photo1641998564

Какие новые тенденции зародились и сформировались на рынке недвижимости в прошлом году, выяснила Ассоциация REPA, опросив своих партнеров. Эксперты назвали десять главных трендов, которые получат активное развитие в 2022 году, а, возможно, будут актуальны и в ближайшую пятилетку. 

Квартиры станут меньше

Растущие девелоперские издержки вынуждают участников рынка оптимизировать площади квартир. Например, за 11 месяцев 2021 года средний метраж лота в массовых новостройках сократился на 5,7 кв. м. (до 49,2 кв. м.), а если рассматривать за последние три года, то на 10 кв. м. «Это происходит по двум причинам. Во-первых, происходит оптимизация планировочных решений и отказ от лишних метров. Во-вторых, застройщики на фоне продолжающегося роста цен и дорожающей ипотеки постоянно выводят на рынок самые доступные и востребованные варианты (студии и однокомнатные квартиры), что влияет на величину среднего метража», — рассказала Наталья Сазонова, директор по развитию компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE).

Готовый продукт и быстрые решения

Тренд на готовый продукт и быстрые решения – то, с чем уже столкнулся рынок, и спрос на это будет расти. По словам Петра Кирилловского, директора департамента развития продукта ГК ФСК, появляется все больше предложений с готовыми решениями, например, квартиры с отделкой. И если раньше это было характерно для проектов комфорт-класса, то сейчас такое предложение становится популярным в бизнес-классе.  «Например, в двух новых наших проектах высокого ценового сегмента нет квартир без отделки. Покупатель больше не хочет тратить время на глобальный ремонт. Некоторые застройщики стали предлагать меблировку. К быстрым решениям также можно отнести тренд на mixeduse, который в 2021 году основательно закрепился. Поэтому мы все чаще будем слышать про многофункциональные проекты, где реализуется концепция 15-минутного города», — говорит спикер.

Качественные проекты и продуманное благоустройство

По словам Елизаветы Севастьяновой, коммерческого директора Tekta Group,

ключевым трендом 2021-го года стал тренд на качественные проекты и продуманное благоустройство. Развитию тренда во многом способствовала льготная ипотека, которая помогла многим семьям повысить класс приобретаемого жилья и в целом сделала покупателя более требовательным к вопросам зонирования придомовой территории и функциональности планировок. «Тренд на качество продержится еще долгое время, однако в 2022-м году застройщики будут вынуждены более осмысленно подходить к наполнению своих проектов, чтобы сдержать рост цен в условиях повышения уровня инфляции, ключевой ставки и себестоимости строительства. Все это в 2022 году даст развитие тренду на рациональный девелопмент», — утверждает Елизавета Севастьянова.

Устойчивое развитие и зеленые технологии

Одним и самых заметных трендов уходящего года стало ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance – экологическое, социальное и корпоративное управление). «Мы уверены, что в ближайшие пять лет это направление будет только развиваться. Банки заявили о готовности поддержать девелоперов в рамках «зеленого кредитования», запустив специальные продукты, соответствующие ESG-повестке», — считает Наталья Ермакова, коммерческий директор ЖК homecity (PPF Real Estate Russia). По ее словам, застройщики, в свою очередь, отметили готовность следовать стратегии устойчивого развития, создавать комфортную социальную среду, сертифицировать здания по зеленным стандартам. В частности, компания PPF Real Estate Russia уже не первый год реализует в России проекты, полностью соответствующие зеленым стандартам, а ЖК homecity получил золотой сертификат Green Zoom.

Крупные девелоперы займутся ИЖС  

Среди важных трендов 2021 года спикеры назвали и выход крупных девелоперов на загородный рынок. «Немногие заметили, но сразу три крупнейшие девелоперские компании (ГК «ПИК», ГК «Самолет» и ГК «Инград») объявили о планах по выходу на рынок загородной недвижимости. Если Москву и область начнут застраивать коттеджными поселками по примеру США, то это может привести к глобальному перераспределению спроса на рынке недвижимости», — прогнозирует Виктория Коваленко, руководитель PR-агентства Community Real Estate. Действительно, по словам 

Михаила Бузулуцкого, коммерческого директора и вице-президента ГК «Инград», в следующем году девелопер собирается реализовать два проекта-миллионника на участках в д. Шолохово и д. Хлябово , т.к. именно на ИЖС сейчас имеется высокий спрос. ГК «Инград» собирается не только строить жилье, но и обеспечить свои загородные проекты образовательной, спортивной и торговой инфраструктурой.

Жилье на месте промзон

Одним из важных трендов как следующего года, так и ближайшей «пятилетки» станет активное сокращение промзон и комплексное развитие этих территорий. По мнению Дениса Крючкова, в Москве будут пересмотрены границ промышленных зон, т.к. площадок под застройку в Москве осталось мало, а использование механизма КРТ позволит в следующие пять лет не только построить еще 8-9 млн кв. м жилья, но и создать на бывших промземлях современную комфортную среду.  «В рамках комплексного развития промзоны «Кунцево» будет возведено 600 тыс. кв. м недвижимости и создано 1,5 тыс. рабочих мест. Здесь появится инфраструктура, которая повысит уровень всего района», — отмечает Денис Крючков.

Коллективные инвестиции в недвижимость

Эксперты предсказывают и увеличение количества паевых фондов, создающихся для инвестиций в недвижимость – складскую, офисную, торговую и жилую. «Например, компания PARUS Asset Management предлагает коллективные инвестиции в фонды по складской недвижимости. Такие компании будут активно развиваться ближайшие 5 лет, а интерес населения к подобным способам инвестиций возрастет», — считает Виктория Коваленко. Если эти компании начнут заниматься не только покупкой активов и упаковкой их в ПИФы, но и строительством жилых комплексов с привлечением застройщиков, то это может серьезно изменить расстановку сил на рынке девелопмента.

Тиражируемые концепции и политика «прицельного выстрела»  

На девелопмент оказывают влияние т.н. ценовые ножницы: снизу маржу подрезает рост себестоимости, сверху — спрос, именно поэтому цена растет, а платежеспособная аудитория сокращается. В оставшемся сужении девелопер вынужден искать баланс, руководствуясь и финансовой моделью, и требованиями к качеству продукта со стороны потенциальной целевой аудитории. «Это грань, порой, ощутима на кончиках пальцев. Поэтому стратегией градообразующих девелоперов, которые ведут масштабную застройку, становится поиск легко тиражируемой концепции. А стратегией компаний, работающих точечно, как, например, SezarGroup, становится политика «прицельного выстрела», — рассказала Ольга Барабанова, коммерческий директор Sezar Group. Таким образом, девелоперы будут больше ориентироваться на потребности именно своей целевой аудитории. 

Тренд на эстетику и комфорт

Все серьезнее девелоперы относятся к внешнему виду своих проектов и созданию комфортной среды в самих ЖК и вокруг них, т.к. именно на это у целевой аудитории есть запрос. По словам Марии Могилевцевой-Головиной, директора по продукту девелоперской группы «Сити-XXI век», это тренд на эстетику, ведь если несколько лет назад всего 40% покупателей говорили о высокой значимости параметра «Архитектура», то в 2020-2021 важность внешнего облика проекта отмечает большинство покупателей. Второй по значимости тренд – создание комфортной среды, которая должна быть удобна для аудитории всех возрастов. Причем речь идет не только о местах общего пользования и оборудовании придомовой территории, учитывая переход многих на «удаленку», для потребителя стало важно и разнообразие планировочных решений.

Высокий постклиентский сервис

Все чаще девелоперы осознают, что мало просто продать квартиру покупателю, нужно обеспечить и высокий постклиентский сервис. «Многие девелоперы развивают это направление и создают свои управляющие компании. У нас она носит название Сервисная компания «Территория комфорта». Мы делаем больше, чем от нас ожидают, помимо стандартного набора услуг оказываем дополнительные: ремонт, страхование квартиры, помощь электрика, сантехника, ремонт бытовой техники и т.д.», — рассказал Искандер Юсупов, заместитель генерального директора девелоперской компании «Унистрой». По его словам, девелоперы все серезнее цифровизируют свои проекты, то, что раньше считалось «фишками» — мобильные приложения, системы видеонаблюдения и «умный дом» – уже стали нормой.