У меня имеется детская травма. Из квартиры с огромной лоджией, где родители любили пить кофе с видом на Ангару и принимали гостей, а я каталась на велосипеде (трехколесном, но – тем не менее – настоящем), мы переехали в шикарную «сталинку». Единственным, но фатальным ее недостатком оказалось отсутствие хоть какого-то балкона. И это не могли компенсировать ни 4,5-метровые потолки, ни огромные окна (даже в ванной комнате), ни метровые подоконники, ни многочисленные подсобные помещения… Даже настоящий камин, который топился дровами, не утешал нас.

О лоджии на старой квартире в семье вспоминали так часто, что одной из самых моих заветных «мечт» стала организация балкона. Я рисовала его в школьных тетрадках, обставляла мебелью и засаживала цветами, просила знакомых рассчитать стоимость его пристройки, и даже копила на это деньги. Понятно, что мечта не сбылась, вряд ли бы кто-то в советское время разрешил пристроить балкон к дому постройки 1938 года в центре города, но вот все следующие квартиры у нас были без этого недостатка. И всегда на них росли цветы, по вечерам зажигались фонарики, и, конечно, стоял небольшой столик, где можно было потупить за чашкой кофе и полюбоваться красивым видом.

Когда в Москву пришла мода на новостройки без балконов, я искренне недоумевала – как люди в трезвом уме, ясной памяти и при деньгах могут там что-то покупать? И ладно бы, эконом-класс, где у покупателя не особо есть выбор –  «бери, что дают», но когда к «безбалконному» тренду присоединились и некоторые приличные проекты бизнес-класса, стало понятно, что проблема глубже. Но девелоперы не прогорали, лоты в таких ЖК не распродавали за бесценок, и я даже поверила в то, что, наверное, существуют люди, которым балкон в принципе не нужен.

 Ромео не долезет!

Оказалось, против лоджий и балконов в столичных новостройках выступают не только девелоперы и концептуальные архитекторы, но и дизайнеры, причем даже те из них, кого никак нельзя обвинить в отсутствии креатива. «Когда-то балконы использовались по назначению — выгулять даму, послушать серенаду или впустить Ромео. В наше время они стали частью системы противопожарной безопасности, основное их предназначение – дать человеку возможность дождаться спасения даже при полыхающей квартире», — объясняет Катерина Семихатова, дизайнер интерьеров, основатель бюро People2People design.

Однако сейчас все изменилось: серенады в многоэтажках неактуальны, на 23 этаж никакой Ромео не долезет, да и противопожарную функцию балконы утратили, т.к. все, кто мог и хотел, уже присоединили их к своим квартирам. Ну, а для того, чтобы организовать там пространство для отдыха, площади банально не хватает. «Размер московских балконов – бессмысленный и беспощадный, ничего, кроме шкафа и письменного столика там не поставишь. И по факту они становятся кладовкой-мусорным контейнером. В домах с застекленными в пол лоджиями это выглядит забавно: фасад наизнанку. Не думаю, что это красиво. Поэтому я против балконов. И от пожара не спасает, а площадь и инсоляцию – крадет», — говорит Катерина Семихатова.

Так почему без балкона-то?

Существует несколько основных причин, почему девелоперы в последние годы стали отказываться от балконов. Считается, что, прежде всего, их отсутствие обусловлено нежеланием самих потребителей переплачивать за дополнительную площадь. «Потребительские предпочтения смещаются в сторону все более компактных квартир, люди и хотели бы купить просторное жилье, но не могут себе этого позволить. Поэтому при выборе квартиры, покупатели предпочитают не оплачивать стоимость балкона, который сложно использовать полноценно», — считает  генеральный директор сервиса «Синица» Наталья Шаталина.

С ней согласна и Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE), которая добавляет, что сегодня наличие летних помещений может не предусматривать и архитектурная концепция проекта. Девелопер, которому небезразлично, как будет выглядеть жилой комплекс после сдачи в эксплуатацию, и, понимая, что часть жильцов все равно начнут использовать балконы как место хранения, отказывается от этого элемента. «Примером такого подхода служат ЖК от ГК ПИК в массовом сегменте, большая часть квартир и апартаментов в которых спроектирована без летних помещений. При этом спрос на жилые помещения в этих проектах стабильно высокий», — утверждает Надежда Коркка.

При этом существует еще одна версия – девелоперам просто невыгодно строить балконы. «С одной стороны, строительство 1 кв. м балкона и лоджии на 25-35% дешевле, чем строительства метра квартиры, при этом, балконы и лоджии учитываются в общей площади с коэффициентом 0,3 и 0,5 соответственно, т.е. по идее они должны стоить дешевле», — объясняет Наталья Шаталина. Однако добавляет, что самом деле застройщики уже довольно давно не учитывают балконы и лоджии в стоимость квартиры с коэффициентами, и зачастую квартира с балконом и без балкона с одинаковой общей площадью могут стоить примерно одинаково.

Тем не менее, сами застройщики экономический аспект ставят на первое место. «Отказ девелоперов от балконов связан исключительно с контролем себестоимости строительства и желанием повысить коэффициенты эффективности. Такая тенденция наблюдается в массовом сегменте, у тех застройщиков, кто строит по панельным или монолитно-панельным технологиям. Они уходят от балконов в целях удешевления строительства и максимальной стандартизации продукта», — утверждает Анна Соколова, директор по маркетингу ГК «Инград». ​К слову, эта компания как раз без балконов своих покупателей оставлять не собирается.

 Перспективы: синдром карантина и балконы-трансформеры

В прошлом году, когда нас всех на некоторое время заперли в четырех стенах, отношение к балконам и лоджиям в Москве изменилось. Согласно опросу, проведенному ГК «Инград», 9 из 10 потенциальных покупателей компании в 2020 году указали, что для них важно наличие в квартире балкона, лоджии или террасы. Хотя еще в 2019 о необходимости этой опции говорили лишь половина клиентов. «Люди, оказавшиеся на несколько месяцев в самоизоляции в «четырех стенах», выявили новые для них потребности — в дополнительном защищенном пространстве, к доступу к свежему воздуху. Таким образом, вирус и ограничения усилили определенные тенденции, существовавшие на рынке уже давно, но наиболее ярко отразились на предпочтениях потенциальных покупателей только сейчас», — объясняет Анна Соколова.

Если обратиться к исследованию НАФИ, то для 82,5% покупателей важно наличие летних помещений, но 17,5% респондентов готовы отказаться от него при условии снижения стоимости. Впрочем, тем девелоперам, которые сейчас возводят комплексы без этих элементов, тоже не стоит волноваться, на такие квартиры и после пандемии найдется свой покупатель. «Клиент готов отказаться от балкона по разным причинам. К ним относится не только возможная экономия, но и локация, а также инфраструктура», — говорит Надежда Коркка.

Она отмечает, что сейчас летние помещения все реже рассматриваются исключительно с точки зрения хранения там вещей и продуктов. Все же в большинстве новых жилых комплексов имеются келлеры, которые прекрасно справляются с этой задачей. А благодаря пандемии к балконам возвращаются их «развлекательные» функции. В теплое время года там все чаще высаживают цветы, обустраивают место для отдыха и устанавливают велотренажер или беговую дорожку.

Однако на этом хорошие новости не заканчиваются, т.к. технический прогресс не стоит на месте, и появляются различные новации, которые меняют наше представление о балконах и лоджиях. «К ним относится, например, Bloom Frame: окно, которое трансформируется в балкон. Сейчас это выглядит нестандартно, но есть вероятность, что через несколько лет такое решение станет нормой даже для массового сегмента», — прогнозирует Надежда Коркка.

Как выглядит окно-трансформер

Автор: Татьяна Рютина, редактор REPA