22a41ea0f371a04ba692221fb0b60591_user_pic-1

Важность постановки личных целей

Исследование, проведенное в 1979 году в крупном университете, показало, что лишь 3% выпускников бизнес-школы четко формулировали и записывали свои цели и планы на будущее. Через 10 лет выяснилось, что эти 3% зарабатывали в среднем в 10 раз больше, чем остальные выпускники. Этот пример отлично иллюстрирует важность не только обдумывания целей, но и их конкретизации на бумаге.

Стратегические цели

Стратегические цели – это система главных ориентиров для развития бизнеса в долгосрочном периоде. Хотя их приоритетность уникальна для каждой сферы и даже для каждого отдельного бизнеса, существует общий пул, который подходит для большинства компаний. Наиболее распространенные общие бизнес-цели: доля рынка, выручка, рентабельность, прибыль, NPS, коммерческие и административные затраты.

Технология OKR

Следующая технология называется OKR (Objectives and Key Results) – система постановки целей, которую используют в таких крупных компаниях, как Google. Этот подход позволяет добиться искренней вовлеченности сотрудников в достижение амбициозных целей. Система OKR состоит из двух частей:

Цель – это описание того, чего именно вы хотите добиться. Они должны быть короткими, понятными, вдохновляющими и вовлекающими, являясь одновременно и мотивацией, и вызовом.

Ключевые результаты – это набор метрик с изменяющимися значениями для каждой цели. Обычно учитывается 3-5 конкретных результатов, если их будет больше, никто их просто не запомнит.

Показатели KPI

Ключевые показатели эффективности (KPI) – это числовые показатели деятельности, которые помогают оценить степень достижения целей и задач в разные моменты времени. Этот инструмент позволяет контролировать работу отдельных людей и целых групп и подразделений бизнеса.

Правила постановки целей

1. Разберитесь во множественности целей

Обычно у человека есть одна главная цель (миссия), ответ на вопрос “Зачем я живу?”, и несколько вспомогательных целей для планирования по различным направлениям жизни: финансовые, здоровье, материальные, личные взаимоотношения, бизнес/карьера, приобретение знаний и навыков, путешествия, личное и духовное развитие, социальная вовлеченность.

2. Ставьте цели из будущего

Чтобы корректно поставить цель, нужно отмотать время назад и понять, к чему вы хотите прийти через 25 лет, затем через 3 года, а потом через 1 год.

3. Определите подходящий уровень цели

Существует три уровня целей: исторический (сравнение с собой прошлым), относительный (сравнение с рынком, коллегами) и абсолютный (сравнение с лучшими примерами на рынке или в мире). Выбор зависит от ситуации и ваших амбиций.

4. Определяйте цель как результат

Цель – это ожидаемый итог деятельности, а не сами действия. Например, в продажах целью является покупка клиентом, а не действия по заинтересовыванию, убеждению и выяснению потребностей.

5. Соблюдайте критерии постановки целей

Цели должны быть конкретными и ясными, измеримыми, достижимыми, актуальными и согласованными с другими целями, определенными во времени и заряжающими, как награда.

6. Мыслите масштабнее

Большинство людей не могут думать масштабно, потому что действуют с позиции “что я могу”. Правильным считается вопрос “что я хочу делать”. Примеры стратегических финансовых целей компаний показывают, что такое амбициозная цель.

7. Проверка целей на истинность

Обязательно нужно проверять ваши замыслы на так называемых “оборотней”. Зафиксируйте ваши цели и спросите себя: “Зачем мне это надо? Почему и для чего я хочу этого?”. Если за желаемыми вещами и событиями стоят чувства и переживания, которые вы с ними связываете, тогда ваша цель изменится.

Критерии измерения движения к целям

Чтобы следить за прогрессом в достижении целей, вы должны анализировать множество метрик: доходы, удовлетворенность семьей, количество выходных и другие важные показатели. Это ваша “приборная панель”, на которой вы ищете триггеры для корректировки целей и действий.

Расстановка приоритетов

Человек не может совершать одновременно много действий, идти к двум десяткам целей и заниматься всем подряд. Необходимо выделить приоритетные цели и определить, что и в каком порядке делать. Классический метод – нарисовать “колесо баланса”, где вы оцениваете свое развитие по разным направлениям и выбираете 3 наиболее приоритетных, которые стоит начать выполнять в первую очередь.

Правильная постановка целей, их проверка на истинность, определение критериев измерения движения и расстановка приоритетов – все это поможет вам эффективно планировать свои успехи на ближайшее будущее и в долгосрочной перспективе.