Ажиотаж привел к дефициту
Пандемия изменила загородный рынок и, возможно, надолго. Резко выросший спрос позволил владельцам сперва сдать, а потом и продать даже те объекты, которые «висели» годами. Риэлторы праздновали победу и отчитывались о перевыполнении всех «доковидных» планов. Но арендаторы и покупатели продолжали прибывать, а ликвидные дома и коттеджи быстро закончились. Эксперты сперва осторожно, а потом во весь голос заговорили о дефиците, причем он наблюдался во всех сегментах, начиная от эконом-вариантов – дачных домиков на 6 сотках и заканчивая элитными объектами.

«Только за май спрос вырос в полтора раза, а потом у нас закончилось качественное предложение, т.е. арендаторы остались, а вот предложить нам им уже было нечего», — говорит Сергей Колосницын, директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty. По его словам, спрос на покупку домов увеличился еще серьезнее, в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И здесь пришлось «плакать» всем: приобрести за адекватные деньги загородный дом было сложно как состоятельным покупателям, так и клиентам с небольшими бюджетами. Рынок просто оказался не готов к такому росту спроса.

Сейчас, после того как столичные власти объявили о новых ограничительных мерах в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, началась вторая волна «исхода» горожан за пределы агломераций. И проблема усугубилась: арендовать качественную недвижимость в Подмосковье и ближайших областях стало практически невозможно. Те объекты, которые на прошлогодние новогодние каникулы сдавали за 30 тыс. руб, сейчас можно снять не меньше чем за 100 тыс. руб. Купить, впрочем, тоже.

«Люди ходят по рынку с деньгами, но не могут подобрать себе недвижимость, качественных домов на первичном рынке уже давно нет, остался устаревший неликвид по завышенному прайсу, а также участки без подряда. В итоге клиенты либо откладывают покупку на весну, либо «вписываются» в стройку самостоятельно», — рассказывает частный риэлтор Оксана Николаева. Об отложенном спросе говорят многие ее коллеги.


Девелоперы: на старт, внимание, марш!
«Еще вчера развитию загородного рынка мешал низкий спрос, если, скажем, сравнивать его со временами бурного строительства в Подмосковье или с периодом строительства большого количества премиальных и элитных объектов в центре Москвы за последние пять лет. Сегодня этот спрос выражается ярким трендом и, единственное, что бы я рекомендовал девелоперам — это ускориться», — предупреждает Сергей Колосницын.

Казалось бы, девелоперам сейчас самое время подсуетиться и выйти к весне с новым качественным предложением. И это наверняка произойдет. Владельцы крупных земельных наделов, которые «пылились» на рынке годами, еще весной сняли их с продажи и решили осваивать землю самостоятельно.

Алексей Аверьянов, генеральный директор Vesco Group, рассказал, что в его компанию поступило много заявок от землевладельцев на разработку концепций коттеджных поселков, и он считает, что в течение 1-2 лет эти объекты будут выведены на рынок. «Их реализации очень поможет вторичный рынок с его многочисленными устаревшими проектами и недостроенными вовсе или уже требующими ремонта домами. На этом фоне отлично пойдет новый современный продукт, который может даже не быть дороже!», — надеется Алексей Аверьянов.


Идеальный поселок: о роли инфраструктуры
Но каким должен быть идеальный загородный поселок в наше время? «Спросом пользуются поселки с качественным благоустройством и современными домами, с продуманными и эффективными планировками. Обеспеченность инфраструктурой также важна, но она не обязательно должна быть в самом поселке, а может быть в пределах транспортной доступности», — отмечает Олег Михайлик, директор департамента загородной недвижимости Knight Frank.

Впрочем, по поводу инфраструктуры с ним согласны далеко не все: детский сад, школа, магазины, даже коворкинг в пределах шаговой доступности – наличие подобных объектов делает жизнь за городом значительно удобнее и, соответственно, повышает ценность такого проекта для покупателей. Например, о создании трансформируемого коворкинга в своем загородном поселке Annino заявила ГК Omakulma.

«Да, у наших покупателей чаще всего есть свой офис, но у них периодически возникают потребности провести встречу, летучку, встретить партнера — и сделать это максимально быстро, не выстраивая сложную логистику. Это диктует нам необходимость создания рабочих мест для работы в поселке, причем трансформируемых для разных задач», — рассказала Виолетта Басина, гендиректор ГК Omakulma, председатель комитета РСС по взаимодействию застройщиков и собственников жилья.

В условиях пандемии особую важность приобретает и расположенные поблизости от поселка больницы и качественные медицинские центры. «Второй вопрос, который задают мне сегодня потенциальные клиенты: «А какая ситуация с медициной в этом районе?». Люди опасаются, что, в случае болезни, «эвакуироваться» в Москву будет невозможно, и выбирают объекты, расположенные рядом с хорошими медцентрами», — поясняет Оксана Николаева.


Что будет пользоваться спросом
Если говорить об идеальном загородном продукте, то Алексей Аверьянов считает, что это полностью готовый «под ключ» дом в завершенном поселке или хотя бы одной из его очередей. «В идеале это должен был дом с мебелью, а участок — с газоном. Собственно, это тот продукт, который последние лет пять на рынок поставляли исключительно девелоперы точечных проектов», — уверен спикер.

Покупатели больше не готовы тратить время на обустройство и благоустройство, которые отнимают много сил и личного времени. Концепция «заезжай и живи» —  единственно верная. «К счастью, сегодня все владельцы земельных активов это четко понимают, тогда как еще год назад мы встречали искреннее удивление в глазах девелоперов, когда речь заходила не о подряде, а о строительстве домов их силами, да еще и в высокой степени готовности. Кстати, сегодня и компетенции по созданию такого продукта ценятся гораздо выше, чем раньше», — объясняет Алексей Аверьянов.

Если говорить об элитном рынке, то и тут наблюдаются серьезные изменения. «Покупатель сегодня ориентирован на классику, минимализм, американский стиль, подразумевающий свет и пространство, в прошлое ушла показная роскошь и вычурность», — отмечает Сергей Колосницын. Кроме этого, все хотят получить дом меньших площадей (а не 1000 кв. м, как раньше), небольшие участки, за которыми проще ухаживать, и современные панировки. Например, большое количество спален и подсобных помещений вместо курительных комнат, саун, бильярдных, которые были популярны раньше.

«Разрабатывая концепции новых поселков, мы стремимся к функциональности, рационализму и комфорту. Сегодня покупателя уже не нужно удивлять и поражать его воображение – он точно знает, что ему нужно, и девелоперу следует дать ему именно это», — резюмирует Сергей Колосницын.


Автор: Татьяна Рютина.