Политическая и последовавшая за ним экономическая встряска последних месяцев смешала карты всем участникам строительного рынка России — от застройщиков до производителей материалов. Одни компании сокращают издержки, приостанавливая проекты, другие переходят с импортных на российские материалы, а кто-то и вовсе задумывается о переформатировании бизнеса. Однако ситуация разнится в зависимости от сегмента: если в массовом домостроении сейчас наблюдается проседание спроса, то в премиальном все гораздо устойчивее.

В сегменте строительства частных домов класса эконом- и эконом плюс спад уже составляет 35-45% относительно этого же периода прошлого года. Спад рынка строительства частных домов класса А (премиальные дома площадью свыше 500 кв. м) сегодня достигает 10-15% и вряд ли эта цифра сколь-нибудь вырастет в ближайшей перспективе. Я знаю, что у архитекторов, которые занимаются проектированием премиальных домов, например в Подмосковье, сейчас восстановились заказы.

Другое дело, что в частном домостроении класса А влияние внешних факторов особенно заметно. Материалы, используемые при строительстве и отделке таких домов, почти на 100% импортные. Именно поэтому для этого сегмента самое тяжелое последствие сложившегося кризиса — разрыв логистических цепочек. Товары либо доходят до России с заметным опозданием и завышенным ценником, либо не приходят вовсе.

Не секрет, что ряд западных производителей полностью ушли с российского рынка, и не по своей воле. На складах уже заканчиваются запасы материалов, в магазинах нет половины привычного ассортимента. И это только начало. Конечно, в России до сих пор остаются некоторые зарубежные производители, например, PERI, Wienerberger, Ytong, Holcim. Но полностью закрыть все потребности рынка они не смогут.

Значит ли это, что строительный рынок остановится или переформатируется? Едва ли. Весь вопрос том, сколько нам придется заплатить за то, чтобы его сохранить. Решить — если не полностью, то частично — проблему дефицита отделочных материалов сможет легитимизация параллельного импорта. Спрос на него будет колоссальным, это очевидно уже сейчас. Роль посредников станет ключевой, как в начале становления нашей экономики на заре 1990-х.

Понятно, что любые изменения требуют значительных затрат на адаптацию, и за импорт, ввезенный в Россию по изощренным схемам, придется немало заплатить. Понятно, что любой игрок рынка при повышении своих затрат будет стараться переложить эти расходы на конечного покупателя. Однако по нашим наблюдениям, заказчики уже психологически готовы нести эти затраты. Первый шок прошел, люди адаптировались к новой реальности и поняли, что нынешний кризис — это надолго, и возврата к прошлому уже не будет. Около 70% заказчиков продолжают достраивать свои дома или подтверждают сделки по приобретению участков.

Очевидно, что в среднесрочной перспективе нас ждет изменение ценовой политики. Цены по всем группам товаров на импортные материалы для домов А класса выросли за последние месяцы на 10%. При этом общестроительные материалы (металл, цемент, дерево) не изменились в цене, местами даже снизились благодаря госрегулированию и падению спроса с массовом сегменте. Однако этот дисконт несущественен по сравнению с общим проседанием рынка строительства. Кроме того, нужно иметь в виду, что сейчас формируется отложенный спрос на общестроительные материалы, через полгода-год мы увидим скачкообразный рост спроса и, как следствие, цен.

Предложить хоть какую-то альтернативу могли бы, например, российские производители премиальной мебели или света, но их мощностей пока не хватает, чтобы удовлетворить весь существующий спрос. Они не смогут заменить «тяжелый люкс», но в премиум сегменте вполне конкурентоспособны. Большинство из них, кстати, используют импортное оборудование и даже сырье. Так что они сейчас тоже столкнутся с трудностями. Ситуация может измениться в перспективе пяти лет, не раньше. Известные итальянские и скандинавские бренды развивались годами и даже десятилетиями, прежде чем стать лидерами рынка. Теперь этот путь предстоит пройти отечественным компаниям.