Поиск хорошего помощника, толкового pr-менеджера, уверена, настоящая проблема и большая головная боль для любого руководителя. Кадровый дефицит на нашем рынке – жуткий. А самое удивительное, что при всем, казалось бы, многообразии выбора, порой, вообще не понимаешь – кто все эти люди, которые пачками высылают тебе резюме и рвутся на работу? Поясню, с чем столкнулась лично я.

 

Глупость. 90% соискателей, закончивших гуманитарный вуз, не умеют элементарно складывать слова и логически мыслить. Человек пишет в резюме, что его главный талант – это умение работать с текстами, копирайт и креатив, и на первом же задании выдает мне такие перлы, что я пребываю в ступоре перед экраном минут пять и только потом прихожу в себя…

 

И знаете как они объясняют все эти ляпы? Самое распространенное объяснение собственной глупости: «Это слова спикера. Он так сказал!». Все, финиш! Лично для меня в этот момент занавес закрывается. И лишь напоследок я говорю этим людям: «Задача спикера – дать вам на бегу направление мысли, обозначить тренд или сделать вывод. Ибо он зарабатывает деньги для компании. А ваша задача, за которую вы и получаете зарплату, оформить эти «мысли на бегу» в красивый и грамотный текст. Не понимают.

 

Лень. Совсем недавно я наняла одного менеджера, взрослого парня, который писал неплохо, НО… Писал очень медленно. Хорошо, но по одному – максимум два запроса в день (тогда как лично я осваиваю в день обычно по 7-10 запросов). Я понимаю, опыт и все такое. Поэтому не гоню с новичками и даю время на разгон. Так вот, мой новобранец постоянно задерживался после 19.00 (минут на 15-30, не больше) даже со своей микроскопической нормой. После месяца испытательного срока он уволился со словами: «Я хочу располагать своим временем и знать, что после 19.00 я свободен»…Черт возьми, каким бы ты ни был гением, но знать, что такое «дедлайн» и что нередко нам, пиарщикам, приходится жертвовать личным временем ради срочного запроса, свалившегося «с небес» от одной из ведущих федеральных газет – это норма. В конце концов, официальная, а главное – стабильная зарплата, интересный молодой коллектив, перспективы личного развития точно того стоят. Распрощалась без сожаления.

 

Серость. Креативить способны вообще единицы. Большинство просто не знают, что такое вертеть извилинами в разные стороны, когда нужно пропиарить какой-нибудь ЖК. Придумать жизненную, практичную для покупателя тему и вписать в него проект – для них это вообще высшая математика. А ведь всего лишь нужно встать на место этого покупателя… 

 

Безграмотность. Но самое печальное, что 99% людей с гуманитарным образованием по факту элементарно не знают русского языка. Скажите мне, как человек с красным дипломом вуза, может не знать, что «несмотря» в значении «невзирая» пишется слитно? Не знать, что такое причастные и деепричастные обороты? Не знать, что такое сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и что они отбиваются запятыми? Почему я должна преподавать всем этим людям уроки русского языка 5 и 6 класса? Я могу простить, если вы не знаете, чем апартаменты отличаются от квартир. Но я не нанимала вас, чтобы расставлять тире и запятые. Как вы можете называться пиарщиками и писать тексты с грамотностью в лучшем случае троечника? Повальная безграмотность людей с филологическим образованием лично меня просто убивает. Мое личное убеждение – pr-специалист не имеет права быть безграмотным! Куда пропали действительно образованные люди? Почему вдруг элементарная грамотность стала неактуальна для людей, работающих со словом?  

 

Не буду дальше разглагольствовать. Мои личные выводы и советы на тему – как найти толкового пиарщика.

 

1. Опыт в недвижимости – не главное. Главное – чтобы были мозги. Гораздо проще вырастить своего помощника с нулевым опытом работы в пиаре, чем брать «звезду» и переделывать ее под себя. Научить нашему ремеслу, на самом деле, не сложно, если у человека просто есть мозги. Я лично горжусь своими ученицами – Ира Кравчук, Настя Быкова. Эти девочки пришли ко мне в Penny Lane Realty практически нулевыми (простите меня, девочки). Но им было достаточно одного моего урока – аля «работа над ошибками» — и пошло, поехало… И где они сейчас? Вы знаете… Про Динару Муртазаеву и Инну Будникову вообще молчу. Они пришли ко мне, конечно, более подготовленными, но, уверена, согласятся со мной, что я  их тоже многому научила. Звезды, за которые мне не стыдно… Всем этим девочкам – настоящим профи – я не раз потом давала рекомендации.

Я готова тратить свое время и убиваться, когда вижу потенциал. Мне достаточно недели, чтобы понять – есть этот потенциал или дело – труба. Увольняю без сожаления. Потому что не хочу до 19.00 выполнять их работу, а после 19.00 и до бесконечности – свою… Не тратьте свое время на бездарности. Они этого не оценят, а только сожрут ваше время и нервы.

 

2. Гуманитарное образование в нашем деле тоже, как показал мой опыт, не главное. Однажды я взяла на работу девочку с техническим образованием и опытом работы пиарщиком в IT-компании. Взяла, потому что она ну очень хотела работать у меня. И я не ошиблась, ибо у нее было поставленное системное и логическое мышление. А творчеству (рюшечкам и кружевам) я ее научила. Писала очень умные комментарии и релизы. Работала долго, пока не вышла замуж и не ушла рожать )))о достаточно одного моего урокавочки).но, если у человека просто есть мозги.  

 

3. Для пиарщика рынка недвижимости важно, чтобы он был либо москвичом, либо жил в Москве продолжительное время. Он должен знать, что такое Золотая миля, ТТК и Новая Москва, должен понимать, что Ленинградка – это север, а Симферопольское шоссе — юг. На уроки географии (также как уроки правописания) у меня лично нет времени.

 

4. Возраст. Для того, чтобы писать зрелые осмысленные комментарии от имени генерального директора, нужен, как ни крути, собственный жизненный опыт,  чтобы эти  комментарии имели хоть какой-то вес. Они должны хоть что-то пережить в своей жизни и иметь свое мнение. У 20-летних его нет. Пишут, может, и грамотно, но безыдейно. Поэтому я рассматриваю кандидатов от 25 лет.

 

5. Талант. Его невозможно определить на этапе собеседования, но можно при выполнении первого тестового задания. Обычно я даю два тестовых задания. Как правило, это текущие запросы от СМИ, но выбираю самые легкие, не требующие экспертного ума. Первое задание на проверку способности мониторить новую информацию, анализировать ее и выдавать на гора красивый умный текст (из разряда – охарактеризуйте какой-нибудь район). Ничего сложного, согласитесь, в том, чтобы прочитать в интернете про плюсы и минусы, например, района Фили и написать про него. Второе задание – на креатив. Предлагаю отработать тоже вполне реальный запрос от СМИ — что такое современный дом (спасибо за идею Екатерине Степановой из Urbanlook.ru). Уверяю вас, этих заданий достаточно, чтобы понять, есть ли у человека вообще мотивация работать (многие сразу отказываются что-либо писать) и способности.

Если вам прислали неплохой текст, обязательно проверьте его на уникальность. Однажды девочка прислала мне тестовое задание с уникальностью 20%!!! Я разразилась праведным гневом, на что она мне ответила в письме, мол, я же говорила вам, что в недвижимости у меня нет опыта, я плохо разбираюсь в этой теме, но пишу я хорошо… Как вы догадываетесь, была послана.

 

6. И последнее – личные ощущения. Все-таки именно вам работать бок о бок с этим человеком. Вы должны на него положиться в работе и иметь право спокойно отдыхать в отпуске, вам должно быть с ним комфортно, он не должен вас раздражать. Один психолог как-то сказал мне, что при первом общении с человеком слушайте свои эмоции первые 30-40 секунд. Этого достаточно, чтобы понять, ваш это человек или нет. Если через 40 секунд вы начинаете внутренне себя уговаривать – ну у нее же красный диплом, ну у нее же есть опыт в недвижимости, ну она же так умно говорит, ну дай ей шанс – а душа на самом деле не лежит, то вы все равно ее уволите. И время будет упущено. Лично у меня так было много раз. Поэтому на собеседовании первые 1-2 минуты я слушаю, прежде всего, свои ощущения от человека.

 

Уж извините. Наболело.

 

И да, я его все-таки нашла. Точнее их. Сейчас у меня два помощника и я спокойно отдыхаю в отпуске!

P.S. Огромное спасибо нашим hr-менеджерам Маше и Алене, которые прошли со мной огонь, воду и медные трубы в поисках иголки в стоге сена 🙂