай, как интернет-специалист и участник REPA, охарактеризуй рынок недвижимости в интернете.
— Недвижимость проявляет свой консерватизм, поэтому многие интересные интернет-штуки приходят с опозданием. Вместе с тем, многие компании обладают очень крутыми сайтами, но вот в плане социальных медиа – все очень скучно и неразвито…
— А почему такой провал с соцсетями?
— Квадратные метры – это дорогие лоты и активность в соцмедиа напрямую на их продажи не влияет, хотя, конечно, дает косвенный положительный эффект. Вообще, социальные сети хорошо работают там, где есть какой-либо массовый продукт или услуга, а также при продаже hand-made вещей. Понятно, что не стоит рассматривать соцмедиа как панацею – это, скорее, дополнительная опция, которую можно интегрировать в рекламную и маркетинговую активность. Для того чтобы этот инструмент общения эффективно работал, ты должен предлагать аудитории интересный контент. При этом немаловажно быть искренним. Искренним и интересным…
— Искренность и интерес — это и есть, по твоей версии, слагаемые успеха в соцсетях?
— Да! Если ты веришь в то, что говоришь, и при этом искренен и честен, то все это вместе взятое — сильный инструмент воздействия!
— А почему, занимаясь пиаром, ты выбрал услуги по интернет-коммуникации?
— Интернет — мое давнее хобби, с конца 90-х годов. Причем я любил не просто блуждать в мировой паутине, а разбираться, как и что устроено в интернет-бизнесе. Впоследствии я вплотную занялся сайтостроительством. Интернет, вообще, очень интересная среда для пиарщика. Здесь нужны одновременно и хорошая техническая база, и гуманитарные знания. А также умение слушать, понимать людей, способность зажигать общение, сплачивать в сообщество…
— А ты, кстати, на кого учился – «техника» или «гуманитария»?
— Мое первое образование — металлургическое. Я — инженер по специальности «Обработка металлов давлением». Причем после первого образования я сразу получил и второе – «Экономика и управление на предприятиях черной металлургии». А моя дипломная работа называлась «Бизнес-план производства кованых автомобильных дисков»…
— Вообще, металлург – хорошая конкретная мужская специальность. Но металлург-пиарщик — я такого еще не встречал…
— Пиар — он разноплановый и это одна из функций управления. И потом, я никогда не говорил, что, к примеру, хорошо пишу тексты! Но я могу спланировать коммуникационную деятельность, реализовать тот или иной проект, четко вижу этапы работ. В пиаре я больше занимался управлением проектами, зачастую поднимаемыми «с нуля»…
— И все-таки, в какой момент металлург переквалифицировался в пиарщика?
— Уже на 3 курсе университета я устроился подрабатывать агентом в рекламное агентство, обзванивал клиентов, ездил на встречи. Со временем дорос до менеджера агентства, а потом и до директора рекламного агентства. В один из моментов развития РА пришло понимание, что надо создать PR-направление – это тренд, это перспективно, и главное это очень интересно — и я этим занялся. Таким образом, в сфере PR я с 2001 года – на разных позициях, в разных компаниях. В том числе работал исполнительным директором Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), в аппарате Государственной Думы РФ.
— Ничего себе! Почему же ты бросил надежную работу по найму в компаниях — и особенно в аппарате Госдумы — и ринулся в нестабильность бизнеса? Сейчас, может быть, ты был бы уже депутатом и российский народ за тебя голосовал на выборах?
— А у меня постоянно были мысли о своем деле. Еще на заре своей PR-деятельности я уже был директором небольшого рекламного агентства, так, что с психологической точки зрения открыть и руководить фирмой — здесь проблем для меня не возникло. Более того работать на себя мне гораздо комфортнее и интереснее – ты можешь развиваться куда хочешь и в том темпе, в котором сам хочешь и можешь.
— А вот название — i-Public… В одном ряду с iPad, iPhone – ты фанат продукции Аррle?
— Нет, просто буква «i» – это ассоциация с интернетом…
— Ладно, вернемся в интернет. А ты мог бы, как специалист, спрогнозировать тренды развития интернета/соцсетей в ближайшем будущем?
— Интернет – есть и останется в обозримой перспективе самым быстрорастущим каналом коммуникации. При этом люди будут тратить все больше времени на интерактивное общение с другими людьми и все меньше времени на просмотр контента с обычных сайтов.
SMM (Social Media Marketing) все прочнее будет закрепляться как строчка рекламных и маркетинговых бюджетов — расходы на социальные медиа у брендов и компаний стабильно растут и это долгосрочный тренд. Компании вынуждены будут перестаивать свое мышление – мы вступаем в эру социальной коммерции, когда сообщества в социальных медиа будут влиять на новые продукты и услуги. Очень большая доля компаний уже так или иначе мониторят блоги, соц.сети, форумы. Можно ожидать в ближайшее время активный переход от наблюдения за информационным полем социальных медиа к проактивной работе с ним – двухсторонним коммуникациям, созданию брендированных страничек и сообществ, генерации контента брендами, активациям пользователей…
Но когда большинство компаний придет в социальные медиа неизбежно развернется настоящая битва за внимание пользователей. Уже сейчас мы все страдаем от избытка контента. Хорошим решением для тех брендов, кто захочет выделиться, станет не попытка привлечь внимание к себе и своей страничке, а создание тематических агрегаторов контента (специальных удобных сервисов для структурирования и поиска пользователями некой информации по какой-то теме).
Еще один важный тренд – геосоциальные сервисы и мобильный маркетинг: ожидается активнейшее развитие сервисов, которые будут объединять пользователей на основе их местоположения, позволяя им общаться через приложения на мобильных телефонах. Ведь мобильные устройства – это гаджеты с выходом в социальные медиа, которые находятся с нами круглосуточно!
— Что еще ждет пользователей?
— Окончательное стирание границы между СМИ и социальными медиа — журналистика больше не уникальна. Можно спорить о том, лучше или хуже блогосфера справляется с распространением информации, но факт в том, что альтернатива создана — функции СМИ перехвачены блогосферой.
Другой тренд — это уже почти полная открытость личной жизни в интернете. Сейчас в интернет выкладывается невероятно много очень личного и даже самокомпрометирующего, что, кстати, рано или поздно приведет к новому тренду на закрытие своего личного пространства, когда наступит «похмелье» от чрезмерного обнажения себя перед всеми.
— Про «похмелье» — ты говорил, что не занимаешься алкоголем потому, что не хочешь подсаживать людей на спиртное. А я наблюдаю, что соцсети — это тоже в некотором роде зависимость, на них тоже конкретно так подсаживаются …
— Не совсем верное сравнение. Соцсети — это все же просто среда общения. Раньше могли при свечах проболтать целый вечер, сейчас сидят «Вконтакте», в онлайне. Это не убивает, по крайней мере 🙂
— Ну хорошо, а вдруг ты работаешь на подключение людей к «Матрице»?
— «Матрицу» посмотрел в свое время с интересом. И снято хорошо, и есть философский подтекст. Но я не вижу связи со своей работой. В фильме, «Матрица» – это мир-обманка, навязанный сон. Современные соцсети (web 2.0) – это контент, генерируемый самими пользователями, то есть это мир самих пользователей. А уж пристрастились пользователи к общению или нет – это другой разговор.
— Давай представим соцмедиа web 3.0.
— Думаю, что это будет некая платформа или набор новых технологий, в которой мы из коммерческой коммуникации сможем сделать соцмедийную, то есть своих клиентов, уже по факту лояльных бренду, сделаем собеседниками – в противоположность сегодняшней агрессии брендов, когда наоборот собеседников стараются сделать своими клиентами. В такой системе рост продаж будет обеспечиваться не только лояльностью, но и расширением базы путем совмещения с базами смежных компаний-партнеров. Создав пул из смежных по бизнесу компаний (клиентские базы которых формируют общую аудиторию, которая достаточно велика и хорошо тематически заточена), можно создать очень обширное и главное изначально лояльное сообщество.
— А я думал, что развитие сетей будет идти в сторону совершенствования доступа к каждому отдельно взятому человеку…
— Развитие идет в разных направлениях. И совершенствовать доступ к человеку особо не надо – и так уже почти у каждого мобильный телефон и доступ в интернет – эти процессы идут активно сами по себе и на них повлиять напрямую нельзя.
— Телефон — это все не то. А вот имплатировать USB-разьем в тело, чтобы оперативно закачивать нужные файлы — это да! Ты бы пошел на такое усовершенствование? Мне кажется, это удобно не только для интернет-специалиста…
— Ну, это фантастика! И я бы не пошел на это!
— Уже не фантастика. А почему не пошел бы – не хочешь повысить личную эффективность?
— Сейчас интернет – это мое хобби и бизнес, но не моя страсть. Рано или поздно я бы хотел начать жить более уединенно внутренне, умиротворенно и созерцательно. Например, стать фотографом-путешественником, ездить по миру, фотографировать храмовую архитектуру. Ну и вести об этом небольшой блог, пожалуй
Донат Москалев
Справка REPA:
Глазырин Валерий, директор цифрового агентства i-Public.
Член правления REPA.
Член РАСО (Российской ассоциации по связям с общественностью).
Опыт работы в PR, GR и рекламе – 15 лет.
За последние 10 лет участвовал в реализации и руководил десятками PR-кампаний и кампаний по лоббированию интересов в профессиональных сообществах, которые поддерживались интернет-технологиями.
N.B: Смотреть презентацию Валерия Глазырина «Продвижение недвижимости в социальных медиа»