Состоялся круглый стол «Коворкинги как общественное пространство города»
26 мая в рамках форума Business&Design Dialogue прошел круглый стол «Коворкинги как общественное пространство города». Организатором выступила ассоциация профессионалов рынка недвижимости REPA, соорганизатором – Ассоциация инвесторов Москвы.
Александр Колодезный, руководитель центра по развитию коворкингов ГБУ «Малый бизнес Москвы» открыл мероприятие, рассказав об инициативах властей.
Самой главной идеей является самозанятость. Вторая идея — дать возможность попробовать предпринимателям или хотя бы просто физлицам вступить в бизнес. В чем прелесть коворкинга? Это формат, который можно попробовать, втянуться и остаться в нем на всю жизнь. Предположим, вы фрилансер или менеджер, а это две основные категории, которые перерастают в свой бизнес. Фрилансер ведет бизнес, но он не формализован, менеджер знает, как вести бизнес, но у него нет своей идеи, ему нужно ее придумать или почерпнуть у коллег, которые находятся рядом. Правительство Москвы организует такие площадки вовлечения.
Год назад на рынке труда была определенная проблема – компании сокращали свои расходы за счет персонала. Сокращался в основном менеджмент среднего уровня. Именно представители этого класса потом переходили в коворкинги, организовывали свои компании и понимали, что вести свой бизнес это реально.
Развивая коворкинги, Правительство Москвы создает точки вовлечения в бизнес, на которых люди могут попробовать свои силы, посмотреть, что происходит на рынке. В каких-то случаях речь идет о сезонной оптимизации расходов. Помимо этого, работая в государственных коворкингах, человек может получить поддержку Правительства Москвы, начиная от консультационных услуг (оформление документации, отчетов, образовательные программы), заканчивая субсидиями на целевые проекты.
«Если говорить в целом, то коворкинги – это одно из приоритетных направлений более того, мы считаем, что за ними будущее», – обозначил позицию Правительства Москвы Александр Колодезный, руководитель центра по развитию коворкингов ГБУ «Малый бизнес Москвы».
О том, как привлечь людей в коворкинги с помощью программного обеспечения, рассказал Александр Феоктистов, Член Комитета по технопаркам Ассоциации инвесторов Москвы, заместитель генерального директора по развитию бизнеса ООО «КомСтрин».
В 2013 году Александр Феоктистов изучал коворкинги в Америке и Азии, в России их тогда было очень мало, чего не скажешь о нынешнем времени. С учетом антикафе и тех, кто сдает подобные пространства, то можно насчитать около 400 мест по всей России.
При изучении выяснилось, что существует знаменитая сеть коворкингов, которая была популяризатором этого направления во всем мире и стояла у истоков движения. В какой-то момент владельцы решили изучить свою целевую аудиторию и привлекать новых клиентов. Для сети в 200 коворкингов было разработано специальное программное обеспечение, где ввели определенную тарифную сетку, внутреннюю логику и определенные понятия. В итоге человек не был привязан к одному коворкингу, более того, он не был привязан к городу в принципе. Ему достаточно было купить тариф, и он мог передвигаться по разным городам, посещая любой коворкинг из этой сети. В 2014 году Александр Феоктистов участвовал в запуске подобного ПО в Индонезии. Затем в Сингапуре и Китае. Сейчас готовятся программы для России и Европы.
Смысл здесь не только в привлечении клиентов, но и в том, чтобы клиент не был привязан географически. Глобальная цель программы в том, чтобы объединить страны в такую же сеть и человек мог бы посещать Европу, Азию, Америку и работать. Потенциальный клиент может резервировать рабочее место с приложения в режиме онлайн, а также отслеживать, свободна ли переговорка. У владельцев коворкинга есть check-in система, благодаря которой они видят, что происходит — заполняемость, загруженность, все необходимые метрики и данные.
15 июня состоится запуск этой платформы в России. Как понимаете, она упрощает жизнь и клиентам и владельцам. Сейчас в тесте 15 московских коворкингов.
Про техковоркинги рассказал Иван Костин, Генеральный директор АО Открытые мастерские. «Коворкинги сами по себе смысла не имеют – это способ организации рабочих мест»
Сейчас коворкинги несколько отжитый этап, все начинают понимать, что зарабатывать на них самих не очень-то получится. Необходимо преобразовывать их в часть инфраструктуры, в этап на пути создания добавочной стоимости. Суть коворкинга не в том, что там нарезка из недорогих рабочих мест, позволяющих реанимировать доходность помещения. Суть в том что это самообогощающееся сообщество делящееся компетенциями.
Иван рассматривает коворкинги не просто как способ коммерциализации площадей, а как некий следующий этап эволюции рабочего места. Люди становятся производителями, не имея своих производств, если говорить о техковоркингах.
После изучения американского опыта создания техковоркингов АО Открытые мастерские запустили свой проект. Он будет включать шесть основных зон – дерево, металлы, пластик, трикотаж, зона сборки и упаковки, отдельно – автомастерская. Все это расположится 4 500 м2. Любой желающий сможет купить абонемент и бесплатно пользоваться оборудованием в течение месяца. Цена за неограниченный доступ ко всему оборудованию составит 6000 рублей в месяц. Основной источник дохода, по словам Ивана, в обучающих программах по обработке материалов.
Для Ольги Володиной, директора по развитию социально-градостроительной концепции «Миниполис» девелоперской компании «Сити-XXI век», это скорее социальный проект, чем коммерческий. Для компании, строящей объекты жилой недвижимости, целевая аудитория – это семьи. Та аудитория, которая обычно наполняет коворкинги, с утра уезжает на работу и в домах остаются мамы, которые сидят с детьми. По словам Ольги – это люди с огромным потенциалом. Они пришли в компанию с запросом на реализацию, на применение для своих возможностей. Тогда был создан проект «Соседский Клуб», который нельзя назвать классическим коворкингом, поскольку нужны были не столько рабочие места, сколько спортивные залы, учебные аудитории, танцевальные классы. В каждом проекте «Сити ХХI-век» есть возможность открыть такие соседские клубы. Люди приходят с запросом, например, открыть языковые курсы, им дают помещение, а дальше все регулируется непосредственно жильцами. На данный момент уже два таких клуба работают в полную силу, в сентябре откроется третий. От художественных школ до студий красоты.
Со временем к этой площадке подтянулись местные предприниматели и креативный класс. Соседские клубы оказались очень успешны, компания планирует развивать проект в дальнейшем.
После опыта застройщика, работающего в сегменте жилой недвижимости, своим опытом поделился Константин Королев, директор по работе с ключевыми клиентами департамента управления NAI Becar. Константин рассказал о том, как использовать офисное пространство в качестве коворкингов.
Коворкинги могут быть хорошим средством для привлечения денежного потока в пустующие офисные площади, но есть и другие положительные моменты. Как правило, арендатор приходит со своим набором требований: вид из окна, ремонт невероятных масштабов, много машиномест. Арендатор – это долгое согласование договора аренды, в общем достаточно трудная история. Пользователь коворкинга же куда менее прихотлив. Он не требует изменений в договоре, ему нет дела до фирменного стиля, ремонт делать не надо. Ему важно начать срочно и он готов начать платить прямо сейчас. Пользователь коворкинга намного более гибок.
Тем не менее, по словам Константина, есть важные факторы. Например, пользователь коворкинга идет за неким «духом предпринимательства». Объяснить, что это – не так просто, это особое комьюнити, которое формируется при стечении определенных обстоятельств. Помимо этого важна локация. Нужно не просто место, где человек будет работать, нужно место, где он готов проводить время, куда он пойдет после работы. То есть рядом должны быть какие-то креативные заведения, что-то формирующее этот дух. Как показывает практика, без этого коворкинги долго не живут.
Резюмируя сказанное: по мнению многих специалистов – за коворкингами, как за новым видом организации труда, будущее. Коворкинги не просто увлечение креативного класса, но и самообучающееся комьюнити, формирующее дух предпринимательства.
Фотоотчёт с мероприятия: https://repa-pr.ru/fotoreportazhi/album/47