Искусственный интеллект проник, кажется, практически во все сферы жизни, и останавливаться не собирается. Умные дома, всевозможные чат-боты и нейронные сети – уже стали неотъемлемой частью нашей реальности. Они самостоятельно делают уборку в доме, сообщают о протечках, распознают фотографии, а продвинутые версии – управляют транспортом и дают советы по инвестициям.

Активнее и раньше всего такие технологии стала интегрировать банковская сфера – и понятно почему: кибербезопасность в финансах не менее важна, чем качественный клиентский сервис. Например, в банке ВТБ около 70% аналитических задач и автоматического принятия решений происходит с помощью искусственного интеллекта (ИИ); эффект от внедрения ИИ в «Сбере» оценивают в 145 млрд рублей, которые ожидаются в качестве чистого операционного дохода по итогам 2021 года. В металлургической отрасли ИИ применятся не только на этапе производства, но и для прогнозирования закупочных цен – он это делает на 97% точнее человека, а также помогает снизить накладные расходы в среднем на 30%, и т.д.

Российский девелопмент и другие представители сферы недвижимости тоже в последние годы стали активно внедрять технологические сервисы для выстраивания эффективных бизнес-процессов внутри компании и оптимизации продаж. В большинстве компаний, как застройщиков, так и риелторов, для автоматизации продаж используются CRM-системы, которые позволяют полностью контролировать показатели отдела продаж, отслеживать клиента на всех этапах проведения сделки, автоматизировать выгрузку объектов на сайты, настроить контекстную рекламу. Через CRM-системы застройщики интегрируются с сервисами по продаже недвижимости и агентствами.

Также элементы искусственного интеллекта активно используются при работе с клиентами. Например, для улучшения качества общения с потенциальным покупателем используются электронные помощники; для анализа звонков – речевая аналитика, в рамках которой ИИ анализирует разговор не только на предмет соответствия скриптам, но и изучает настроение клиента и строит прогноз о вероятности покупки жилья этим клиентом. Кроме того, такой инструмент как умная маршрутизация позволяет распознать клиента, если он есть в базе, и продолжить коммуникацию с тем же менеджером и с того вопроса, на котором остановились ранее. С этим помогает голосовая биометрия и smart-IVR – голосовые боты, которые берут на себя часть трафика и рутинной работы, что уменьшает нагрузку на сотрудников и освобождает ресурсы для более сложных задач.

Как писал Айзек Азимов в произведении «Я Робот»: «Если бы был создан робот, способный стать общественным деятелем, он был бы самым лучшим из них. По законам Роботехники, он не мог бы причинять людям зла, был бы чужд тирании, подкупа, глупости или предрассудков. И прослужив некоторое время, он ушел бы в отставку, хотя он и бессмертен, — ведь для него было бы невозможно огорчить людей, дав им понять, что ими управляет робот. Это было бы почти идеально».

Кстати, некоторые разработчики начали «очеловечивать» искусственный интеллект. Программам дают имя — например, есть электронный сотрудник Валера, задача которого вернуть «уснувшего» клиента, напомнить о встрече, подготовить отчет для руководителя. Та идея, которую описывали фантасты в своих произведениях — благодаря искусственному интеллекту снять с людей всю рутинную работу и оставить простор для творчества — хоть и может выглядеть утопичной, но для современного брокера, который продает недвижимость уже часть реальности.

Уже сейчас есть решения, которые в автоматическом режиме, при помощи специальных алгоритмов анализируют рынок, оценивают рыночную стоимость квартир, а также перспективы роста цен, с учетом различных факторов. Например, на днях один из таких сервисов опубликовал проведенный искусственным интеллектом анализ районов Москвы и ближайшего Подмосковья по стоимости квартир. Так, в числе лидеров по завышению цен на жилье оказался район у станции метро «Тульская», Ломоносовский проспект и районы Матвеевское, Крылатское и Пресненский, где цены завышены на 10-15% по сравнению со среднерыночными. Такие данные будут полезны не только инвесторам в недвижимость, но и обычным покупателям.

Однако, на данный момент все это – лишь вспомогательные инструменты. Конечно, все IT-решения помогают сделать работу компании более эффективной, автоматизировать рутинные процессы, вовремя выявлять и исправлять слабые стороны в работе компании и отдельных ее элементов, и в целом за счет этого – выигрывать у конкурентов. Но стоит понимать, что окончательное решение принимает человек. Без участия профессионала, специалиста в своей области, пока не может обойтись ни сфера недвижимости, ни какая другая отрасль, ведь мышление человека более гибкое, чем у машины, он способен адекватнее реагировать на нестандартные ситуации и выдавать более креативные решения.

На мой взгляд, только синергия машинного и человеческого интеллекта способна дать тот необходимый прорыв – повысить качество обслуживания,  построить грамотные финансовые стратегии и оптимизировать расходы. Но главное – выстроить по-настоящему доверительные отношения с каждым клиентом, без которых любая компания рискует стать аутсайдером.