Редакторский_800x400

Скоро год как российский строительный сектор свыкается с отсутствием привычных поставщиков стройматериалов, сырья и оборудования. Всё это время заказчики экспериментируют с параллельным импортом, ищут альтернативы на Востоке и с удивлением открывают для себя поставщиков-соотечественников. А те, в свою очередь, за считанные месяцы выполняют масштабные проекты, к которым раньше боялись подступиться, занимают непривычные для себя ниши и сегменты и даже делают реплики лавочек, клумб и фонарей, – словом, занимаются всем тем, чем должны были заниматься раньше, но почему-то не могли.

В одном из выпусков шоу «VkLive» на вопрос ведущего о том, каким бизнесом лучше заняться живя в России, экстравагантный российский бизнесмен с досадой ответил: «У нас дрова импортные,  финские и ёлки норвежские, а они спрашивают, чем заняться». В самых разных отраслях экономики и до событий годовалой давности было много ниш с низкой домашней конкуренцией.

Весь этот год застройщики испытывали большие трудности. Срывались поставки, нужно было срочно находить альтернативы и в спешке доделывать проекты. А как же дела у российских производителей? Надо признать, что ситуация с уходом зарубежных конкурентов стала подарком для строительной промышленности страны.

На некоторые группы стройматериалов спрос возрос ещё во время острой фазы пандемии. Тогда, например, начались перебои с поставками, скажем, натурального камня и его резкое удорожание. Но после введения санкционных ограничений острый дефицит стал фактором пересмотра закупочной политики. Тогда мы отметили, что заказчики, выбиравшие для фасадных работ камень, стали заменять его на стеклофибробетон. Западные архитекторы давно использовали этот материал, когда нуждались в необычных декорных решениях. Теперь стеклофибробетоном всё чаще облицовывают жилые комплексы и в Москве.

«Серый» импорт не решил проблему

Параллельный импорт, на который возлагали надежды и застройщики, и чиновники, пока не смог полноценно заменить традиционный. Во-первых, из-за сроков поставки, они существенно выше. Во-вторых, из-за неудобной схемы оплаты. Продавцы просят 100% предоплату за товар, которому ещё предстоят трудности долгого обходного маршрута и непредсказуемая таможня в одной из соседних стран.

Гарантами в случае такого импорта выступают не производители, а импортеры – российские юрлица, что тоже не добавляет оптимизма. Заметим, что не все стройматериалы включены в профильный список Минпромторга, а значит разрешены к «серому» ввозу.

Как говорят хорошо знакомые с ситуацией специалисты, когда найти подходящий аналог в России не удавалось, а ждать времени не было, застройщики шли на минимальный по сравнению со срывом сроков сдачи объекта риск и заказывали у отечественных фирм производство реплик зарубежной продукции.

Такой путь не выглядит привлекательным, но стоит вспомнить, что китайское экономическое чудо начинались именно с повторения лучших образцов: от одежды до электроники. Главное тут – не зацикливаться на копировании.

 Восточная альтернатива переоценена

Хотя на «Росбилд» весь павильон изделий из керамики, да и не только он, заполнен китайскими производителями, российский бизнес с рынка стройматериалов они не вытеснили. За последние 20 лет отечественные компании наладили прочные связи с заказчиками на внутреннем рынке и встроились в их сбытовые цепочки.

Архитектор и кофаундер SPACES (городское пространство на основе UX-подхода) утверждает, что свою роль сыграла и европейская школа качества, которую всё это время перенимали россияне. Нанимая инженеров и технологов из Италии или Испании, применяя их технологии и оборудование, эти российские компании фактически превратились в локализованные европейские бренды.

С ней соглашается представитель KeramaMarazzi, производителя облицовочной плитки и керамогранита, который на фоне возросшего спроса планирует увеличить  производственные мощности в Орловской области и открывать там новую линию по выпуску керамического гранита. Архитекторы и дизайнеры привыкли работать с иностранными поставщиками, но KeramaMarazzi они воспринимают как «итальянский бренд по российской цене».

Говоря о западной «школе» нельзя не вспомнить, что целая плеяда известных дизайнерских и архитектурных бюро появилась именно как спин-офф зарубежных и прежде всего европейских брендов. После известных событий они были вынуждены выходить из партнерств, чтобы продолжать свои проекты.

Полный цикл, цифровые технологии, гибкость

Как оказалось, бюджетные производители с Востока не всегда могут обеспечить производство и монтаж в сжатые сроки в проектном строительстве. Когда страну покинули крупнейшие зарубежные поставщики электрооборудования, Schneider Electric, Siemens, ABB заказчики крупного объекта в Москва-Сити оказались перед непростым выбором. Везти электрооборудование из Китая оказалось долго – около 6 мес., вместо 1-2 мес., в которые в итоге уложился российский производитель систем распределения электроэнергии Energo.Parts.

Важным конкурентным преимуществом стала готовность россиян работать в полном цикле. Помимо производства они помогают проектным институтам и участвуют в инженерных изысканиях, устанавливают оборудование и проводят шеф-монтаж.

В дополнение к первым двум факторам отечественные инженерные компании и проектировщики предлагают клиентам оценить проект в рамках информационной модели. Это не просто 3D изображение, выполненное в Archicad, а практически «цифровой двойник» здания, отражающий все существенные параметры установки и эксплуатации скрытых коммуникаций.

В нашей компании тоже был интересный кейс по замене выпавшего из-за санкций оборудования. Совместно с тульскими производителями мы разработали сложное и узкоспециальное оборудование для напыления. Оно соответствует запросам наших заказчиков и заменяет санкционный аппарат из Великобритании. Цена тульской разработки оказалась в два раза ниже английской.

 И всё-таки пока далеко не все застройщики, особенно работающие в дорогостоящих сегментах, торопятся объявлять о замене люксовых и премиальных брендов и сотрудничестве с российскими коллегами. Думаю, тут необходимо время на формирование запроса у девелоперов к отечественным производственникам, у которых наверняка имеется техническая возможность для создания необходимого оборудования и материалов. Это, пожалуй, единственное направление, где ситуация меняется не так быстро как хотелось бы, но и тут позитивный тренд уже наметился.