Как застройщику не стать громоотводом при конфликте с жителями
Деньги к деньгам, и проблемы к проблемам. Как только сомнение в проекте будет четко и красиво предъявлено в публичном поле, все согласования со стороны властей и финансирование инвесторов будут находиться под вопросом. А значит, с каждым днем деньги, выделенные на строительство, будут улетать в «никуда». Ситуацию, скорее всего, подхватят интересанты, претендующие на активы компании, например, землю. Вашу проблему также могут использовать в аппаратной борьбе – как инструмент дискредитации вашей управленческой компетенции.
О том, кто виноват, я писала в предыдущем материале Мнение населения как ресурс для девелопера | REPA — Ассоциация профессионалов рынка недвижимости (repa-pr.ru) Сейчас — о том, что делать.
Итак, чтобы информационная среда способствовала реализации проекта, необходимо:
Изучить группы и локальные сообщества, определить лидеров. Речь не только и не столько о соцсетях. Группы в мессенджерах, которые вы не найдете ни в каком поисковике, и люди, с которыми нужно общаться лично. Чтобы их «вычислить», проще всего обратиться в местную администрацию в отдел по работе с гражданами, к тем, кто организовывает публичные слушания, депутатам, в конце концов — к управдомам соседних домов. Система работает хорошо, и это – хорошо: активных жителей и тех, кто способен выражать мнения общественности и влиять на него, в местной администрации знают. Не надо думать, что этот запрос вас к чему-то обязывает. Чиновники тоже не заинтересованы в проблемах в своем округе и рады видеть адекватных застройщиков.
Определить экспертов, которые потенциально будут участвовать в публичном обсуждении ситуации в качестве тяжелой артиллерии или арбитра. Руководители градозащитных организаций, оппозиции, эксперты и лидеры мнений, которым аудитория доверяет на ценностном уровне, независимо от их профессиональной принадлежности – например, писатели, актеры. В любом случае, пул нужно составить из тех, кто публично высказывается по вопросам градостроительства в вашем регионе и тех, кто является лидером мнений (в том числе и люди, на первый взгляд, никак не связанные со строительством).
Изучая профиль местного сообщества и экспертов еще до начала прямой коммуникации, вы выявляете точки интереса/конфликта. А значит, можете заранее проработать свои тезисы с тем, чтобы минимизировать объем взаимодействия и эмоции.
Причины негатива: отсутствие информации и некорректный формат подачи, несоответствующий ожиданиям аудитории. Поэтому цель первых коммуникаций — рассказать о проекте и продемонстрировать внимание к аудитории. Не исключено, что вначале вы услышите критику и предложения других, не всегда состоятельных экономически и профессионально, идей. Но, проявив терпение, вы также решите еще несколько задач:
- Уважение и внимание помогают построить диалог. А значит, вы делаете шаг к формированию пула сторонников проекта
- Вы собираете ценную обратную связь по функционалу вашего объекта (бесплатно, заметьте).
- Поучаете информацию об истории участка, его собственниках, окружающей территории (хеджирование рисков).
- Если ваши идеи оказались не близки людям, вы даете им возможность выпустить пар, а затем — принять факт реализации проекта как неизбежность. На следующем этапе они смогут услышать ваши аргументы. А значит, вы идете по пути формирования нейтрального или позитивного отношения к проекту.
Формат взаимодействия – собрания, группы, совместные проекты и личное общение. Как правило — с минимальным бюджетом. Перестараться тут вряд ли получится – когда кредит доверия проекту со стороны общества будет открыт, интерес к встречам снизится, участников мероприятий станет меньше. На этом этапе можно переходить к реактивной, но все же открытой коммуникационной политике. Момент смены тактики и объем мероприятий зависят от масштаба проекта и его места на кривой восприятия изменений в текущий момент. Однозначное правило: до этапа анализа информационное поле необходимо сужать, после, на этапе появления интереса – расширять.
Вы имеете все шансы подружиться с жителями, особенно если поможете решить им какую-то проблему. Не всегда это детская площадка за 1 млн. рублей, хотя и она, наверняка, тоже будет в спискеJ. Часто это поддержка усилий в обращениях в администрацию по установке светофора, обеспечению порядка на бесхозной территории. Активная публичная позиция компании в таких вопросах – безусловно, позитивный информационный повод. Спикером может выступать руководитель отдела по работе с проектировщиками.
Экспертам вы будете полезны, так предоставите им возможность высказать свое мнение, а возможно — найдете специалиста в проект. Собирайте и публикуйте их мнения и идеи, выносите их на обсуждение. Здравые идеи прорастут и будут полезны, недоработанные и тривиальные выполнят свою миссию – сформируют пул экспертов, помогут расставить акценты в коммуникации.
Обязательно фиксируйте итоги встреч, чтобы в информационном поле закреплялись нужные тезисы. Используйте формат протокола. Визуальные материалы – обязательны. Будет здорово, если комментарии экспертов, живые отклики участников и реакция в соцсетях поддержат сообщение.
Привлечение СМИ на этом этапе зависит от масштаба проекта и риска протестов. Но в любом случае, в сети должен оставаться «след» взаимодействия с широкой общественностью и экспертами. Аналитикам ваших партнеров, властей и оппонентам он нужен для оценки политической перспективы и рисков, а журналистам – при поиске информации о проекте и формировании бэкграунда.
Фиксируйте публично также презентации проекта представителям власти, получайте и публикуйте реакцию и обратную связь. Иногда в этом вопросе нужно проявить инициативу и творчество: позитивная реакция может быть выражена еле заметным кивком головы – его придется «усилить».
Превентивные коммуникации окупятся если не нейтралитетом, то более взвешенной позицией в случае кризиса.
Если нехватка ресурсов и сомнения препятствуют началу коммуникации с общественностью и экспертами, вспомните яркие строительные конфликты последних лет. В них преобладают не факты и логика, а эмоции, манипуляции и запрос на справедливость, который реализуется через коммуникацию с проектом. Так сложилось, что бизнес – на переднем крае обороны и при необходимости его социальной функцией становится роль громоотвода. Тогда ситуация строительного конфликта трансформируется в задачу другого порядка — «про мир во всем мире», и ваш проект, и ваша репутация, становятся инструментом для решения этой задачи.