Батон — булка, подъезд — парадная, бордюр — поребрик. Существуют ли в жилой недвижимости такие же заметные отличия между Москвой и Питером как в сленге между двумя столицами?

Как правило, даже в одной компании над проектами в разных регионах работают отдельные команды маркетологов, продуктологов и менеджеров по продажам, поэтому невозможно заставить их объективно сопоставить два рынка. Но запросы от СМИ на такое сопоставление приходят регулярно, поэтому пришлось это сделать пиарщикам. (По старой русской традиции «не знаешь куда кинуть вопрос, кинь его в пиар»)

1. Цены. «Почемзлатыекупола»
В Москве в первую очередь локация диктует класс жилья и цену за кв. м. Садовое, ТТК и МКАД очерчивают территории, в которых преобладает жилье определенного уровня.

Так внутри Садового кольца реализуются проекты исключительно высокого ценового сегмента – элитного и премиум-класса. Квартиры и апартаменты элитного класса предлагаются в среднем по 600-1100 тыс. руб./ кв. м

Между Садовым и ТТК уже больше всего проектов бизнес-класса (за исключением района Хамовники). Жилые помещения в бизнес-классе предлагаются в среднем по 250-300 тыс. руб./кв. м, премиум – 450-500 тыс. руб./кв. м, в элитных проектах – по 800-900 тыс. руб./кв. м.

За ТТК основной объем предложения составляют новостройки массового сегмента – стандарт и комфорт-класса. Квартиры в комфорт-классе предлагаются по ценам от 115-130 тыс. руб./кв. м на примкадных территориях, в среднем – по 150-190 тыс. руб./кв. м. Здесь же реализуются проекты бизнес-класса по ценам 200-250 тыс. руб./кв. м

В Питере немного другая история. Исходя из специфики исторической застройки города, распределение цен неоднородное. Объекты одного класса в одной локации могут значительно отличаться друг от друга по цене за счет видовых характеристик (есть ли у объекта вид на воду или исторические достопримечательности) и конкретного местоположения (на цену влияет окружение: близость кладбища, промышленного объекта, домов в аварийном состоянии и т. д.).

Это напрямую касается «условного центра» города: Адмиралтейского, Центрального, Василеостровского и Петроградского районов. Объект недвижимости может быть приближен по цене к бизнес-классу за счет расположения в «условном центре», хотя по всем качественным характеристиками относиться к классу комфорт.

2. Срок экспликации, срок принятия решения покупателем. «Пренебречь вальсируем»
Считается, что москвичи все время куда-то спешат, тогда как жители Северной столицы более вдумчивые и неторопливые.

Сравним, влияет ли это на сроки покупки квартиры.

В Москве для сегмента комфорт-класс с момента первого обращения в компанию (звонка) до заключения договора покупки составляет три-четыре недели. Покупатели комфорт-класса в Москве при покупке жилья ориентируются на цену, место и транспортную доступность. Москвичам крайне важно понимать, сколько времени займет поездка от дома до условного центра или места работы.

В Санкт-Петербурге время принятия решения занимает больше месяца. Но если застройщик объявляет о повышении цен, то покупатели стремятся ускорить процесс или зафиксировать первоначальную цену. В массовом сегменте питерский покупатель в первую очередь ориентируется на цену, даже может пренебречь локацией ради экономии.

В более дорогих сегментах покупатели не торопятся вне зависимости от города. Наши аналитики в Санкт-Петербурге отмечают, что чаще покупатели предпочитают проекты с высокой степенью готовности. Выбирают или по конкретной локации (например, хочу жить у Смольного) или в определенном проекте, где им подходит общая концепция.

В Москве покупатели сегмента бизнес и премиум принимают решение о покупке в среднем за полтора месяца, тщательно выбирают и в случае уверенности застройщика, могут входить в проект на ранних стадиях строительства.

3. Отличия в продвижении и рекламе. «В чем правда, брат?»
Как бы мне не хотелось сказать, что в Питере проекты продаются исключительно под «вальсы Шуберта и хруст французской булки», придется писать о прозе жизни.

В массовом сегменте, как уже говорилось, покупателю важна цена, значит и в рекламных материалах в обеих столицах она выходит на первое место. В Москве к стоимости нередко добавляют информацию про транспортную доступность и инфраструктуру.

Если говорить о сегментах бизнес и выше, то наши исследования спроса в Москве отмечают важность локации с точки зрения престижа района, а также характеристики самого проекта (ширина окон, планировки, МОПы, благоустройство).

4. Благоустройство. «И в Летний сад гулять водил»
В Питере районах с исторической застройкой (см. районы из первого вопроса) почти нет детских площадок и скверов для прогулок с детьми, поэтому жители активно отстаивают каждый зеленый уголок. Зато многие дворы в историческом центре закрыты от посторонних, пусть сейчас это делается для сохранения парковочных мест, но нередко жители своими силами благоустраивают территорию двора. В новых ЖК, как в Москве, так и в Питере, благоустроенная территория и детские площадки – это уже давно неотъемлемый атрибут, это даже не УТП, а как говорится, «гигиенический минимум».

Преимуществом теперь выступает качественное наполнение этих площадок: покрытие, зоны для разных возрастных групп, использование рельефа в благоустройстве, производитель оборудования, наличие отдельных спортивных площадок и т.п.

5. Популярность апартаментов. «Поедемте в нумера»
Еще есть легенда, что апартаменты пришли к нам из Северной столицы, как западный формат жилья. Но на проверку оказывается, что доля апартаментов на рынке новостроек Петербурга составляет порядка 10%. Тогда как в Москве их около 20-24%. В Питере утверждают, что большой нагрузки на социальную инфраструктуру апартаменты не оказывают, так как это проекты в основном не очень большие. Да, дефицит социальных объектов существует, но апартаменты не являются первопричиной для этой проблемы. Московские апартаменты, по мнение аналитиков ГК ФСК, это не формат жилья для семей с детьми, а значит, они не дают существенную нагрузку на местную социальную инфраструктуру.

Поездки в Санкт-Петербург этим летом заменили многим европейские курорты, мы лишний раз убедились, как прекрасна Северная Венеция, только климат подкачал. А отличий в предпочтениях покупателей между двумя городами становится с каждым Сапсаном все меньше.