IMG_2749.JPG

Александра Сморжевская, старший консультант практики «Недвижимость. Строительство», ADELPHI

«Как обстоят дела в HR на рынке недвижимости?» – спрашивает меня Настя Кременчук. Хочется написать «не двигаются», но перехожу в режим делового диалога и отвечаю: «По-разному, рынок жив». Рынок действительно жив. Правда, больше похож на человека средних лет, который решил взять паузу и разобраться в себе.

Обычно в результате таких самокопаний приходит осознание, что компания, услуги и проекты не идеальны, и, чтобы выжить в конкуренции, оставлять всё на старом уровне нет возможности. Поэтому ищут сейчас в основном два типа менеджеров: способных сократить расходы или принести больше денег.

Первые должны навести порядок на существующем объекте при минимальных инвестициях (я говорю и про маркетологов, и про финансистов, и про управляющих). Вот, дескать, есть уже актив, и надо сделать так, чтобы актив управлялся наиболее эффективно. Вторые должны найти для компании деньги. Это и поиск новых арендаторов, и расширение портфеля клиентов, и продажи. В связи с этими задачами востребованы:

— Маркетологи, способные считать и напрямую связанные с продажами (уровень зарплат директоров по маркетингу в среднем – 250 000 – 350 000 рублей)

— Управляющие, имеющие опыт сокращения издержек на объекте (такой специалист будет стоить от 250 000 рублей);

— Специалисты по работе с клиентами, которые способны удержать арендатора и обеспечить поступление денег на счет компании без задержек (фиксированный оклад – от 120 000 плюс бонусы в зависимости от результата работы);

— Юристы, занимающиеся договорами аренды. Такого специалиста можно найти за 130 000 рублей и выше. 

— Директоры по развитию (от 100 000 рублей плюс бонусы, привязанные к сумме контракта);

— Брокеры и менеджеры по продажам (фиксированные выплаты могут быть достаточно низкими – начиная от 60 000 рублей, но при этом бонус со сделки может быть весьма существенным);

— Финансовые специалисты, у которых есть опыт работы с банками (зависит от позиции, менеджер с таким опытом будет стоить от 200 000 до 350 000, CFO – от 500 000 рублей)

Сегодня мы по-прежнему видим рынок работодателя. На одну позицию находится более трех финалистов с релевантным опытом. А первоначальный список кандидатов может состоять и из семи десятков фамилий. Работодатели всё чаще забирают сотрудников из конкретных компаний. И всё чаще обозначают, из каких компаний они бы не хотели видеть сотрудников никогда. Причём рейтинг лучших проектов работодатели предпочитают составлять сами.

Первоначально работодатели считают, что могут найти специалистов «с дисконтом», аргументируя это тем, что у них, в отличие от других, хотя бы есть конкретное предложение. Но когда оказывается, что нужен конкретный человек, компании готовы выходить на конструктивный диалог и даже перекупать. Так что понижения зарплат мы не наблюдаем. Достойные кандидаты получают тот уровень мотивации, к которому они привыкли. 

Учитывая большую конкуренцию и высокие требования, кандидатам можно порекомендовать следующее:

 

1. Фокус на главное

Если в 2008 году был спрос на мульти-сотрудников, которые способны в компаниях делать всё сразу, то сейчас такой опыт вызовет недоумение. Если у директора по продажам есть опыт участия в разработке концепции объекта, это будет, конечно, плюсом. Но если директор по продажам и продавал, и закрывал юридические вопросы, и продвижением заодно успевал заниматься, работодатели расценивают это как очень поверхностный опыт.

 

2. Проектное мышление

Работодатели оценивают не компании, в которых Вы работали, а конкретные проекты и Вашу роль в них. Поэтому Ваша задача – убедить работодателя, что именно Вы – залог успеха проекта (Вы один или Ваша команда, зависит от должности).

 

3. Не бросай по полпути

Кого точно не любят работодатели, так это кандидатов, которые уходят из компаний до логического завершения проектов. Завершите – потом уходите. Если проект растянут на десятилетия по независящим от вас причинам, проектами можно считать завершенные этапы проекта.

 

4. Работа – волк

Часто мы встречаем кандидатов, которые ищут работу мечты больше года. Сценарий банален. Человека не устроили условия работы. Человек ушел сам, или его сократили. Были предложения, но он от них отказался, потому что они «ниже его уровня». С каждым месяцем предложений становилось всё меньше. Потом и вовсе иссякли. Может быть, прозвучит резко, но если ты ищешь работу так долго, забудь про уровень. С какого-то момента уровни обнуляются. Если всё же образовался такой большой перерыв, будет не так критично, если во время этого перерыва Вы получите дополнительное образование. Также, если Вы рассказываете на собеседовании, что во время паузы занимались собственными проектами, будьте готовы рассказать, что это за проекты. Поверьте – про собственные проекты или консалтинг рассказывают почти все.