Импортозамещение в строительной отрасли: возможности и риски
REPA провела опрос среди девелоперов, о том, какого строительного оборудования и материалов им не хватало в 2022 году, как они решали возникшие проблемы, а также какие материалы и/или оборудование сейчас в дефиците, либо стоят слишком дорого из-за серых схем доставки. Получив эту информацию, мы планировали обозначить «точки роста» для отечественных производителей, которые могли бы удовлетворить возникший дефицит, организовав новые производства.
Всего вопросы были отправлены 20 компаниям, однако ответили на них менее половины. Выяснилось, что эта тема не пользуется особой популярностью в девелоперской среде, т.к. мало кто готов публично признаться в том, что у него есть или даже были проблемы. А учитывая, что многим пришлось доставлять стройматерилы и оборудование по крайне ненадежным серым схемам, что само по себе рискованно, то и рассказывать об этом желания не возникало, либо участники рынка приняли участие в опросе инкогнито. Тем не менее, редакция приняла решение опубликовать полученную информацию. Надеемся, что этот обзор будет полезен нашим читателям, как девелоперам, так и производителям стройматериалов и оборудования.
Перестройка: дефицит, подорожание и новая логистика
В 2022 году многие западные компании заморозили поставки стройматериалов и оборудования в Россию, а у поставщиков, готовых продолжить сотрудничество с отечественными девелоперами, возникли логистические трудности. Конечно, доля импорта у строительных компаний различна: чем выше класс и статус объекта, тем этот показатель больше.
По словам управляющего партнера компании GRAVION Юрия Неманежина, меньше всего «пострадал» массовый сегмент, поскольку доля иностранных материалов, используемых в общем объеме СМР российских проектов, не превышает 10%. Им оказалось гораздо проще найти аналоги на отечественном рынке, чем, например, девелоперам, работающим в бизнес, премиум и элитных сегментах.
Эту информацию подтверждают и другие участники опроса.
«Очень многие европейские стройматериалы и оборудование стали нам недоступны, пришлось переориентироваться на восток. Альтернатива оказалась дороже на 25-30%, как за счет логистики, так и из-за того, производители уже не конкурировали с европейцами, и выставляли счета по верхнему прайсу», — объяснил на условиях анонимности топ-менеджер девелопеской компании, работающей в сегменте «бизнес-класс».
«В сегменте высокобюджетной недвижимости доля импорта может достигать 50% от общей стоимости строительно-монтажных работ, – отмечает Юрий Неманежин.
По словам девелоперов, это, в первую очередь, лифтовое оборудование и инженерные системы, фасадные и внутренние отделочные материалы, а также меблировка. Все это время рынок был озабочен замещением импортных позиций, в том числе и для того чтобы сократить валютную составляющую в бюджете проектных затрат.
Впрочем, по словам девелоперов, подорожание коснулось не только импорта, но и главных «составляющих» стройки – бетона и арматуры. В частности, для арматурной стали класса А-500С на март 2022 года рост составил более 200% по сравнению с 2020 годом, а сегодня средняя стоимость снизилась и зафиксировалась на отметке около 52 000 руб. за тонну, что все равно почти в 2 раза выше, чем в середине 2020 года.
«Это существенная переплата для строительного проекта. Для бетона разных классов средний прирост находился на уровне 28%», — отметил Андрей Гулак, операционный директор, акционер DBC Consultants.
«Все материалы и оборудование значительно подорожали. Даже локализованные материалы и производства имеют импортозависимое оборудования и комплектующие для их производства», — констатирует Юрий Перминов, исполнительный директор «Железно».
Как решали: лифты – идем на восток
Одной из самых серьезных проблем для российских девелоперов стали лифты, особенно эта тема оказалась актуальна для строящихся высотных проектов в сегментах от бизнес-класса и выше. По данным Минпромторга, в 2021 год около 30% лифтов, установленных в России, было экспортировано из других стран. И чем выше класс жилья (и его высотность!) – тем более высокого качества лифтовое оборудования требовалось девелоперам, в частности в сегменте «премиум» 100% лифтового оборудования – импортного производства (данные GRAVION).
«У нас был просто шок, когда немцы сказали: «Мы вам больше лифтов не привезем, до свидания». А у нас шахты отлиты именно под этот бренд, по его технические требования. Представляете? Шахта отлита, монолит стоит, а лифта нет», — рассказал один из участников опроса, пожелавший остаться неназванным.
«Скоростные лифты китайских производителей, например, требуют более широкой шахты, что можно реализовать, если проект находится на стадии проектирования, но не в процессе строительства», — объяснил Андрей Гулак.
И действительно, весь год девелоперы «стояли на ушах и решали вопрос с лифтами». Их доставляли через третьи страны, перезаключали контракты с новыми поставщиками, переделывали проекты и даже ломали лифтовые проемы в уже построенных домах. И большинство компаний проблему решили, тем или иным способом.
Например, в GRAVION первоначально выбор был сделан в пользу швейцарского производителя, с которым ранее был заключен контракт. Несмотря на то, что поставки в Россию прекратились, по заключенным контрактам производитель готов выполнить свои обязательства, а в качестве резервного варианта проводится мониторинг китайских премиум-производителей с оценкой их соответствия премиальному уровню. В другой девелоперской компании, работающей в сегментах «бизнес» и «премиум», отметили, что для новых проектов они выбрали китайских производителей, ранее не занимавшихся экспортом и поставляющих лифты на местный рынок, т.к. их «поразил высочайший уровень качества и автоматизации».
В ГК «Инград» рассказали, что в 2022 году они заменили недоступное к заказу импортное оборудование и комплектующие на продукцию производителей, гарантирующих аналогичное качество и срок поставки. Речь идет как о перспективных проектах, так и находящихся на стадии строительства. В частности, в новых проектах компании высококачественное лифтовое оборудование будет поставляться из Турции и Китая. Вместо лифтов европейского производителя KONE, который объявил об уходе с российского рынка, ГК «Инград» приобрела продукцию немецкого бренда на заводе в Турции.
«В рамках контракта турецкое предприятие Wittur Asansor поставит ГК «Инград» премиальное лифтовое оборудование для ЖК FORIVER. Подбор оборудования был осуществлен с сохранением всех основных параметров, чаще даже с улучшенными характеристиками, а его стоимость оказалась сопоставима с ценами европейских производителей», — отметили в пресс-службе.
Аналогичные истории рассказывали и другие девелоперы, причем некоторые из них действительно считают, что «не было бы счастья, да несчастье помогло», и в перспективе от замены оборудования и поставщиков их проекты только улучшатся.
При этом для высотных проектов, а также ЖК в высокобюджетных сегментах девелоперы не рассматривают продукцию отечественных производителей, ссылаясь на низкое качество, скорость и высокую стоимость.
«Да, мы в курсе, что сейчас пытаются оперативно разработать высокоскоростные лифты, но лифтовое оборудование – не то, с чем мы можем себе позволить экспериментировать, это безопасность и, соответственно, репутация для любого застройщика», — заметил один из участников опроса.
Импортозамещение: фасады, инженерия, вентиляция и Ко
Помимо лифтов, у девелоперов, в том числе и работающих на загородном рынке, возникли серьезные проблемы с инженерией и материалами для фасадов.
«Если в случае со стандартными домами и ИЖС эконом сегмента, мы могли поставить отечественные котлы, то для домов стоимостью от 25 млн требовались импортные», — рассказал владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский.
По его словам, решались проблемы обычно методом командировок и приобретения такой инженерии физическими лицами по доверенности от компании очно.
О проблемах с поставками инженерного оборудования и материалов для фасадов упоминали и в компании «Железно».
«Сейчас мы решили проблему, а также нашли аналоги инженерному оборудованию, но импорт осуществляем только из Китая. До сих пор существуют трудности с поставкой насосного европейского оборудования и качественного фасадного материала (клинкер, камень, керамогранит). В настоящий момент ищем аналоги и альтернативные пути поставки», — добавил Юрий Перминов.
В компании VIRA рассказали, что большинство своих объектов комплектуют под ключ, используя российские отделочные материалы, но некоторая доля импорта сохранилась.
«Ранее мы активно работали с поставщиками из Казахстана, сейчас используем для фасадов сербский алюминий и работаем с индийскими производителями по части керамогранита», — отметил Владислав Минтюков, заместитель генерального директора по закупкам и логистике VIRA.
В GRAVION был выбран португальский фасадный камень, в качестве альтернативы рассматривался камень российского производства (Осетия), однако, на текущий момент удалось решить вопрос доставки (через третьи страны). Еще один девелопер рассказал о том, что сейчас компания прорабатывает вариант доставки очень качественного камня для фасадных работ из Ирана.
Так что в остальных направлениях у отечественных производителей, как минимум, есть шансы: у тех поставщиков, которые контракты не разорвали, возникли проблемы логистического характера.
«Это касается, например, поставок клинкерной плитки из Польши, Германии и Италии. Данная проблема также затронула и различные виды натурального камня, качественного остекления и т.д.», — отметили в GRAVION.
Помимо этого, в дефиците также находятся премиальные лаки, краски и иные отделочные материалы.
«Получить их можно лишь по параллельному импорту или иными способами близкими к нему по сущности и смыслу», — уточнил Максим Лазовский.
Практически по каждому контракту девелоперам пришлось пересматривать договоренности, и успех переговоров зависел от очень многих факторов.
Например, профиль Schuco, поставляющий GRAVION светопрозрачные конструкции, подтвердил возможность и готовность поставки через третьи страны. Аналогичные повели себя поставщики оборудования для кондиционирования из Корее и Японии, которые сохраняют прямые поставки. А вот по оборудованию ИТП, где изначально ограничен выбор производителей по насосам и теплообменникам (Германия), ситуация сложнее. По насосному оборудования идет финальная проработки замены Grundfos на производителей из Китая, а по теплообменникам пришлось делать запрос складских остатков и прорабатывать замену на производителей из Китая и РФ. При этом внутрипольные конвекторы и вентоборудование было заменено продукцию российских производителей.
Деверсификация подхода к импортозамещению
Но заменить отечественным можно далеко не все. Например, компания HalleHouse строит дома по технологии PreCut, что в переводе означает «заранее отрезанное», что предполагает наличие высокоточных станков, которые должны быть способны до миллиметра обрезать доску в соответствии с проектом. «На нашем производстве всегда были импортные станки, которые необходимо комплектовать «заморскими» деталями. Проблему мы решили благодаря талантливым ребятам, работающим на производстве, которые адаптировали существующие российские комплектующие под импортные станки», — рассказал Вячеслав Котлов, директор по продажам HalleHouse. Теперь в компании обходятся отечественными запчастями, но помнят, что оборудование все же зарубежное, хотя и с длительным сроком эксплуатации.
Status quo: риски параллельного импорта и туманные перспективы
Несмотря на то, что большинство опрошенных участников рынка проблемы с поставками строительных материалов и оборудования решили, существующее положение остается шатким. В любой момент только что налаженные связи могут быть разрушены, что держит девелоперов в тонусе и позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом.
Параллельный импорт нельзя назвать 100% решением, т.к. он имеет несколько рисков, которые сформулировали в DBC Consultants:
- Поставщики просят предоплату 100%, при этом вернуть аванс в случае срыва сроков поставки практически невозможно.
- Поставки в основном производятся через непонятные фирмы, которые не жалко, если они попадут под какие-то меры воздействия со стороны западных контрольных органов. Поэтому 100%-ный аванс оплачивается фактически неизвестно кому.
- Если по каким-либо причинам у поставщика нарушается логистическая цепочка, то срок поставки может продлиться на неопределенное количество времени (уже есть примеры с переносом сроков на полгода и то без гарантий, что он еще не продлится). А вернуть аванс невозможно. Такие непрогнозируемые сроки поставок явно не пойдут на пользу строительному проекту. Тем более по системам жизнеобеспечения здания.
По словам Владислава Минтюкова, продолжают возникать и новые сложности, связанные с тем, что большинство российских материалов производятся на европейском оборудовании, которое заводы-производители вынуждены модернизировать, так как обслуживать его становится практически невозможно. «А из-за этого страдает качество материалов. У нас есть ряд примеров, когда мы были вынуждены производить замену партии обоев или же входных дверей в квартиры и т.д.», — уточняет спикер. И в будущем эту проблему также придется каким-то образом решать.
Основной проблемой 2022 года стала даже не нехватка оборудования или материалов, а труднопрогнозируемое увеличение сроков реализации проекта и рост себестоимости. «Необходимо было принимать решения о замене, искать новых вендоров или менять схемы логистики в связи с приостановками прямых поставок», — предупреждает Андрей Гулак. Еще одна сложность, с которой девелоперы столкнулись в 2022 году — изменения не только изначальных, но и новых договоренностей, поэтому говорить о каких-то комплексных и долгосрочных решениях пока рано.
В целом, любые решения сейчас можно назвать временными и нацеленными на конкретную проблему, нет пока унификации решений для создания общей «экосистемы». Из-за этого могут возникать и проблемы с автоматизацией/цифровизацией здания, появляются вопросы по сопряжению со сторонними системами на программном уровне. Даже если само оборудование завезли по параллельному импорту, как будут решаться вопросы с обновлениями и поддержкой – большой вопрос.
Все вышеперечисленное, безусловно, уже оказывает влияние на перспективные проекты.
«Многие застройщики заняли выжидательную позицию, на которую помимо всего прочего, напрямую влияет пересмотр ценовой политики и стратегии развития с учетом трудностей с поставками строительных материалов, оборудования и ростом цен на них», — резюмирует Юрий Неманежин.