photo1642598504 (2)

Ассоциация REPA в шестой раз составила Рейтинг рекламных и коммуникационных агентств, где с помощью опроса 152 респондентов из 119 организаций были выявлены лучшие компании и IT-платформы в каждой из пяти категорий рейтинга. В оценке принимали участие специалисты, непосредственно являющиеся заказчиками услуг.

Путем тщательного сбора и анализа данных были сформированы результаты исследования, с которыми мы и знакомим вас сегодня.

Портрет аудитории

Ядром аудитории стали представительницы женского пола в возрасте 31-40 лет. Заметим, что число респондентов в возрасте 41-50 лет заметно увеличилось по сравнению с данными прошлых лет. Традиционно более половины опрошенных составляют руководители среднего звена, что говорит об особой экспертности респондентов.

Распределение бюджетов

Маркетинг

В 2021 году впервые с 2018 года наблюдается значительное увеличение бюджетов на маркетинг. Вероятно, это связано с тем, что компании адаптировались к сложившейся в мире в связи с пандемией ситуации и вышли из режима экономии. Почти 60% опрошенных пришли к выводу о необходимости выделения бОльших сумм на продвижение. Правда, процент роста остался практически на том же уровне, что и год назад: в среднем он составил 7,3%.

Уменьшился бюджет лишь у 9,3% опрошенных организаций. Неизменными в 2021 году остались бюджеты 33,3% компаний.

Распределение бюджетов

Digital, как всегда, на высоте. Традиционно большую часть бюджетов в маркетинге компании выделяют на продвижение в цифровой сфере, и с каждым годом этот показатель растёт: от 49,9% в 2018 году до 61,7% в 2021 году. Каковы ваши прогнозы, к 2025 году дойдем до 90%?

А вот доля бюджетов на продакшн, BTL, креатив и дизайн, как всегда, примерно на одном и том же, причём сравнительно низком уровне.

Среди digital-инструментов компании считают более эффективной контекстную рекламу. Именно поэтому уже который год подряд бОльшее количество опрошенных выделяют бюджет именно на неё. Но заметим, что по сравнению с 2020 годом этот процент незначительно, но снизился: с 35% до 32%.

В 2021 году компании выделяли небольшой процент бюджета на разработку мобильных приложений, SMM, создание и поддержку сайтов.

Неизменными остались бюджеты на таргетинг в социальных сетях (16%).

PR и коммуникации

Здесь мы наблюдаем следующую ситуацию: впервые с 2018 года большинство компаний-участников опроса увеличили бюджеты на PR и коммуникации. Изменение выделенных средств незначительное, но не отметить его нельзя.

Не изменились бюджеты на PR и коммуникации у 41,1% опрошенных, и у 12,5% они уменьшились.

Распределение бюджетов на PR-услуги

И в PR digital-инструменты перетягивают всё одеяло бюджеты на себя. Большинство опрошенных основную часть средств тратят именно на SMM и продвижение в цифровой сфере. А вот доля абонентского обслуживания падает.

Не сохранили свои позиции и специальные мероприятия, мониторинг, антикризисный PR и GR.

Вывод один: весь мир уходит в «цифру».

Причины сотрудничества с PR-агентствами

Более половины опрошенных заказывают PR-услуги извне по причине отсутствия таких специалистов в своём штате. Важную роль в сотрудничестве с агентством играет его высокая компетенция и обширный опыт в продвижении. Часто профессионалов из сторонних компаний нанимают для усиления команды в случае реализации больших проектов даже тогда, когда PR-специалисты есть в штате.

Как выставлялись оценки в рейтинге
Каждое агентство оценивалось по совокупности параметров:

  • Качество сервиса — 82% от интегральной оценки. Включает в себя клиентский сервис, ценовую политику, экспертизу;
  • Доля сотрудничества —12% от интегральной оценки. Показывает, насколько часто заказчики работали с этим агентством;
  • Спонтанное знание — 4% от интегральной оценки. Отражает, как часто респонденты вспоминали об агентстве без подсказки;
  • Наведённое знание — 2% от интегральной оценки. Отражает количество респондентов, вспомнивших агентство с подсказкой.

РЕЙТИНГИ ПО СЕГМЕНТАМ

КРЕАТИВ И СТРАТЕГИИ

Как мы видим, чаще всего за разработкой креатива обращались к агентствам SmartHeart, Media 108, Nectarin и RealWeb. С большим отрывом (16,22% против 8,11%) SmartHeart заняло лидирующую позицию.

В рейтинг качества вошли агентства, получившие более трёх оценок от респондентов из более чем двух компаний.
Качество сервиса оценивалось по трём критериям:
1. Экспертиза:

  • Качество стратегии: проработанность, соответствие задачам бренда, релевантность ЦА;
  • Качество креатива: инновационность, масштабируемость;
  • Производство (если поручалось): качество реализации.
  1. Клиентский сервис:
  • Communication Skills: умение вести конструктивный диалог, понимание и отработка фидбека, проактивность (регулярное предложение идей, нацеленных на рост и развитие бизнеса/бренда клиента);
  • Managing Skills: оптимальное управление командой и процессами, оперативное и высокопрофессиональное информационное сопровождение процессов;
  • Оперативность: своевременность выполнения работ и реакции на обращения.
  1. Ценовая политика:
  • Адекватность: конкурентоспособность, соответствие уровню предоставляемого сервиса;
  • Гибкость: готовность к оптимизации расходов при изменении задач;
  • Грамотное планирование: способность оставаться в рамках бюджета.

В тройке лучших агентств по качеству сервиса оказались VIM division, лидирующее в рейтинге; СВОБОДА Group расположилось на втором месте (9,48 против 9,22), и на третьей позиции мы видим агентство Deltaplan Group (8,90 балла).

Для суммирования полученных параметров (знание+сотрудничество+качество) в рамках единой шкалы  в каждом из рейтингов максимальное значение принималось за 10, а остальные пересчитывались пропорционально. Лидерами категории «Креатив» стали:

  • VIM division – 8,74 балла;
  • Media 108 – 8,70 балла;
  • SmartHeart – 8,62 балла.

МЕДИАСЕРВИС

Говоря о медиасервисе, в исследовании подразумевался комплекс мероприятий по размещению рекламы в медиа, включая печатные СМИ, ТВ, радио и интернет-площадки, а также на наружных и indoor-носителях.

Лидеры рейтинга сотрудничества

В этом году первое место разделили сразу два агентства: Media 108 и MGCom (+вошедшее в него ранее SmartMedia), набравшие по 15,32%. На втором месте оказалась компания Mediapronet, а третье поделили между собой ArrowMedia и RealWeb.


Качество сервиса оценивалось по трём критериям:
1. Экспертиза:

  • Качество стратегии: проработанность, соответствие задачам кампании;
  • Качество медиапланирования: эффективность, проработанность, комплексность;
  • Качество медиабаинга: способность оптимизировать сделки, Negotiation Skills.
  1. Клиентский сервис
  • Communication Skills: умение вести конструктивный диалог, понимание и отработка фидбека, проактивность (регулярное предложение идей, нацеленных на рост и развитие бизнеса/бренда клиента);
  • Managing Skills: оптимальное управление командой и процессами, оперативное и высокопрофессиональное информационное сопровождение процессов;
  • Оперативность: своевременность выполнения работ, а также быстрая реакция на обращения.
  1. Ценовая политика:
  • Адекватность: конкурентоспособность, соответствие уровню предоставляемого сервиса;
  • Гибкость: готовность к оптимизации расходов при изменении задач;
  • Грамотное планирование: способность оставаться в рамках бюджета.

В тройке лучших по качеству сервиса оказались агентства Информ Экспресс, VIM division и Smart View (SA Media Group).

Для суммирования полученных параметров (знание+сотрудничество+качество) в рамках единой шкалы в каждом из рейтингов максимальное значение принималось за 10, а остальные пересчитывались пропорционально. Лидерами в категории «Медиасервис» стали:

  • Media 108 – 9,41 балла;
  • VIM division – 8,92 балла;
  • MGCom (+вошедшее в него ранее SmartMedia) – 8,79 балла.

PERFORMANCE MARKETING

В сегменте маркетинга, нацеленного на результат, выраженный в повышении лидов или продаж, чаще всего в роли подрядчика клиенты выбирают агентство Media 108. Второе место по доле сотрудничества разделили сразу три компании: Nectarin, MGCom (+вошедшее в него ранее SmartMedia) и ArrowMedia, а на третьем месте – RealWeb.

Качество сервиса оценивалось по трём критериям:
1. Экспертиза:

  • Качество предложения: проработанность, инновационность, соответствие брифу;
  • Качество реализации: соответствие заявленному предложению, соблюдение сроков;
  • Качество поддержки: оперативность, доступность.
  1. Клиентский сервис:
  • Communication Skills: умение вести конструктивный диалог, понимание и отработка фидбека, проактивность (регулярное предложение идей, нацеленных на рост и развитие бизнеса/бренда клиента);
  • Managing Skills: оптимальное управление командой и процессами, оперативное и высокопрофессиональное информационное сопровождение процессов;
  • Оперативность: своевременность выполнения работ и реакции на обращения.
  1. Ценовая политика:
  • Адекватность: конкурентоспособность, соответствие уровню предоставляемого сервиса;
  • Гибкость: готовность к оптимизации расходов при изменении задач;
  • Грамотное планирование: способность оставаться в рамках бюджета.

В тройке лучших по качеству сервиса оказались агентства VIM division, Artics Internet Solutions и Twiga CG.

А теперь самое время озвучить лучших подрядчиков в сегменте Performance Marketing.

  • Media 108 – 9,53 балла;
  • Nectarin – ровно 9 баллов;
  • ArrowMedia – 8, 89 балла.

IT-ТЕХНОЛОГИИ

Настало время окунуться в сферу IT. Пожалуй, на рынке не осталось ни одной компании, которая не применяла бы в своей деятельности технологические платформы для оптимизации кампаний в интернет-среде, включая сервисы коллтрекинга, разработку сайтов и пр.

Лидеры рейтинга сотрудничества

К кому же чаще всего заказчики обращаются для оптимизации процессов в интернет-среде?

По результатам опроса лидером в этом рейтинге стало агентство CallTouch. Второе и третье место осталось за CoMagic и Kelnik соответственно.

Качество сервиса оценивалось по трём критериям:
1. Экспертиза

  • Эффективность решения необходимых задач. Скорость интеграции и старта работы;
  • Качество технической поддержки. Информативность и скорость отчётности;
  • Функциональность / универсальность.
  1. Клиентский сервис
  • Communication Skills: умение вести конструктивный диалог, понимание и отработка фидбека, проактивность (регулярное предложение идей, нацеленных на рост и развитие бизнеса/бренда клиента);
  • Managing Skills: оптимальное управление командой и процессами, оперативное и высокопрофессиональное информационное сопровождение процессов;
  • Оперативность: своевременность выполнения работ, а также быстрая реакция на обращения.
  1. Ценовая политика
  •  Адекватность: конкурентоспособность, соответствие уровню предоставляемого сервиса;
  •  Гибкость: готовность к оптимизации расходов при изменении задач;
  •  Грамотное планирование: способность оставаться в рамках бюджета.

Лучшими IT-платформами по качеству сервиса стали Criteo, Media 108 и CallTouch.

Для суммирования полученных параметров (знание+сотрудничество+качество) в рамках единой шкалы в каждом из рейтингов максимальное значение принималось за 10, а остальные пересчитывались пропорционально.

Лидерами в категории «IT-технологии» стали:

  • CallTouch – 9,16 балла;
  • CoMagic – 8,91 балла;
  • Media 108 – 8,82 балла.

Ассоциация REPA благодарит заказчиков услуг, которые нашли время оценить работу с агентствами. Ваше мнение и опыт позволяют нам составлять рейтинг, благодаря которому клиентам значительно проще не совершить ошибку при выборе подрядчика.

Более подробные итоги представлены на странице Рейтинга рекламных и коммуникационных работ 2021.