800x400_Л

Интервью с Ленарией Хасиятуллиной, директором по продажам МосТУ Группа «Эталон».

— Какие изменения в предпочтениях покупателей вы наблюдаете во время пандемии?
Ит— В этом году уже неоднократно отмечались основные изменения в покупательских предпочтениях. Ключевым из них считаю запрос на многофункциональные планировки приобретаемых квартир, многие покупатели думают о возможности организации комфортного места для работы или учебы. Также вырос спрос на квартиры с балконами или лоджиями. В период, когда даже выходы на улицу для прогулок оказались жестко регламентированы, возможность безопасно подышать свежим воздухом, безусловно, высоко ценилась.

— И как компания реагирует на эти изменения?
— Девелопмент — это долгий цикл, и изменить проект с учетом новых покупательских запросов практически невозможно. Поэтому мы так много внимания уделяем разработке продукта. И в период пандемии темпы продаж в наших московских проектах показали, что мы правильно слышим клиента. Уже в июне, после рекордного падения спроса в апреле-мае на фоне самых жестких карантинных ограничений, наши продажи выросли в два раза по сравнению с предыдущим месяцем. А по итогам 3 квартала количество сделок в Московском регионе по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло на 18% благодаря наиболее полному соответствию наших проектов запросу покупателей.

В создании качественного продукта мы не стоим на месте. Мы намерены не терять актуальности и в новых масштабных проектах с долгим горизонтом раскрытия, таких как ЗИЛ-Юг, к примеру, реализация которого 10+ лет. Именно на этом проекте мы тестируем новые подходы, проверяем гипотезы будущих трендов. И делаем это вместе с профессиональным сообществом и горожанами на медиаплатформе GenerationZil.

— Какие функции вы собираетесь убрать, какие привнести в свои новые ЖК?
— Мы давно ратуем за многофункциональность и устойчивость объектов недвижимости. Помимо базовых факторов: высокое качество строительства и грамотная эксплуатация объектов, сегодня жители ждут от девелопера продуманных общественных пространств, условий для развития городских комьюнити. Современная урбанистика ставит в центр человека, горожанина. И жилые комплексы должны отвечать тем же критериям: вариативность, многофункциональность, комфорт создаваемой среды.

К примеру, в проекте жилого комплекса «Крылья» представлено не менее 54 вариантов планировок квартир, здесь же мы разрабатываем проект организации соседских центров в антресольных помещениях непосредственно во входных группах. Подумали мы и о коворкингах – еще один тренд, востребованный в период пандемии.

Еще дальше мы продвинулись в проекте развития территории ЗИЛ-Юг. Здесь мы реализуем концепцию 15-минутного города, когда все необходимые для полноценной жизни сервисы и объекты инфраструктуры располагаются в шаговой доступности. И главное условие: до них будет приятно и комфортно шагать ?. Для того, чтобы это получилось, мы начали развитие проекта не с архитектуры, а с планирования общественных пространств всей территории. Над мастер-планом ЗИЛ-Юг в настоящее время работает голландское бюро KCAP.

— Какие зарождающиеся тренды вы наблюдаете? Как пытаетесь предвосхитить спрос на этих направлениях?
— Недавно мы провели качественное исследование с компанией Celebrium о том, за какие дополнительные опции покупатели готовы платить. Для нас был важен именно такой запрос: мы работаем в сегменте коммерческого девелопмента, и наша задача получать максимальную маржинальность.

Исследование показало, что клиент уже не так много внимания уделяет локации. В целом, можно в этом «винить» высокие темпы развития инфраструктуры всех районов нашей столицы. Во многих локациях строительство транспортной инфраструктуры и благоустройства и вовсе идет опережающими темпами. Конечно, этот факт значительно повышает инвестиционную привлекательность площадок в самых разных локациях для девелопера. А для клиента дает реальную возможность оставаться жить в своем районе, меняя только класс недвижимости на более высокий. Руководствуясь этой логикой, мы сегодня предлагаем рынку пул небольших клубных домов под брендом «Счастье» практически в каждом районе Москвы. Мы работаем над тем, чтобы иметь в портфеле максимальную вариативность предложения на любой бюджет и запрос.

— За что сегодня еще не готовы платить потребители, но вы уже готовы создавать, причем на свой, как говорится, страх и риск?
— Действительно, подобные исследования помогают нам довольно точно определить текущие запросы покупателей, но мы также осознаем, что некоторые опции должны работать на перспективу. К примеру, сегодня наши клиенты еще не готовы доплачивать за станции подзарядки электромобилей в своем жилом комплексе. Однако мы понимаем, что популярность электротранспорта будет расти, и возможно уже через несколько лет такие станции станут просто необходимы. Поэтому мы стараемся заложить возможность организации работы такой станции на перспективу.

Мы также знакомим наших жителей с элементами устойчивого города (sustainablecity). В ЖК «Крылья», например, уже функционирует вертикальная городская теплица (совместный проект с компанией Panasonic). Не так давно проект World Skills Russia снимал сюжет о профессиях будущего, в список попали и операторы городских теплиц.

— Что будет, если ваши прогнозы не оправдаются, и созданный продукт не будет пользоваться спросом?
— Не хотелось бы загадывать, тем более, что над любым нашим проектом работает большое число специалистов: проектировщики, департамент продукта, маркетинг. Мы также сами управляем нашими жилыми комплексами, благодаря чему получаем прямую обратную связь от жителей. Это тоже помогает нам оставаться актуальными, а, значит, востребованными и конкурентоспособными.

— Какие специализированные инструменты помогают вам в исследованиях и создании мастер-планов масштабных территорий? Чем они отличаются от общепринятых?
— Расскажу на примере нашего нового проекта ЗИЛ-Юг, продажи которого начнутся уже в начале следующего года. Территория проекта 109 га, и реализация планируется в несколько очередей. Еще до старта проектирования мы провели серию воркшопов с международными и российскими урбанистами и архитекторами. Открытые дискуссии и исследование зарубежных практик позволили нам отметить наиболее удачные решения и впоследствии применить их в своей работе.

Отличие нашего подхода в том, что, несмотря на наличие утвержденного ППТ, в рамках которого мы могли начать строительство, мы сделали шаг назад и провели большую работу по территориальному развитию. Это позволило нам существенно повысить актуальность ППТ, создать новые связи как внутри района, так и с прилегающими проектами. Результатом, уверена, станет самая комфортная городская среда, которую можно будет воспринимать как эталон при реализации других проектов.

Летом 2020 года мы запустили открытую медиаплатформу Generation ZIL для вовлечения активных горожан и экспертов в развитие проекта. Благодаря этому инструменту мы планируем сохранять актуальность проекта в контексте городского развития и меняющихся предпочтений.