Сегодня виртуальная презентация объекта недвижимости — musthave для успешных продаж. Помимо сайта и впечатляющих статичных изображений, все больше востребованы виртуальные туры, позволяющие практически совершить прогулку по комплексу, рассмотреть окружение, оценить благоустройство и вид из окна конкретной квартиры. Каким должен быть успешный виртуальный тур, что важно предусмотреть и как найти оптимальный баланс цена/качество. Об этом наша сегодняшняя колонка.

Реальная виртуальность — определяемся с понятиями
В наше время существует несколько вариантов реализации виртуальных туров. Назовем их условно «индивидуальная игровая бродилка» и «посещение с экскурсоводом». В первом случае виртуальный тур создан на базе игровых платформ, когда перемещение возможно осуществлять с помощью джойстика или AWSD+мышь в любом направлении. Пользователь сам выбирает маршрут своего перемещения и может попасть в любую точку проекта, включая все внутренние пространства в режиме реального времени.

Если же виртуальный тур выстроен по заранее спланированному сценарию или маршруту, пользователь может переходить по существующим точкам и осматривать пространство в этой точке 360 градусов, – это экскурсия. Количество точек не ограничено и обычно охватывает самые важные зоны внутри и снаружи объекта недвижимости, плюс наиболее выигрышные ракурсы.

Насколько важен эффект присутствия
В каждом варианте есть своя специфика, которую важно учитывать. Лет 10 тому назад, когда игровые технологии получили стремительное развитие, многие девелоперы хотели устроить в офисах продаж именно «бродилку» по комплексу.

В 2011 году компания ART3D одна из первых реализовала полноценный виртуальный тур-«бродилку» по жилому комплексу на территории в 50 Га с применением технологии Oculus Rift (очки виртуальной реальности). Эту разработку наш клиент продемонстрировал на MIPIM. WOW-эффект был достигнут! Еще бы — поворачивая головой в 3D-очках, посетитель делал то же самое в виртуальном мире и впервые гулял по ЖК в реальном времени. Создав несколько подобных проектов, достигнув на то время неплохого для режима он-лайн качества рендеринга и расширенного набора функционала в приложении, совместно с клиентами мы, тем не менее, пришли к пониманию низкой эффективности этой технологии при достаточно высоких затратах на материальную часть.

Во-первых, это все равно недостаточно привлекательное качество рендеринга в силу специфики продукта. Для повышения качества изображения необходимо тщательно прорабатывать 3D-сцены, в которых будет осуществлён виртуальный тур. Что и делается в процессе создания игр с подобными «бродилками». Но, учитывая, как часто меняются фасады, отделочные материалы, территория и т.д., процесс создания корректного изображения может затянуться на годы. И виртуальный тур станет слишком трудоемким и затратным инструментом.

Во-вторых, это высокие требования к аппаратному обеспечению на стороне пользователя (мощный игровой компьютер и высокоскоростной интернет). Наконец, серьёзная и масштабная разработка становится не совсем оправданной с точки зрения маркетинга, когда нужно показать покупателю преимущества объекта, а не просто отпустить «погулять».

Практика показала, что и в офисах продаж виртуальные очки не оправдали себя – во время просмотра у многих кружится голова, некоторые плохо ориентируются в пространстве. При этом каждому посетителю и в доCOVIDные времена выдавался индивидуальный гигиенический уплотнитель под очки, который стоил как несколько приличных респираторов.

На сегодняшний день виртуальные туры по заданному сценарию являются оптимальным решением. Благодаря качественному изображению, они создают действенный эффект погружения в проект, но при этом не требуют от потенциального покупателя и девелопера специального оборудования. Рендер максимально приближен к фотографичному  (тому, который размещен на сайте, в полиграфии и в архитектурном кино) за счет высокой детализации как архитектуры и окружения, так и фактуры материалов. Заданный сценарий позволяет осуществить продуманное customer journey и дает возможность наглядно продемонстрировать уникальные конкурентные преимущества проекта.

Что нужно для создания виртуального тура?
Первое и самое главное — качественная 3D-модель всего, подчеркнем, всего проекта, включая благоустроенную территорию, ближайшее окружение, проработанные интерьеры, в том числе коммерческих помещений. Детальная проработка архитектуры, фактуры бетона, плитки, кирпича и тп. позволяет «подойти» к объекту на метр в любой точке и быть уверенным в качестве изображения. Наличие нескольких красивых рендеров по объекту отнюдь не является гарантией качественной и полной 3D-модели. Помимо постобработки, которая может до неузнаваемости улучшить изображение, распространена история, когда модель прорабатывают под несколько определенных ракурсов. Это значит, что сделать виртуальный тур на основании такой модели невозможно.

Не менее важен маркетинговый анализ проекта и поиск той самой «изюминки», которая станет драйвером всего продукта. Главная задача виртуального тура — создать эффект присутствия, дать возможность прочувствовать нюансы проекта, рассмотреть в деталях ландшафт и благоустройство, «пощупать» натуральный камень фасада, посмотреть с балкона, посидеть в кафе. Важно сделать виртуальный тур интересным и эффективным с точки зрения продаж. При том, что инструментарий в целом понятен и универсален, для каждого проекта можно найти свою «фишку», которая при прочих равных сделает виртуальный тур особенным.

Один раз увидеть
Виртуальная экскурсия по объекту недвижимости на основе 3D-панорамы 360 градусов позволяет мгновенно погрузиться в атмосферу проекта как с любого смартфона, так и ноутбука — не нужно устанавливать дополнительные приложения, изображения высокого качества быстро подгружаются при минимальных требованиях к интернет-трафику. На генплане покупатель может сразу выбрать интересующие его точки.

Такой виртуальный тур может стать основой всего сайта, в котором каждый раздел имеет свой ракурс, а покупатель переходя от раздела к разделу может совершить виртуальную прогулку по объекту и посмотреть на него как в дневное, так и вечернее время. Отличный пример – клубный дом «Grand House», компании GLORAX Development. Сайт-виртуальный тур настолько полно раскрывает проект, что его не пришлось видоизменять и дорабатывать в условиях вынужденного тренда он-лайн продаж.

Удобно, когда помимо внешнего осмотра здания, можно попасть внутрь или выбрать на планировке квартиру и полюбоваться видом из окна на виртуальной панораме (из свежих примеров – проект «River Residences» в Серебряном бору).

Кстати, виртуальный тур не обязательно должен передавать реальную картину. Иногда он становится концептуальным решением, погружая зрителя в арт-пространство, как в проекте WHITE Khamovniki от Capital Group. Очень интересен пример футуристического виртуального тура по Башне Федерации. К моменту его создания апартаменты практически уже были проданы, задача — продемонстрировать особенности башни, ее параметры, стиль жизни, ее абсолютную уникальность (https://fedtower.ru/about также можно посмотреть разделы https://fedtower.ru/lifehttps://fedtower.ru/about/maintenance и другие).

Еще один вариант виртуальной прогулки — это 3D-анимационный тур. Отличие от панорамных туров в наличии Сценарий такой прогулки может быть самым разнообразным. Например, в ЖК «Айвазовский» есть 2 маршрута: для взрослых и детей. Проекты на курортах, будь то море, горы или острова, наиболее активно используют возможности виртуальных туров, поскольку основная часть аудитории живет за тысячи километров.

Анимация целесообразна на больших по площади объектах, тогда при переходе из одной обзорной точки в другую осуществляется красивый анимационный перелет. Конечно, себестоимость изготовления такого виртуального тура выше за счет анимации. В целом, нельзя измерить среднюю температуру по больнице — стоимость каждого тура индивидуальна и напрямую зависит от самого объекта, сложности архитектуры, рельефа, благоустройства и т.д.

Внутрь виртуального тура можно встроить определенный функционал, улучшающий качество выбора квартир. В проекте Vitality компании Larus Capital на панораме 360 можно не только досконально изучить благоустройство квартала, но и выбрать квартиру, стоя во дворе дома.

Анимационная прогулка и панорамы дают возможность оказаться в самых красивых уголках проекта, «собственными глазами» оценить преимущества и сделать выводы, которым особенно веришь, ведь они никем не навязаны.  Возможность мгновенно сменить день/ночь и время года превращают прогулку в яркие эмоции. Добавьте немного математики и удобный модуль выбора квартир — действенный инструмент продаж готов.

Виртуальный = идеальный

Итак, если рассматривать виртуальные туры по объектам недвижимости как дополнительный, а в некоторых случаях — и первостепенный, маркетинговый инструмент для увеличения визуального восприятия объекта и его особенностей, то они должны обладать несколькими важными свойствами:

  • иметь возможность быстрого внесения изменений, так как в проекты часто вносятся корректировки, как со стороны архитекторов, так и застройщиков;
  • загружаться так же привычно быстро, как и контент на сайте (фото, видео);
  • быстро работать на любом, даже «древнем» смартфоне и ноутбуке в максимальном качестве, с проработанной архитектурой, текстурами и фактурой материалов, фотореалистичным светом и атмосферой.

Ведь основная задача у любого современного виртуального тура — это вызвать эмоцию тогда, когда мы её хотим получить. Здесь и сейчас. Смотреть видео.