Цитата_Морозов_800х400

Вот уже несколько лет как обстановка в мире импорта оборудования, комплектующих и технологий разительно поменялась. Так, ключевой проблемой для российских девелоперов является дефицит качественной продукции: инженерные сети, оборудование, материалы и, в том числе, лифты, эскалаторы и подъёмники.

Почему импорт? 

Несколько предыдущих десятилетий всё наполнение современных зданий и сооружений проектировалось, закупалось и поставлялось зарубежными компаниями и их представительствами. Высокое качество, инженерные традиции и зашкаливающий уровень глобализации не позволял отечественным компаниям хоть сколько-нибудь серьёзно конкурировать своим продуктом на массовом рынке в среднем и более высоких сегментах.

Российские производители лифтового оборудования в большинстве случаев предлагают продукцию эконом-класса (скорость до 1,6 м/c, стандартные характеристики, отсутствие дизайнерской отделки, низкий порог предельной нагрузки). Это сегмент массового жилья, замен и модернизаций. Конкурировать на нём помогают огромные объёмы производства и погранично низкие цены оборудования, делающие импорт нецелесообразным.

Полный цикл производства какого-либо товара или изделия целесообразен и окупается на рынке ёмкостью от 300 млн человек. Наша страна и дружественные партнёры в рамках разных торговых организаций пока что составляют лишь половину необходимого числа потребителей товаров. Полный отказ от импортных комплектующих и развертывание 100% импортозамещающих мощностей даже в одной достаточно узкой области (лифтостроение) требует усилий, инвестиций и 3–5 лет подготовки, а реализовано может быть на должном уровне в 8–10 летнем плане. 

Диверсификация импорта и сложности с эксплуатацией 

В существующих реалиях заводами производится первоначальная диверсификация импорта комплектующих от нескольких равноценных поставщиков из партнёрских стран с последующей пошаговой локализацией.

Большими сложностями обернулась сегодня эксплуатация уже установленных импортных лифтов из-за разрыва цепочек поставок запасных частей и расходников европейских и американских производителей. Далеко не всегда существуют доступные азиатские аналоги или возможности параллельного импорта интересующих узлов. Особенно, электрики и электроники из-за санкций на оборудование двойного назначения.

Управляющим компаниям зачастую недостаёт квалификации и документации для ремонта уже установленной продукции, что приводит к дополнительным издержкам при ремонте. Повторимся, техническая поддержка и каналы получения документации от производителей также утеряны, не проводится обучение по работе с оборудованием.

В результате застройщики продолжают отдавать приоритет импортной продукции, заполучить которую сегодня стало всё сложнее. В освободившийся вакуум рынка хлынула разнообразная масса поставщиков. Даже спустя несколько лет сложно с первого взгляда понять, надёжный ли перед вами производитель, или вы на грани рискованной сделки.

Минимизируются такие риски партнёрством девелопера и лифтового генподрядчика: организации с опытом и экспертизой помогают выбрать, спроектировать, доставить и смонтировать вертикальный транспорт высокого качества от зарекомендовавших себя и не ушедших с рынка производителей.  

Правила для девелопера: как сократить издержки?

При работе с лифтовым генподрядчиком особенно важно соблюдать при монтаже и эксплуатации правила, которые позволят сократить издержки. Перечислим их.

  1. В условиях неоднозначной геополитической обстановки с доставкой комплектующих из-за рубежа могут возникнуть проблемы: параллельный импорт увеличивает сроки поставок, что приходит к простою оборудования, а также оборачивается весомыми наценками. Лучше отдавать предпочтение продукции из России или дружественных стран с прогнозируемой и прозрачной логистикой. Это позволит в дальнейшем сэкономить ремонте: заказать и получить комплектующие будет проще.
  2. Подбор, заказ и поставка оборудования на тендерной основе позволят застройщику выбрать проверенного подрядчика с широким спектром услуг и приемлемой стоимостью работ.
  3. Нестандартные габариты шахты и специальные требования к исполнению лифта приводят к удорожанию монтажа на 40–50%. Поэтому лучше проектировать стандартные шахты, для которых подходят типовые модели лифтов грузоподъёмностью 400–630 кг для пассажирских и 1000–1600 кг для грузовых лифтов. Требования к шахтам определяются характеристиками здания: проходимостью, нагрузкой в пиковые часы. На основе этих параметров рассчитывается формула пассажиропотока. Условно, уже на этапе проекта здания мы понимаем: для офисов нужно больше быстрых лифтов, нежели для таунхауса. В жилых помещениях пиковые часы нагрузки приходятся на утро и вечер (когда люди отправляются на работу, а затем возвращаются с неё). В общественных пространствах, аэропортах или таунхаусах оборудование работает в совершенно иных режимах, поэтому должно быть грамотно спроектировано под конкретную задачу.
  4. От скорости подъёма также зависит стоимость оборудования и работ: разница в затратах при монтаже стандартных (1–1,6 м/c) и скоростных (4–8 м/с) лифтах может достигать 100%. 
  5. Как известно, масштабирование позволяет сократить издержки: при установке сразу нескольких лифтов на объект себестоимость монтажа каждого лифта в отдельности снижается.

Кроме всего вышеперечисленного, важно проводить работы в верной последовательности:

  • заказывать оборудование строго после утверждения и на основании проекта, чтобы возводимые конструкции шахт и перекрытий позволили беспрепятственно разместить оборудование расчётным способом;
  • на момент проведения работ в здании уже должны быть окна и двери: если их нет, ветер и влажность значительно затрудняют монтаж и могут повредить оборудование;
  • на момент сдачи на объекте должен работать постоянный источник электропитания: подключение оборудования посредством генераторов существенно усложнит работы;
  • также монтаж невозможен без согласованных реперных отметок: если остановки будут находиться не на нужном уровне от плиты перекрытия, то после финишной отделки придётся проводить ресурсозатратные работы по переносу дверей.

Стоит помнить, что дополнительные улучшения (отделка кабины, панели приказов, установка дизайнерского оборудования, голосовое сопровождение, очистители воздуха, камеры и пр.) означает рост издержек, но в ряде случаев необходимость таких улучшений обусловлена высоким классом здания, поэтому и отказаться от них нельзя. Напротив, экраны, позволяющие транслировать рекламу, позволят в дальнейшем получить дополнительный доход — вознаграждение от рекламодателей.

Правила обслуживания: как избежать частых ремонтов?

Существует и несколько ключевых рекомендаций, которые помогут минимизировать расходы при эксплуатации оборудования.

  1. Техосмотр по графику, включающий в себя не только осмотр кабины и машинного помещения, но и проверку шахты.
  2. Регулярная (ежемесячная) механическая чистка шахты, которая послужит профилактикой поломок и засорения движущихся узлов (и, конечно же, ни в коем случае нельзя сметать в шахту мусор: это может привести к серьёзной поломке оборудования!).
  3. Регулярные (ежемесячные) профилактические работы в соответствии с регламентом завода-производителя: замена смазывающих жидкостей, натяжка тросов, регулировка дверей. Если такие мероприятия не будут проводиться, то уже через 3 года состояние механизма критически ухудшится, тогда как согласно нормативам срок его эксплуатации должен составлять в среднем 25 лет.
  4. Если на первом этапе жизненного цикла здания необходимо использование лифтов с перегрузками и  промышленным извозом, следует разработать особый график обслуживания, ремонта и защитных мероприятий для сохранения оборудования.
  5. По истечении срока гарантии от застройщика на жилую инфраструктуру — выбор правильной УК, специалисты которой проходят повышение квалификации на заводе-изготовителе.
  6. Обращение к надёжному подрядчику по ремонту, который не станет настаивать на проведении ненужных работ.
  7. Установка антивандального оборудования (например, в жилых объектах в спальных районах), которая позволит дольше сохранить функциональной и товарный вид оборудования.

Главный принцип экономии на монтаже и обслуживании

Одновременно сэкономить на монтаже и обслуживании поможет работа с генеральным лифтовым подрядчиком: иными словами, одной-единственной компании с собственными дилерским центром и складом, которая проектирует, продаёт, поставляет, монтирует оборудование, даёт на него гарантию и впоследствии обслуживает его, а также может предоставить скидку в случае долгосрочного сотрудничества или крупных заказов. 

Так, ГК LIFT-IMPORT даёт гарантию на работы сроком на два года, а на само оборудование — сроком на пять лет. Также у такой компании, в большинстве случаев, есть собственный склад с запчастями, которые будут доставлены на объект в сжатые сроки и без наценок перекупщиков. Наконец, у хорошего генподрядчика специалисты регулярно повышают квалификацию на заводе-изготовителе (например, сотрудники LIFT-IMPORT проходят обучение на заводах в Турции и Китае), что сводит к нулю вероятность некачественного ремонта.

Напротив, обращение к третьим лицам не только оборачивается риском проведения некачественных работ по завышенной стоимости, но и делает невозможным последующее проведение ремонта по гарантии даже в той компании, которая занималась монтажом изначально, что оборачивается внушительными тратами.