Редакторский_800-400 (34)

Снизить затраты без удара по качеству и скорости работы предприятия — задача со звездочкой. Но есть одна сфера, где это можно сделать практически безболезненно, — хранение товаров. 

С одной стороны, складской сегмент высоко технологичен, а это значит, что решения по оптимизации процессов уже готовы и опробованы на практике. Плюс разработчики складских решений предлагают разные подходы, и бизнес может выбрать наиболее подходящий для себя путь как по наполнению, так и по затратам на него. С другой стороны, много лет сектор складской недвижимости идет по пути оптимизации затрат. Есть три основных сценария, как это можно сделать.

Автоматизация

Наиболее эффективный инструмент, который позволяет ускорить прием, обработку и отгрузку товаров, — это автоматизация. На каждом из этапов можно внедрить разного рода оборудование:

  • сортировщики,
  • автоматические ячейки,
  • умные конвейеры,
  • автоматизированные управляемые транспортные средства,
  • шаттловые системы и другие.

Автоматизация сокращает возможность ошибок, которые неизбежны при ручном труде. Отдельный плюс — сотрудники меньше времени тратят на поиск грузов и больше на их обработку. По нашим данным, без использования роботов и других машин до 70% рабочего дня у персонала уходит на «холостое» перемещение по складу. Для бизнеса это означает неэффективное использование сотрудников, и, соответственно, фонда оплаты труда. С внедрением технологий это время может сократиться до 30–10% от рабочего дня.

Технологические решения часто создаются в ответ на конкретные запросы бизнеса. Поэтому возникают мультизадачные комплексы, например, специальные конвейеры, которые не только сортируют грузы, но и ведут их учет. Этого удается добиться за счет сверхчувствительной «начинки»: весов и сканеров. Любой предмет, даже легкий, как ювелирная цепочка, будет зарегистрирован.

Уровень автоматизации зависит только от потребностей клиента. Можно внедрить базовые, необходимые технологии, можно роботизировать все процессы. Плюс в том, что нагрузку на свой бюджет компании регулируют сами. В кризисное время, когда многие инвестиционные программы сокращаются, это позволяет не отказываться от планов. Автоматизацию можно начать с отдельных сегментов склада, постепенно наращивая объем инноваций.

Диверсификация поставок

Рынок до последнего момента был ориентирован в основном на европейские технологии. Конкуренцию до недавнего времени им составляли лишь японские разработчики. В текущих условиях, когда некоторые компании испытывают логистические и прочие сложности в доставке своей продукции в Россию, нужно ориентировать свой бизнес на поставки от разных игроков из разных регионов.

Перспективное направление — Китай. В стране быстро развивается e-commerce и, как сопутствующая инфраструктура, склады. Хотя китайские специалисты не так давно занимаются экспортом технологий, они могут показать своим заказчикам хорошие кейсы. У некоторых компаний, которые поставляют оборудование на российский рынок (China Post, KENGIC, Damon, Simba и др.) есть опыт работы с крупными операторами фулфилмента, такими как AliBaba, JD.com или China Post.  Китайское оборудование применяют или тестируют уже и российские объекты компаний OZON, Wildberries, Почта России, DPD и FM Logistics.

Китай также делает ставку на развитие автоматических управляемых машин и дронов. Последние используются, например, в процессе инвентаризации. Они могут подниматься на высоту и считывать метки на товарах. Без их использования делать это приходится вручную, а на обработку одной паллеты уходит в среднем от 3 минут.

Важное преимущество разработчиков из Азии перед европейскими коллегами в скорости внедрения инноваций. Западные интеграторы более консервативны, цикл разработки и применения на практике разного рода технологий по оптимистичным подсчетам занимает пять лет. Китайские производители стремятся выдать новую технологию за 1-2 года.

Вертикальные склады

Еще один способ оптимизации — расти ввысь, а не вширь. Последние несколько лет строительство высотных складов особенно востребовано бизнесом, и для этого есть, как минимум, две причины. Во-первых, компании заинтересованы приобретать как можно меньше земли, стоимость которой только увеличивается, а хороших участков становится все меньше. Во-вторых, высотные склады позволяют при экономии места сохранять и даже наращивать интенсивность всех операций с грузами.

Объекты класса А в среднем достигают 12 м в высоту, но есть и те, которые вырастают и до 45 м. Конечно, нужно сразу же заниматься автоматизацией таких вертикальных складов. В данном случае реализация складского проекта стартует именно с технологии склада, вокруг которой уже проектируется и строится сам складской объект. В перспективе 5–7 лет такое вложение окупится, но на первоначальном этапе потребует значительных затрат.

Для долгосрочного построения бизнеса, как мы выяснили, автоматизация в любом случае выгодна. Она обеспечивает стабильную работу и дает конкурентные преимущества. Развивающееся компании рано или поздно делают выбор в пользу инноваций. Единственное ограничение — бюджет заказчика. 

Перспективы

В 2021 рынок интернет-торговли прибавил 13%, посчитали в АКИТ. Эксперты полагают, что сегмент будет увеличиваться дальше. На это влияют и привычки покупателей, и развитие соответствующей инфраструктуры.

Вакансия на рынке складов в этом году может увеличиться, но мы считаем, что незначительно. Многие международные компании заявили об уходе с рынка, но при этом у них подписаны долгосрочные контракты, которые не предполагают моментального разрыва отношений. Поэтому резких изменений не произойдет. С другой стороны, дефицит объектов, который фиксировался в конце 2021 года, не может так быстро превратиться в избыток предложения на рынке. Для этого нужно, чтобы освободилось минимум 10% от общего объема, а это более 1 млн кв. м площадей, сейчас в самых пессимистичных прогнозах эксперты рынка сходятся в цифре не более 3% к концу 2022 года. К тому же число вводимых объектов будет снижаться по сравнению с запланированными цифрами: из-за роста кредитной нагрузки и ограничений поставок оборудования.

Ждать лучших условий, конечно, естественное желание бизнеса. Но пока нет оснований считать, что в сегменте складских помещений, все кардинально поменяется. Сейчас во время планирования нужно учитывать разные сценарии развития событий. В некоторых случаях именно оптимизация затрат на хранение и транспортировку товаров может оказаться лучшим решением назревающих проблем.